Тот самый длинный день в году...
классный час по теме

Подшивалова Светлана Михайловна

Данный материал можно использовать как на уроке литературы, так и на классном часе, посвященным событиям Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tot_samyy_dlinnyy_den_v_godu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа»

Юринский район

«Тот самый длинный день в году…»

(внеклассное мероприятие к 70-летию Победы)

                                                Учителя русского языка и литературы

                                                                  высшей категории

                                                Подшиваловой Светланы Михайловны

                                                          МБОУ «Марьинская средняя

                                                        общеобразовательная школа»

                                                                 Юринского района

с. Марьино    

                                       Тот самый длинный день в году

                                  С его безоблачной погодой

                                  Нам выдал общую беду

                                  На всех, на все четыре года.

                                                                             К. Симонов

           В июне 1941-го года началась Великая Отечественная война. На сотни и тысячи километров протянулись фронтовые дороги: Подмосковье и Смоленщина, Украина и Белоруссия, Крым и Кавказ, Ленинград и Сталинград… Места сражений, места нашей боевой славы. Было все: кровопролитные бои, горечь потерь и радость побед, тяжелый труд и лишения в тылу, где все было подчинено одному – ВСЕ  ДЛЯ  ФРОНТА, ВСЕ  ДЛЯ  ПОБЕДЫ. Все четыре года, все 1418 дней войны стали тяжелым испытанием для нашей страны, для нашего народа.

           Но издавна люди верили и верят, что красота может защитить и спасти мир. Потому в дни суровых испытаний люди не только воевали с оружием в руках и сеяли хлеб, но и писали стихи, создавали картины; звучала жизнеутверждающая музыка, рождались новые песни. «Искусство в дни войны становится голосом героической души народа», - писал А. Толстой.  

           Великую Отечественную войну снимали 257 фронтовых кинооператоров. Снимали в бою и на фронтовой дороге, на переправе и в партизанских отрядах, из кабины самолета и через амбразуру дота, из окопа… По подсчетам, скорее неполным, за 4 года войны наши кинооператоры сняли на всех фронтах три с половиной миллиона метров пленки. Они сняли войну, 33 из них погибли на ней солдатской смертью, настигшей их на переднем крае войны, где и положено было им находиться по долгу воинскому, по долгу своей профессии, потому что войну издали не снимешь; войну можно снимать только вблизи! И все, что снято ими, - это и есть зримая документальная история войны.

          Вместе с бойцами и партизанами сражалось своими фильмами и киноискусство. «Парень из нашего города» и «Жди меня» А. Столпера, «Радуга» М. Донского, «Она сражалась за Родину» Ф. Эрмлера, «Два бойца» Л. Лукова, «Боевые киносборники» вошли в сердца миллионов, они звали в бой, давали новые духовные силы миллионам людей. Фильмы Великой Отечественной – поистине художественная летопись героизма нашего народа.

          На театральных сценах ставились новые пьесы военных лет. На передовой и в госпиталях перед бойцами выступали наши известные певцы и артисты театров.

          И слово было оружием. В своих передачах с фронтов радиожурналисты представляли широкую картину военных сражений, приковывали внимание к небольшой точке фронта, группе бойцов, даже к отдельному бойцу. «Их материалы говорили: «Смотрите, какое нечеловеческое мужество у наших людей, они стоят насмерть, умирают, но не сдаются. И каждым своим подвигом приближают Победу!»

         Дневники, мемуары, очерки, статьи, стихи и проза – десятки, сотни документальных и художественных произведений доносят до нас историю Великой Отечественной войны, историю подвигов.

         Проза Великой Отечественной… Она возникла в первые же дни великой битвы. У истоков этой прозы стояли М. Шолохов и Л. Леонов, А. Толстой и А. Фадеев, создавшие бессмертные произведения о подвиге народа. Писали о войне К. Симонов и И. Эринбург, Л. Соболев и Б. Горбатов и многие другие художники слова.

          Многие писатели в дни войны надели военную форму. Одни из них стали фронтовыми корреспондентами, другие сменили перо на оружие. Боевое газетное задание вело писателя из редакционного блиндажа к переднему краю, где решалась судьба войны, вело к человеку, который держал в руках эту судьбу.

           М. Шолохов, А. Толстой, К. Симонов и другие писатели исколесили тысячи километров фронтовых дорог и писали о том, что видели, чему были очевидцами сами. Именно из статей и очерков военных лет мир узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Александра Матросова, о подвиге панфиловцев и молодогвардейцев.

           Во время войны публиковались и повести «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Радуга» В. Василевской, главы из романа «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева и другие. На сценах театров ставятся пьесы военных лет: «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука.

            Но все же основными жанрами военных лет были: публицистика, очерки, рассказы. В них художники слова обращались к людям, сражающимся на фронтах, и труженикам тыла.

            Это своеобразная летопись: в ней нет беспристрастности и спокойствия, ведь она создавалась людьми, ощущавшими себя с первого до последнего дня войны солдатами, людьми, для которых слова правды были оружием, разящим врага. Так, написанное ими, и воспринимали тогда читатели.

             Многое из того, что тогда торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней. Все те статьи, очерки, рассказы навсегда остались в памяти современников. Они стали неотъемлемой приметой той суровой поры, как голос Левитана, читающего тревожные сводки Совинформбюро и победные приказы, грозная мелодия «Священной войны», названия знаменитых сражений и имена прославленных полководцев и многочисленных героев Великой Отечественной…

       Путь к победе был труден и долог, 1418 дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

       И все 1418 дней войны вместе с народом шла поэзия.

                        Поэзия – везде. Она торчит углами

                        В цехах, в блокнотах, на клочках газет –

                        Немеркнущее, сдержанное пламя,

                        Готовое рвануться и зажечь.

                                                                     Е. Ширман

        В суровые для Родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая в стихах чувства, владеющие сражающимся народом.

        Грозная сила стихов А. Суркова, К. Симонова, О. Бергольц, А. Твардовского и других звала к отмщению, пробуждала в сердцах ненависть к врагу, жажду подвига, веру в Победу.

        Разящие, гневные и мужественные строки стихов передавали по радио рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных и фронтовых газетах. Названия многих стихов той поры гневны, призывны: «Бей врага» В. Инбер, «Если дорог тебе твой дом…» К. Симонова, «Слово ненависти» А. Твардовского.

         Поэзия времен войны разнообразна по жанрам и стилям. Эпос, лирика, сатира, разговорно-интимные интонации, стихотворения-листовки, письма в стихах, философские раздумья, лирическая исповедь – все эти средства поэзия мобилизовала для одной цели – для Победы.

          Солдатская лирика К. Симонова, народная мудрость произведений А. Твардовского, фронтовые стихи С. Орлова, С. Гудзенко, Б. Слуцкого, М. Луконина вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину. За стихами О. Бергольц встает картина трагического подвига Ленинграда. Вместе с солдатами по трудным дорогам войны прошел герой знаменитой поэмы А. Твардовского Теркин.

          Поэтическая летопись народного подвига отражает многие события тех грозных лет. И уже в самые первые дни тяжелых испытаний в поэтических строчках возникает со всей силой убежденности слово – ПОБЕДА.

           Испытало нас время свинцом и огнем,

           Стали нервы железу под стать.

           Победим. И вернемся. И радость вернем.

           И сумеем за все наверстать.

                       Неспроста к нам приходят неясные сны

                       Про счастливый и солнечный край.

                       После долгих ненастий недружной весны

                       Ждет и нас ослепительный май.

                                                                  А. Сурков. Видно, выписал писарь

                                                                  мне дальний билет. – Сентябрь 1942 г.

         Как поразительное пророчество воспринимается сегодня это стихотворение А. Суркова.

         Поэт М. Луконин написал когда-то так о Сталинграде: «Мы захватчиков его красотою разбили». Но мы разбили захватчиков не только красотой наших городов, но и душевной красотой наших лучших поэтов. Многие из них погибли, «не дописав неровных строчек, не долюбив, не досказав, не доделав» (Б. Смоленский). Кровь павших поэтов впилась неотрывными нитями в Знамя победы, воздвигнутое на Рейхстаге.

         Мы помним прошлое. И одним из самых величественных памятников является слово поэта. Стихи они и наша память, и клятва помнить живых и погибших: Я. Смеляков «У насыпи братской могилы», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины», С. Орлов «Его зарыли в шар земной» и др.

          Горит у Кремлевской стены Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Но еще четверть века до того, как он был зажжен, на пожелтевших ныне страничках газет и журналов военных лет зажегся свой, поэтический вечный огонь, восславляющий великий подвиг нашего народа.

          Спасибо за это поэтам!

         Песни Великой Отечественной… Песни, с которыми наш народ прошел по трудным дорогам войны, - песни мужества, стойкости и веры в Победу.

         С первого дня Великой Отечественной войны песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их.

         Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.

         На третий день Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года, в газетах было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». Его прочел композитор А. Александров – и почти сразу сочинил музыку. И уже в начале июля 1941 года песня «Священная война» была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

                        Вставай, страна огромная,

                        Вставай на смертный бой

                        С фашистской силой темною,

                        С проклятою ордой.

                                    Пусть ярость благородная

                                    Вскипает, как волна!

                                    Идет война народная,

                                    Священная война.

         Как воинская присяга, звучала песня. Как священная клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания.

          Так началось сознание «песенной летописи» Великой Отечественной войны.

                        Чтоб от песни сердцу было тесно,

                        Чтоб гремела песня та трубой,

                        Чтоб за край родной под эту песню

                        Шли сыны мои на смертный бой.

                                                                           А. Сурков.

        И такие песни были созданы. Вслед за «Священной войной» появились «До свиданья, города и хаты» М. Блантера, «На врага, за Родину, вперед» И. Дунаевского, «Песня смелых» В. Белого, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова и др.

         И лирические песни о любви к родному краю – «играй, мой баян» В. Соловьева-Седого, «Песня о Днепре» М. Фрадкина, «Под звездами Балканскими» М. Блантера – тоже прекрасно выражали патриотические чувства наших людей.

         Многие песни военных лет – это эпические повествования о героях, их подвигах – «Ой, туманы, мои растуманы» В. Захарова.

         Подлинными вершинами песенной лирики можно назвать «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого на слова А. Чуркина и «Дороги» А. Новикова на слова Л. Ошанина.

         Многообразен мир фронтовых песен: «В лесу прифронтовом», «Темная ночь», «В землянке», незатухающий «Огонек» и множество других.

         Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Зимой 1941-1942 годов по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня:

                        Бьется в тесной печурке огонь,

                        На поленьях смола, как слеза.

                        И поет мне в землянке гармонь

                        Про улыбку твою и глаза.

          Слова и мотив передавались из уст в уста. Песня приходила безымянной, и ее окружали легендами – будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.

          Песня, действительно, родилась в «белоснежных полях» Подмосковья. Фронтовой корреспондент, поэт А. Сурков, выходя из вражеского окружения, попал … на минное поле. Это было, действительно, «до смерти – четыре шага», даже меньше… После всех испытаний написал жене письмо и вместе с письмом послал ей стихи, которые стали любимой народной песней «В землянке». 16 стихотворных строк, положенные на музыку композитором К. Листовым, отразили все, что наполняло в те дни душу бойца: боль разлуки с любимой, ненависть к врагу, уверенность в Победе.

        В грозные годы войны художники нашей страны вместе с народом пережили и горечь неудач, и радость побед. Многие художники вместе с армией прошли путь от Бреста до Москвы и берегов Волги, и обратно, от Москвы до Берлина, Праги, Белграда.

         Фронтовые плакат и рисунок – реликвии той суровой поры. Плакат, самый мобильный из всех видов изобразительного искусства, первым призвал к защите Отечества. Уже 24 июня 1941 года появилась работа Кукрыниксов «Беспощадно уничтожим и разгромим врага!»

         Со стены Исторического музея уходящих с парада 7 ноября 1941 года на фронт бойцов напутствовал плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», равный по мужеству и силе песенному гимну сорок первого – «Священной войне».

         В разных сюжетах и неодинаковыми выразительными средствами осмысливали войну художники. Острота и документальная точность фронтовой действительности, светлая память о погибших, взволнованное отражение героической истории страны.

         Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал в 1942 году художник П.Д. Корин («Я писал непокорный, гордый дух нашего народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост»). Когда был освобожден от фашистов Новгород, при въезде в город бойцы поставили щит с изображением Александра Невского с картины Корина и рядом щит с надписью «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского стали боевой клятвой наших воинов.

          Темы исторического прошлого переплетались с темами героического настоящего.

          Одним из ярких полотен стала картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.). Художник показал небывалую отвагу и стойкость моряков – защитников города. Сколько ярости и порыва в их штыковом ударе! Это картина беспримерной отваги людей, которые или побеждают, или умирают. Таких людей нельзя сломить, поставить на колени, нельзя победить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала полным голосом в самый грозный год войны, взеляя уверенность в грядущей победе.

        Наверное, наша живопись была бы гораздо беднее без полотен, созданных во время войны. Разве забудешь когда-нибудь беспомощную детскую, будто спящую фигурку пастушка, прошитого фашистской очередью? В 1942 году А. Пластов написал эту драматическую картину -  «Фашист пролетел».

         Белая громада Софийского собора, пейзаж древнего города встают образом вечной вольницы, грозным гневом народа, защищающего свою Отчизну, в полотне Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода».

         Большое полотно П. Кривоногова «Победа» производит впечатление огненного фейерверка – таков его эмоциональный заряд. И в то же время это документ, отразивший событие, свидетелем которого был сам художник в Берлине. Картина выросла из торопливого, как телеграмма, карандашного наброска, сделанного 2 мая 1945 года.

       Когда говорят пушки, музы молчат. Но это не так. В годы войны музы не молчали. В годы Великой Отечественной войны искусство тоже сражалось, оно вселяло в людей надежду, веру в Победу.

       Музы военных лет. Наша память, отлитая в бронзу и воплощенная в камень, запечатленная на полотнах картин и на кинолентах тех лет, написанная прозой и стихами, отразившаяся в музыке, и в так дорого для всех звучавших фронтовых песнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самой лучшей маме в самый лучший день

внеклассное мероприятие по теме "Семьянин"...

воспитательное мероприятие "Самый лучший день в году"

Воспитательное мероприятие: "Самый лучший день в году" для осенне- зимних именинников 5-6 -7 классы...

Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка»

Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка» ...

Эссе "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Конкурс "Педагог года-2015"

В эссе отображены основные мысли педагогической деятельности учителя, размышления о роли педагога в жизни ребенка....

Праздник именин : "Самый лучший день в году"

Цели: Поздравить детей с днем рождения.            Создание дружеской атмосферы, позитивного настроя у детей.            Воспитание творческ...

Педагогический совет. "«Ключ ко всему - в воспитании», или самый длинный, но верный путь к успеху…"

Воспитание детей – это работа. Серьезная и ответственная.Сколько перечитано, пересмотрено, а однозначные ответы на вопросы о правильном воспитании детей так и не найдены&helli...