Конспект занятия по поэме А.Блока "Двенадцать"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Голубева Анастасия Владимировна

В программе по литературе для 1 курса СПО на изучение творчества А.Блока отведено 4 часа, то есть два занятия, одно из которых мы посвятили анализу его поэмы "Двенадцать".

В набор материалов к занятию входят:

технологическая карта;
презентация (или распечатки);
иллюстрации Анненкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта22.81 КБ
Файл Презентация91.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по КТП: Поэма А.А. Блока «Двенадцать»

Записать тему на доске.

У каждого на столе – текст поэмы.

Этап 1. История создания

На каждой парте - дневниковые записи Блока.

Когда была создана поэма? Что происходило в это время в России и мире? (Вспомните сведения из курса истории)

Легко ли давалось Блоку творение? (Изучите дневниковые записи Блока и сделайте вывод)

Этап 2. Понимание текста

На каждой парте – таблица. Сопоставьте фразу и то, о чем в ней идет речь:

1

"Вся власть Учредительному Собранию!"

а

устар., книжн. красноречивый человек, оратор

2

«На спину б надо бубновый туз!»

б

Деньги, выпускавшиеся Временным правительством под руководством Керенского.

3

- Ох, Матушка-Заступница!

в

Фраза из панихиды: заупокойной церковной службы.

4

Должно быть, писатель –

Вития...

г

Богородица

5

Вон барыня в каракуле

д

Христианская традиция: на праздник Пасхи даже

незнакомые люди христосуются, то есть

целуются трижды в щеки.

6

Подходи -

Поцелуемся...

е

Этим знаком отмечали каторжников.

7

- У ей керенки есть в чулке!

ж

Представительный орган, созванный для определения

государственного устройства России.

8

Упокой, господи, душу рабы твоея...

з

Вид меха, из которого делают шубы.

Этап 3. Жанр и композиция.

Под диктовку: Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) — а) это лиро-эпический жанр, повествовательное произведение с ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Автор может выступать участником или комментатором событий.

б) Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма.

На каждой парте – перечень особенностей древней поэмы.

Отражены ли эти жанровые особенности в «Двенадцать»? Следовательно, можно ли

Выдать каждой парте 1 лист А4.

Задание: поделить его в соответствии с количеством глав, выписать на каждую часть – о чем идет речь в этой главе Сопоставьте части, связанные одной темой. Как называется такая композиция?

Этап 4. Стиль

На парте – отрывки из поэмы. Обратите внимание на использованные ритмы, распределите отрывки по группам:

Городской романс

Песня

Частушка

Марш

К речи какого социального слоя относятся фразы и выражения:

А) «Товарищ! Гляди В оба!», «сукин сын, буржуй»

Б) «Утек, подлец!», «Лежи ты, падаль, на снегу!», «Ужь я ножичком Полосну, полосну!..»

В) «идут державным шагом», «Нежной поступью надвьюжной,

     Снежной россыпью жемчужной,

     В белом венчике из роз»

Используя речь разных социальных слоев, автор достигает явления

А)полифонии, то есть многоголосия, что символизирует разнообразие и изначальное разногласие персонажей поэмы.

Б) полифонии, то есть многоголосия, что символизирует слаженность и согласие персонажей поэмы.

Сделайте вывод: к какому стилю речи можно отнести это произведение?

Этап 5. Художественные средства

Как называются приемы, использованные автором в этих строках:

1.Черная злоба, святая злоба...; товарищ поп

2.Черный вечер. Белый снег.

Вспомните определение символа. Работа по группам. Что может символизировать

А) ветер

Б) облезлый пёс

Г) Иисус Христос

Д) число 12

Этап 6, завершающий. Смысл поэмы. Мини-сочинение.

  1. Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?
  2. Проблема исторической судьбы России.
  3. «Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» (А.Блок)
  4. "Слушайте музыку революции..."


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока “3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов )”. “8 января. Весь день “Двенадцать””. “11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое )?” “15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “ конец исторического процесса ”…” “22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет ”. “25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”. “27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. Двенадцать””. “28 января… “Двенадцать””. “29 января… Сегодня я – гений!” “18 февраля… Ч то Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Слайд 2

Особенности содержания древнегреческой поэмы : 1) в основу поэмы полагается важное событие, имеющее народное или государственное значение; 2) широко вводится описательный элемент; 3) в изображение человека вводится трогательное; 4) в событие вносится чудесное: сны, оракулы, непосредственное участие высших существ, олицетворения отвлеченных понятий; 5) высказываются личные верования и убеждения поэта; 6) вводятся намеки на современность. Особенности формы древнегреческой поэмы: 1) поэма начинается вступлением, в котором указывается содержание поэмы и призвание Музы; 2) поэма, имея единство, группируя содержание около одного важнейшего события, разнообразится эпизодами, т.-е. такими вводными событиями, которые, сами составляя целое, примыкают к главному событию поэмы, нередко как препятствия, замедляющие его движение; 3) начало поэмы по большей части вводит читателя в середину события; 4) предшествующие события узнаются из рассказов от лица героя.

Слайд 3

Городской романс Народная песня Частушка Марш ??? ??? ??? ??? 1.Как пошли наши ребята В красной гвардии служить - В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! 3.В очи бьётся Красный флаг. Раздаётся Мерный шаг 2.Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу... 5.Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, 4.Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! 6.Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Слайд 4

Высказывания об образе Иисуса Христа в поэме «Двенадцать» « В грохоте революции он расслышал нежную поступь Христа» (П.Медведев 1923г.) «Образ Христа – большая и бесспорная неудача» ( С.Штурт ) « Христос в поэме – антитеза « псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» ( Л.Долгополов) « Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не благословлял революцию этим заинтересованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа» (А.Горелов ) « Образ Христа, как и образ двенадцати, и поэма в целом, связан с трагедийным представлением Блока о человеке эпохи перехода от старого мира к новому, поэтому в них не может быть гармонии » ( П.Громов ) « То обстоятельство, что человек и эпоха расщемлены, разорваны, противоречивы, не отрицает, а делает необходимым появление в финале образа Христа, открывающего перспективу «впереди». ( Л.А.Трубина , доктор филологических наук) « Блоку виделся незримый Христос как воплощение подлинного народного идеала правды, справедливости, к которому движутся человек и Россия, преодолевая суровые испытания и страдания». (Л.Трубина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по поэме "Мертвые души"

Материал для заключительного урока по образу Чичикова с 4-мя презентациями - исследованиями (3 - учащихся и 1 - учительская). Рассматриваются вопросы, связанные с новым отношением к герою го...

Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов....

Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов

Открытый урок по литературе по теме "Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов 6 класс...

Конспект занятия по поэме А.Ахматовой "Реквием"

В файле - конспект проведенного занятия по поэме А.Ахматовой "Реквием". Примерное время - 2 ак.ч.Есть иллюстрации, таблицы, вопросы, задания, направленные как на анализ непосредственно текста поэмы, т...

конспект урока по поэме мцыри

конспект  мастер- класса для учителей Монголии...

Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

В разработке представлен конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" и мультимедийное сопровождение....