Поэзия «серебряного века»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бобрышева Наталья Ивановна

Поэзия «серебряного века» - это интегрированный урок по литературе, истории и  музыкальной литературе.   На уроке ребята получают представление о понятии «серебряный век» русской поэзии, о многообразие поэтических форм данной литературной эпохи, об  искусстве и характерных чертах культуры того времени (рубеж  XIX – XX в.в.); знакомятся с краткой биографией и эстетической концепцией поэтов «серебряного века»,  получают  представление  о внутренних связях литературы и музыки; продолжают работу над анализом поэтического текста. Этот урок необходим перед изучением творчества поэзии, драматургии и музыки серебряного века. Урок иллюстрирует видио презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поэзия «серебряного века»57.01 КБ

Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

преподаватель Воронежского музыкального

колледжа им. Ростроповичей

Поэзия «серебряного века»

Интегрированный урок по литературе, истории и музыкальной литературе.

Цели:          1. Дать представление о понятии «серебряный век» русской

                         поэзии.

                     2. Показать многообразие поэтических форм данной

                          литературной эпохи.

                     3. Дать общее представление об основных направлениях    

                         модернизма: символизме, акмеизме, футуризме.

                     4. Путём анализа стихотворений показать разницу в поэтике

                          символизма, акмеизма, футуризма.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  1. познакомить с особенностями творчества символистов, акмеистов и футуристов;
  2.  на примере произведений художников, композиторов и драматургов разных направлений выявить характерные черты;
  3.  отработать умения анализа текста художественного произведения.

2.Воспитательные:

  1. приобщить учащихся к произведениям мировой культуры;
  2. учиться чувствовать и переживать, понимать и оценивать внутренний мир лирического героя;
  3. воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.

3.Развивающие:

  1. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  2. закрепить умения и навыки работы в программных приложениях Microsoft Office Word, Power Point.

4.Здоровьесберегающие: 

  1. соблюдать правила и нормы работы на компьютере;
  2. упражнения по системе «Дыхательная гимнастика Стрельниковой».

Оборудование урока:

1. мультимедийный ПК, проектор.

2. презентация (Power Point) с включением цитат, иллюстраций, музыкальных фрагментов.

3. раздаточный материал  (стихотворения поэтов данного периода).

                                       

                                              Ход урока

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока, цели, задачи.

II. Установка на восприятие

- Как вы понимаете выражение «золотой век» русской литературы?

  Какой период так называют?

- Каков, по-вашему, смысл выражения «серебряный век»?

 Деятельность  учащихся

Отвечают на вопросы.

III. Основные положения лекции учителя литературы

  1. На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

На уроке мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание.

Историческая справка  (ученик 1)

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

  • 1890 – экономический рост
  • 1894 - Николай II
  • С 1902 – политические партии
  • 1904-1905 – русско-японская война
  • 1905 – первая русская революция
  • 1906 – I Государственная Дума
  • 1914 – начало Первой мировой войны
  • 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.

Научные открытия

  • Открытие рентгеновских лучей
  • Исследование радиации
  • Создание квантовой теории
  • Изобретение беспроволочной связи

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного.

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. (слайды №2-4)

Литературная справка  (ученик 2)

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

1) модернизм (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством.

    2) декаденство (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Деятельность  учащихся

Записывают в тетрадь основные положения (слайды № 2, 3).

Основные  модернистические течения

 Деятельность  учащихся

Записывают в тетрадях основные положения лекции.

2.Символизм

          Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. " Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности».

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство». (слайды № 5-7)

Вл. Соловьёв оказал сильнейшее влияние на «младших» символистов, благодарно и творчески развивших его основные мотивы — вечной женственности, мировой души, катастрофических предчувствий, его учение о «теургической» и пророческой миссии искусств. (слайд  № 8)

Чтение и анализ стихотворения В. Соловьёва «Знайте же: вечная женственность ныне».

Знайте же: вечная женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

Все, чем красна Афродита мирская,

Радость домов, и лесов, и морей,-

Все совместит красота неземная

Чище, сильней, и живей, и полней.
1898

Здесь София предстает в облике прекрасной юной Девы, "небесной Афродиты", олицетворяющей романтическую идею Вечной Женственности - музы и вдохновительницы поэтов и влюбленных. И многие русские поэты конца XIX - начала ХХ века вдохновлялись поэтическим образом Соловьева, воспели и развили его в своем творчестве. Вспомним хотя бы "Стихи о Прекрасной Даме" А. Блока, "Кубок метелей" Андрея Белого и другие произведения символистов.

Анализ стихотворения А. Блок «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (см. приложение 1)

Искусствоведческая справка  (ученик 3)

Настроение русских  символистов нашло глубокое, проникновенное отражение в музыке и драматургии. (слайды № 9,10)

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.  Наряду с театром Чехова возникает новая драматургия Всеволода Мейерхольда.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

3. Акмеизм

       В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу  "Цех поэтов". В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов. Это модернистическое   течение ,   декларировавшее   конкретно-чувственное восприятие    внешнего   мира ,      возвратило   слову   его   изначальный ,    смысл.  Для  поэтов-акмеистов  характерно  наполнение образа живым теплом,  точность  и  жизненность  детали,  тяготение  к   сюжету  и  диалогу  в   отличие   от   неопределённой   музыкальности  символистов ;   ясность   и отточенность  формы,  культ ремесла. Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью, терзаемой страстями женской души (текст слайдов № 11-12)

Чтение и анализ стихотворения Н. Гумилёва «Жираф» (приложение 1)

Искусствоведческая справка  (ученик 4)

      Настроение русских  акмеистов нашло отражение в творчестве музыкантов и художников (слайды № 13,14).

     В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами (Ф.Малявин, В Коровин, Б.Кустодиев).

4.Футуризм

      Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Это авангардистское   течение   в  европейском  и   русском   искусстве  начала    XX   века,    отрицавшее    художественное    и    нравственное    наследие , проповедовавшее разрушение форм  и  условностей  искусства  ради  слияния его с ускоренным жизненным процессом.  Прошлое,  в том числе и искусство прошлого,   футуристы   рассматривали   лишь   как   «собрание  окаменелых ценностей»: «… Бросить Пушкина, Достоевского,  Толстого  и  проч., и проч.  с  Парохода  Современности…»      Стремление  создать  новое  –  подлинное  – искусство.    Футуристы  не  только обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством. (текст слайдов № 15 - 17)

      В1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

      Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими слов.

      Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Литературная справка (ученик5)

     Хлебников совместно с Крученых выступил с декларацией «Слово как

таковое»,  которая может считаться предтечей позднейших теории Опояза

и формализма. Главная мысль декларации — «произведение искусства —

искусство слова».  Хлебников решительно разграничивал язык поэзии

и язык быта. У Хлебникова в его подходе к слову был ряд различных аспектов:

1) обращение к корню слова и при помощи различных префиксов и суффиксов образование новых слов,  напоминающих древнеславянскую речь; 2) «звукопись», в которой слова подбирались по своей эмоционально-звуковой выразительности. Это приводило к «зауми», то есть к отказу от предметного смысла речи, превращение ее в чисто звуковой ряд;

3) «звездный» или «мировой» язык («азбука ума») — попытка создания иероглифического языка понятий. И это удавалось Хлебникову, когда просто языковой эксперимент превращался в факт эстетический.  Так было с известнейшим стихотворением «Заклятие смехом», когда из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов и префиксов русского языка.

  О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

                                              Что смеются смехами,

       что смеянствуют смеяльно,

    О, засмейтесь усмеяльно!

                 О, рассмешниц надсмеяльных —

      смех усмейных смехачей!.

Его неологизмы восходят к русским и славянским корням, образуются при помощи русских же суффиксов.

Помирал морень, моримый морицей,

                                   Верен в веримое верицы ...

Хлебников смело использует поэтику «сдвига», когда стих затруднен многочисленными ритмическими и метрическими перебоями и сдвигами,

а это противостоит как гладкости стиха классической поэзии XIX  века, так

и безупречной форме поэтов символизма и акмеизма.  Вот

некоторые примеры: синтаксический сдвиг в поэме, «Вила и леший»:

Он покраснел, чуть- чуть рассержен,

                                    и покраснел заметно он;

инверсионная расстановка слов:

                                    И на плечо ее прилег

                                    Искавший отдых мотылек;

смешение архаизмов,  традиционно –поэтических выражений с бытовыми

выражениями, что создает гротескный план, комически осмысляемый:

                                     Он телом стар,  но духом пылок,

                                      Как самовар блестит затылок.

 И это удавалось Хлебникову, когда просто языковой эксперимент превращался в факт эстетический.  Так было с известнейшим стихотворением «Заклятие смехом», когда из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов и префиксов русского языка.

Анализ стихотворения  В. Хлебникова «Заклятие смехом» …» (см.

приложение 1)

Искусствоведческая справка  (ученик 4)

Творчество русских  футуристов нашло отражение в творчестве композиторов,  художников и  драматургов.  (слайды № 18,19).

Литературная справка  (ученик 5)

      Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского,  Эго-футуризм Северянина.  Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков». К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. (слайд № 20)

Вывод.

     Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад

в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

IV.Закрепление знаний

  Деятельность  учащихся

Самостоятельная  работа  с  приложением 1, 2 .

Задание:  сделайте анализ стихотворений (приложением 1).

Задание: заполните таблицу (приложением 2).

V.Домашнее задание:

1.Прочитать  статью  учебника  о  символизме.    Сделать  в  тетрадях  конспект статьи учебника о жизни и творчестве А. А. Блока.

2. Подготовить сообщение на тему «Поэзия А. Блока в творчестве Г. Свиридова».

3.Сделать презентацию «Символизм А. Блока».

К приложению 2

     символисты

       акмеисты

     футуристы

                                                             О б щ и е   с в е д е н и я

                                                             Ц е л ь  т в о р ч е с т в а

Расшифровка тайнописи , воплощенной в слове, пророчество.

Возвращение поэзии ясности, вещности.

Вызов традиции

                                                            О т н о ш е н и е  к  м и р у

Стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты.

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков.

Одержимость идеей разрушения старого мира.

                                        О т н о ш е н и е  к  с л о в у

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи.

Стремление придать слову определенное, точное значение.

Интерес к "самовитому слову", словесным деформациям, создание неологизмов.

                                                        О с о б е н н о с т и  ф о р м ы

Господство намеков и иносказания,  знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.

Конкретная образность, "прекрасная ясность".

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

Приложение 1.

Задание: сделайте анализ стихотворений.

А. Блок «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
1) Выразительное чтение стихотворения.
2) Дата написания - 4 июня 1901г., время, когда поэт находился под влиянием философии Вл. Соловьёва о Вечной Женственности, о Мировой Душе.
3)Место в творчестве:  это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе СИМВОЛИЗМА.
4)Тема: Ожидание встречи с НЕЙ.
5)Проблема: Сомнение лирического героя в том, что может  узнать ЕЁ, так как  облик ЕЁ, обретя земное воплощение, может измениться и утратить свою индивидуальность.
6)Какие слова передают это переживание?
«Года проходят мимо»,
 «Молча жду, тоскуя и любя».
 
«Страшно мне: изменишь облик ТЫ».
«О, как паду и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты…»

 7) Как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения?
(от трепетного ожидания встречи с НЕЙ  и всё возрастающей тревоги  до отчаяния в надежде на встречу, что для лирического героя равносильно смерти).
8)Какими художественными приёмами создаётся облик ЕЁ? ( Наблюдения над лексикой, символикой, стилистикой).
- Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:
«весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, при этом автор использует приём анафоры:  «весь горизонт в огне»,  «как ясен горизонт» - возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ, КУПИНЫ.
Чувство надежды на появление  ЕЁ передано возвышенной лексикой:
«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя мечты».   
Обращение к НЕЙ: ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.
Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик -  от соприкосновения с миром хаоса. На этой тревожной ноте и заканчивается стихотворение.

Н. Гумилёв «Жираф» 

1) Выразительное чтение стихотворения.
2) Дата написания - 1907г., Париж и является одним из наиболее известных произведений этого поэта.

3)Место в творчестве:  это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе акмеизма.

4) К какой лирике можно отнести это стихотворение  (К философской и к любовной лирике. Любовная линия просматривается через монолог лирического героя и его возлюбленной. Философское осмысление места и роли человека в жизни).

5) Попытки вдохнуть жизнь в существование лирической героини, показать ей краски и запахи другого, радостного, яркого мира, не увенчиваются успехом.

6) Каков смысл названия цикла?

Для автора жираф является символом яркого, красочного, животрепещущего бытия, наполненного и брызжущего впечатлениями. И перед нами уже не простое млекопитающее, а наделенное магической силой животное, которое может исполнить все мечты, подарить сказку о прекрасном и стать проводником в новый чудесный мир.

Для самого Н.Гумилева эта сказка является самой настоящей реальностью, которую можно достать, увидеть, прочувствовать.

7) Каков сюжет стихотворения?

8) Найдите в тексте стихотворения реалистические детали.

(Стихотворение имеет романтическую окраску. Действие происходит вне реального времени и пространства: «дивного сада»,, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до обращение к экзотическим пейзажам: «мраморного грота», «стройных пальм»,, необычным местам, «тяжелый туман», «кроме дождя», колоритным персонажам и героям.)

9)Какие художественные средства использует поэт в своем произведении, которые позволяют достичь наибольшей выразительности. (эпитеты  -«изысканный», «волшебный», «чудесное», «веселое», «таинственное», «немыслимое»; рефрены «На озере чад изысканный бродит жираф», противопоставление: жара и колорит Африки с экзотикой еще больше оттеняют дожди и слезы, недоверие и разочарование девушки; а «страсть молодого вождя» подчеркивает невинность и печаль лирического героя, вызванные страданиями его собеседницы.

10)Каким размером написано стихотворение?

Стихотворение написано дактилем, с использованием перекрестной рифмы (abab).

11) Каков обобщённый образ героя?

Может быть, сам лирический герой станет для девушки тем символом, который принесет счастью, который сможет осушить ее слезы и сделать сказкой всю ее жизнь?

Анна Ахматова «Творчество»

1.В русле какого литературного направления начинала своё творчество А.А. Ахматова.
2.Определите ведущую тему стихотворения.(творчество)
3.Как называется художественное преувеличение, использованное А.А. Ахматовой для «усиления» образа наступившей тишины: « Так вкруг него непоправимо тихо,/ Что слышно, как в лесу растет трава»…(гипербола)
4. Из приведённых ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последних  8 строках стихотворения:
1
) метафора               
2)анафора    
3)ирония                
4)
эпитет               
5)
олицетворение
5.Определите размер, которым написано стихотворение? (ямб)
6.Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике Ахматовой, посвящённой теме поэта и поэзии?

В.Хлебников «  «Заклятие смехом»»

1) Выразительное чтение стихотворения.

2) Место в творчестве:  это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе футуризма.

3)Тема: через смысловой «знак» Хлебников пытался построить мифологическое сознание,  найти в «самовитом слове»  корни мифологических представлений.

4) Какими языковыми приёмами пользуется поэт? (морфемы, неологизмы, поэтику «сдвига, синтаксический сдвиг, смешение архаизмов,  традиционно –поэтических выражений с бытовыми выражениями).

Хлебникову удалось превратить языковой эксперимент в факт эстетический.  Так было с известнейшим стихотворением «Заклятие смехом», когда из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов и префиксов русского языка.

  О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

                                              Что смеются смехами,

       что смеянствуют смеяльно,

    О, засмейтесь усмеяльно!

                 О, рассмешниц надсмеяльных —

      смех усмейных смехачей!.

Его неологизмы восходят к русским и славянским корням, образуются при помощи русских же суффиксов.

Приложение 2
 

символисты

акмеисты

футуристы

О б щ и е   с в е д е н и я

Ц е л ь  т в о р ч е с т в а

О т н о ш е н и е  к  м и р у

О т н о ш е н и е  к  с л о в у

О с о б е н н о с т и  ф о р м ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»

Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...

Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.

Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...

Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.

Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....

Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каки...