Был ли иной путь у Катерины? Урок литературы в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ильченко Елена Михайловна

   Урок литературы посвящён заключительным главам пьесы А. Н. Островского « Гроза». Мы постараемся с точки зрения православной морали понять, почему Катерина решилась уйти из жизни, и был ли у неё иной выход? А также поговорим о ценности человеческой жизни. Урок  проводится в форме диалога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byl_li_inoy_put_u_kateriny.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №3 с. Китаевского

                           

         

                     

Был ли иной путь у

 Катерины?

Урок литературы по драме А.Н.островского «Гроза»

                             

        

Учитель русского языка и литературы

Ильченко Е.М.

                                                               

1. Орг. момент.

              Сегодняшний урок литературы посвящён заключительным главам пьесы А. Н.

Островского « Гроза». Мы постараемся с точки зрения православной морали понять, почему Катерина решилась уйти из жизни, и был ли у неё иной выход? А также поговорим о ценности человеческой жизни. Урок мы проведём в форме диалога. Давайте вспомним, по каким основным правилам строится диалог?

Это должно быть взаимо ... ( слайд диалог).

11. Слово учителя.

Дар напрасный, Дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль, зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

А. С. Пушкин

О жизнь! Ты миг, но миг прекрасный,

Мне не возвратный, дорогой:

Равно: счастливый и несчастный

Расстаться не хотят с тобой.

А. Апухтин.

Жизнь похожа на ранний дождь,

 Быстрый, шумный, отважный.

Пролетела, и не найдёшь

Капли, сгибнешь от жажды!

 Жизнь похожа на злой огонь,

На пожар басурманий:

Отпылает, как чей-то конь

Вдруг проскачет в седом тумане.

 Жизнь - призванье и серый быт

 Жизнь - и край, и планета.

И в XIX, и в ХХ, и в ХХI веке люди задумывались о смысле жизни. И недаром мы начали урок именно этими словами.

- Что может быть ценнее и дороже человеческой жизни? Как вы думаете, в чём её смысл? Это философский вопрос, но, тем не менее, он волнует каждого из нас, особенно в вашем возрасте.

Задание № 1

Повернитесь друг к другу и образуйте группы по четыре человека. Постарайтесь сейчас наметить свои жизненные цели. Чего бы вы хотели добиться в жизни? ( слайд вопросы), (слайд жизненные цели).

- Как видите, ребята, у каждого свой путь, своё предназначение.

- А имеем ли мы право прерывать жизнь по собственной воле? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к драме А. Н. Островского « Гроза», к её заключительным действиям.

Задание  № 2

Учит. - Вспомним главных героев драмы. Давайте на минуту представим, что вы герои пьесы. Я буду называть качества героев, а вы постарайтесь их узнать. ( Слайд)

Дети. Катерина, Тихон,

Кабаниха, Дикой,

Варвара, Борис Григорьевич.

Учит. - Давайте обратимся к образу Катерины. Она в центре драмы. Её имя переводится как чистая. Какие же черты характера воспитали родители в Катерине? (слайд)

- А каково её положение в доме Кабановых? Был ли брак с Тихоном по любви

Дети (предполагаемый ответ).

(Нет, выдавали замуж по сговору. Тихон по-своему любит Катерину, но не может противостоять матери, разрывается между ней и женой, поэтому старается уйти из дома, выпить, погулять. Но их брак освящён церковью. Незыблемость моральных устоев общества. Всегда. Даже, если жизнь чем-то неудобна и невыносима. Согласно этим устоям узы, освящённые церковью, нерушимы, если они и наложены без радости. А остальное - это грех, хоть он и освящён любовью. Беспрекословное подчинение свекрови. Муж - глава). ( слайд венчание)

Учитель.

Муж - повелитель твой, защитник, жизнь,

Глава твоя. В заботах о тебе

Он трудится на море и на суше,

Не спит ночами, в шторм выносит стужу

, Пока ты дома нежишься в тепле,

Опасностей не зная и лишений.

А от тебя он хочет лишь любви,

Приветливого взгляда, послушанья

Ничтожной платы за его труды.

Как подданный обязан государю,

Так женщина - супругу своему.

- Давайте вспомним великого Пушкина и, прежде всего, Татьяну и Онегина.

Почему она не изменила своему мужу, хотя не любила его? Что ответила Онегину? Маша Троекурова отвергает Дубровского после венчания. Что за долг двигал ею?

- Имела ли право Катерина любить другого мужчину? Почему?

- Она сама это понимает?

Дети. (Предполагаемый ответ).

Да. Она верующий человек. Её вера чиста и сокровенна в отличие от веры Варвары, которая приспосабливается, врёт; от Кабанихи - для неё вера - лишь показное, ненастоящее. Для Дикого её вообще не существует.

Учитель. - А Борис? Достоин ли он, по-вашему, любви Катерины?

Дети. - Нет. Он такой же безвольный, как и Тихон.

Учит. - Понятий «любовь», «любить», «любовник» не существовало в старой России. Как же тогда назвать Бориса? Он прелюбодей. Катерина и Борис совершили грех прелюбодеяния.

(слайд прелюбодеяние)

- Полюбив запретной любовью, обрела ли счастье Катерина? (нет) Что ещё пострадало? (честь семьи)

- Вспомним Лермонтова « Песню про купца Калашникова ... » Почему вышел на бой Калашников? Что он защищал?

Дети. - Честь семьи.

Учитель. - А счастлива ли Дуня Вырина?

- Великий Крамской в 1883 году пишет свою « Неизвестную». Она до сих пор глядит на нас глазами, полными тоски и душевной боли, которые старается прикрыть высокомерием. И мы пытаемся понять, какую же цену платит она за окружающее её благополучие. И ясно лишь одно - нерадостная это цена.

- Вот, оказывается, почему так страдает Катерина.

- Что она говорит Варваре?

Дети.  - Врать-то я не умею! Скрыть-то не могу!

Учитель.  - Может ли она и дальше молчать?

Дети. - Нет. Она чиста, и содеянное тяготит её.

Учитель.  - Что предлагает ей Варвара?

Дети. - Скрыть своё падение.

Учитель.  - Если бы она это сделала, то что бы с ней было? Подумайте.

(Слайд   варианты).   И тогда Катерина кается всенародно.

Задание №3

(Работа с текстом) Обратимся к сцене покаяния. (Действие 4, явление. 5).

Учитель.  - Где всё происходит?

- Кто при этом присутствует?

- Как ведёт себя Катерина?

- Силу или слабость проявила она, покаявшись?

Дети. - Силу. Только сильная личность способна на такой поступок.

Учитель.  - Чистосердечно признавшись, Катерина была прощена мужем. Но не свекровью. Перед нею теперь два пути. Какие?

Дети. - Вернуться в дом Кабанихи и покориться или уйти из жизни. Жизнь для неё

уже не имеет смысла: душа-то уже погублена!

Для неё важно было покаяться! Она ещё страстно хотела жить.

Учитель.  - Но она любит Бориса и тем труднее ей возвратиться к свекрови и Тихону. И

что она ещё делает?

Дети.

- Идёт к  Борису. Но он слабый человек и отказывается от неё.

Учитель.  - Да. Катерина решила за всё ответить сама. И поэтому просит Бориса

только молиться о её грешной душе. И решается ещё на более тяжкий грех. Какой? (Слайд)

- Самоубийство исключает возможность покаяния. Катерина это знала. По народному преданию, её смерть напоминает нам добровольный уход в мир природы. Человек превращается в птицу, дерево, цветок.

- Какой она представляет свою могилу?

Белая берёзонька - это я молода,

Шелковая трава - моя русая коса,

Чёрный тёрн - мои чёрные очи ...

- Поэтому для калиновцев смерть Катерины - смерть праведницы, хотя и похоронят её не на кладбище.

Учитель.

и пришлось нам нежданно- негаданно

Хоронить молодого стрелка,

Без церковного пенья, без ладана,

Без всего, чем могила крепка ...

- Когда похоронят Катерину, будут ли за неё молиться в Церкви?

Дети.

- Нет. Она это знает и говорит:

- Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться ...

Учитель.  - Катерины не стало, сожалеем ли мы об этом? Был ли У неё иной выход?

К кому можно было бы обратиться, кроме Церкви в наше время человеку попавшему в трудную ситуацию?

Дети.

- К психологу.

Учитель  - Правильно. Современные психологи используют специальные механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Это составление двух списков: позитивные и негативные стороны.

Задание № 4

- Возьмите листы бумаги и попробуйте составить таблицу для будущей жизни Катерины. (Музыка).

Учитель  - (Слайд) Итак, чего же больше у неё: позитивного или негативного?

Если мы закроем колонку с негативным списком, то жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свою жизнь, но и построить её заново.

- Так кто же она, Катерина: жертва, праведница, луч света, на миг озаривший « тёмное царство», или свеча, трепетная, беззащитная, рассеивающая живой свет? До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос.

Но мы живём в 21 веке. Нравы и устои общества изменились. И мужчины, и женщины свободны в своём выборе. Браки совершаются по любви. Поэтому никогда не стоит посягать на свою жизнь. Надо помнить одно: всегда можно найти выход из сложившейся ситуации. Ведь жизнь одна и прожить дважды её нельзя. Однако, в наше время тоже совершаются самоубийства, причины которых различны. ( Слайд статистика ). (О сектах).

Если так будет продолжаться и дальше, то к 80 году нас останется только 38 млн.

Задание № 5

- Возьмите листочки и напишите с одной стороны ваши положительные качества, а с другой - отрицательные. Теперь отрицательные оторвите. Посмотрите, какие вы замечательные, добрые, умные. Живите и радуйтесь жизни. И всегда помните, что

Учит. Минутность пребыванья на Земле

 запечатлеет каждый, как умеет;

 Коль притяженье зла преодолеет

Он будет памятен вдвойне

А если добра оставит след

Иль сотворит во благо дел прекрасных,

 Пусть знает: жил мгновенье не напрасно

И на века оставил звёздный след.

- Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Какой вывод мы можем сделать?

Был ли всё-таки иной путь у Катерины?

        С точки зрения христианской морали Катерина не имела права уходить из жизни по собственной воле. Если мы все это будем помнить, то сколько жизней можно спасти. Православный взгляд на русскую классическую литературу - единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми - они с молоком матери впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки.

Но есть и другие взгляды на поступок Катерины, поэтому дома вы

1. Познакомьтесь со статьями Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и

Д.  И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Ответьте на вопросы:

- Почему Добролюбов считал, что характер Катерины - «шаг вперёд не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе»?

- Почему Добролюбов назвал Катерину «Луч света в тёмном царстве»?

- Почему Писарев отказывается считать «лучом света» героиню «Грозы»? (Задание

выполнить по хрестоматии).

2. Индивидуальное задание:

- Трактовка образа Катерины актрисами Стрепетовой и Ермоловой.

3. Мини-сочинение «Что вы вкладываете в понятие «жизнь»?

«Всё, что происходит в жизни - это уроки?». (Тема по выбору) Согласны ли вы с этим?

Учитель.  - Спасибо вам, ребята за урок.

Все, кто принял участие в нашем диалоге, получают пятёрки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....