Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofskaya_poema_demon.rar7.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Из опыта работы учителя

                                                                         русского языка и литературы

                                                                         Мишкиной И.В.

КОНСПЕКТ УРОКА

 литературы в 10 классе

на тему «М.Ю. Лермонтов.

Философская поэма «Демон»

Цель урока: расширить круг чтения учащихся, выявить впечатления о прочитанном произведении; провести анализ наиболее значительных, ключевых эпизодов, определяющих понимание поэмы.

Эпиграф: Я тот, чей взор надежду губит;

                  Я тот, кого никто не любит;

                  Я бич рабов моих земных,

                  Я царь познанья и свободы,

                  Я враг небес, я зло природы…

                  И проклял Демон побежденный

                  Мечты безумные свои,

                  И вновь остался он, надменный,

                  Один, как прежде, во вселенной

                  Без упованья и любви!..

             

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Анализ поэмы.

     1. Ваше мнение о поэме

     Какие строки и страницы «Демона» вы бы хотели вспомнить?

     2. Совершенство поэмы и ее смысл.

     Поняли вы поэму Лермонтова?.. Ваши недоумения, вопросы автору, нам…

     Сообщение учащегося.

     Демон – в греческой мифологии и религии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений;

     В христианстве - злой дух, бес, дьявол.

     Одно из наиболее ярких в античной истории представлений о демоне оставил Сократ, провозгласивший принцип «познай себя».

     У Сократа демон живет внутри человека, это его «внутренний бог», «тайный голос». Человек доложен искать ответы на мучающие его вопросы не у оракулов, а в самом себе.

     - Какое влияние «демонион» Сократа оказал на образ демона в лирике Лермонтова?

     В 1829 году Лермонтова создает стихотворение «Мой демон».

     Прочитайте отрывок.

     Собранье зол его стихия;

     Носясь меж дымных облаков,

     Он любит бури роковые,

     И пену рек, и шум дубов…

     Он недоверчивость вселяет,

     Он презрел чистую любовь,

     Он все моленья отвергает,

     Он равнодушно видит кровь…

     Какими красками в нем рисуется демон?

     - Почему стихотворение называется «Мой демон?».

     Если вы затрудняетесь выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь клише.

Клише.

     Впервые тема______зазвучала в________Лермонтова в _____году, когда поэту было всего________. Демон воплощает (добро, зло, суету, честь): «________его стихия». Он презирает «_________», «отвергает___________», с равнодушием «смотрит на__________, разрушительные «________бури» у него вызывают____________.

     - Как построена поэма? (Контрастная композиция; трагизм ее картин и сюжета.)

     Обозначим ее композицию и сюжет – ее вехи – ключевыми лермонтовскими строками.

     1. «Печальный Демон, дух изгнанья…

           Давно отверженный блуждал

           В пустыне мира без приюта…

           Он сеял зло без наслажденья».

     2. «Высокий дом, широкий двор,

           Седой Гудал себе построил…

           Но пир большой сегодня в нем…

           В последний раз она плясала…»

     3. «И Демон видел…

           На мгновенье

           Неизъяснимое волненье

           В себе почувствовал он вдруг…»

     4. «В семье Гудала плач и стоны…»

     5. «И вот она как будто слышит

           Волшебный голос над собой…»

     6. «Он был похож на вечер ясный:

            Ни одень, ни ночь0 – ни мрак, ни свет!»…

     7. «Уж много дней она томится,

           Сама не зная почему;

           Святым захочет помолиться –

           А сердце молится ему…»

     8. «И входит он, любить готовый,

           С душой, открытой для добра!...»

       

     Исповедь и клятва Демона.

     9. «Как пери спящая мила

           Она в гробу своем лежала…»

    10. «В пространстве синего эфира

            Один из ангелов святых…

            Он нес в объятиях своих…»

 

     11. «И проклял Демон побежденный

             Мечты безумные свои…»

     - Уловите художественную логику построения поэмы. В чем тайна ее волшебства?

    - Принимаете ли заглавие поэмы: «Демон», а не «Тамара» или, примиряющее, - «Демон и Тамара?»

     В сюжете поэмы на первом месте Демон.

    - Как отозвались вы на лермонтовского Демона, как услышали, почувствовали, поняли его?

     Демон в прошлом (ветхозаветная история Денницы):

     «счастливый первенец творенья»»

     «чистый херувим»

     «познанья жадный»

     «верил и любил»

Демон в настоящем:

     «печальный Демон»

     «дух изгнанья»

     «отверженный»

     «бесприютный»

     «изгнанник рая»

     «изгнанник!»

     «пустыня немой души»

     «лукавый Демон»

В воображении Тамары:

     «пришелец туманный и немой»

В именовании херувима:

       «дух беспокойный, дух порочный»

    - Какие признания Демона остались в памяти?

    - Почему так захватывают его монологи?

     (Напряженная интеллектуальность, «поэзия мысли» в исповеди Демона. Экспрессия.)

    - Сравните стихи поэмы до появления в ней ее романтического героя и – его «партии» в лермонтовской поэме.

     - В чем тайна особенной странности, какой-то испепеляющей экспрессии его монологов? (Страсть, огромная энергия в словах Демона. Лермонтовский образ Демона как символ романтического титанизма, бесстрашия Духа, бесконечности исканий смысла бытия.

    - Меняется ли Демон? Объясните его «превращения» в поэме Лермонтова.

     (Лермонтовский «Демон», оказавшись в любовной ситуации, на время изменяется. Необычайная красота земной девушки вырывает его из состояния «жить для себя, скучать собой».

     Он любит Тамару. Но он хочет и ее сделать такой же равнодушной ко всему земному, как он сам.)

     Цель Демона – совратить невинную душу, средство достижения цели – ложь.

    Но когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде.

     В эмоциональном мире Демона господствует скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость.

    Демон не знает никакого счастья, никакой красоты; ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное – как Божье творение – он ненавидит.

     Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье – человека, подвинуть его на путь греха.

     - Как завершил поэт судьбу Тамары? Убедительна ли ее неожиданная смерть?

     - Какой останется в вашей памяти героиня поэмы? Какие строки, посвященные ей, особенно тронули?

     Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары. Потеряв жениха, она оказывается во власти демона – греха. Тамара тоскует, томится, ей страшно…

    - Наконец, финал поэмы… Как встретили его?

    - Почему Демон дважды по воле поэта встречается с ангелом?

     Каков исход их поединка?

     -Почему Демон побежден? (Его любовь эгоистична. Крушение Демона как неизбывность его «непризнанных мучений»).

     -Какую особенность композиции поэмы заметили вы в финальных ее строках?

    - Как прочитали вы эту «кольцеобразность» поэмы – возвращение к началу ее, к безисходному одиночеству Демона?

     3. Итог.

     Что же сказал каждому из вас Лермонтов своим Демоном?

     Найдите в поэме строки, таящие ее смысл…

     В изображении Лермонтова Демон – существо, исполненное не только отрицания и ненависти, но и не менее того – желания добра, красоты, гармония.

     Любовь Демона к земной женщине Тамаре символизирует это его стремление к гармонии, добру и красоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Конспект урока "Поэма А.Блока "Двенадцать". Для классов гуманитарного профиля

      Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную пес...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

Конспект урока "Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души". 1 глава"

урок – «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.»разработан в соответствие с календарно –тематическим планированием по литературе. В структуру урока включены ...

Конспект урока "Поэма Гомера "Илиада"

Цели:Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «...