Разработка литературно-музыкального вечера
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного творчеству Владимира Высоцкого "Ни единою буквой не лгу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_literaturno-muzykalnogo_vechera.docx | 19.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ В.ВЫСОЦКОГО “НИ ЕДИНОЮ БУКВОЙ НЕ ЛГУ...”.
Владимир Семенович Высоцкий...
Он не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее—физики или лирики?
Впрочем, пели и читали все—и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.
Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.
Следующим стал Высоцкий. Его голос зазвучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали. Не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна, а совесть поэта-гражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей совестью.
Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера.Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил в Германии с отцом и мачехой. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву. Здесь Владимир закончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.
Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ и после ее окончания стал работать в Московском драматическом театре им.Пушкина. Потом, когда в 1964 г. Открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом театре до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля—«Павшие и живые» по пьесе В.Розова—Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.
Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.
Пел и вне сцены—кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.
Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие резких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения, бешеных ритмов, стремительных взлетов.
Открытый, душа нараспашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.
Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.
(Звучит запись песни «Я не люблю»).
Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема интересует и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа.
Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу. Сам он говорил о своем творчестве:»... Это вообще не песня—это стихи, которые исполняются под гитару... Я занимаюсь авторской песней—сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, раговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят...»
Первые песни—дань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».
В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных... Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»- нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?
(Звучит запись песни «За меня невеста отрыдает честно...»)
Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так—Высоцкий тоже неоднократно объяснял:» Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности.
Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!—там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми... Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».
Главная тема всего творчества Высоцкого—поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:
(Звучит песня «Горная лирическая»)
Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными мерками—соотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни. Равнодушное и пассивное наблюдение—то же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:
Так многие сидят в веках
На берегах—и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают
Они сочувствуют слегка
Погибшим, но издалека.
Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себе—всегда отрицательное.
... вырывается на волю
Второе в обличье подлеца,
И я борюсь, давлю в себе мерзавца...
Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия:
Любовь,Зло,Доброта,Честь,Верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:
И вовеки веков, и во все времена
Трус,предатель—всегда презираем,
Враг есть враг,и война все равно есть война,
И темница тесна. И свобода одна— И всегда на нее уповаем,
Время эти понятья не стерло,
Нужно только понять верхний пласт.
(«Баллада о времени»)
Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,-комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру. Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого— знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе. (Звучит запись песни «Охота на волков»)
Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема органиченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место. Рядом с “Охотой на волков»- не менее значимые:»Бег иноходца»,»Чужая колея»,«Горизонт»,«Надежда»,» «Натянутый канат»,»Упрямо я стремлюсь на дно»,«Памятник» и др. И это многократно
повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта. Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.
Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям.
Тема войны -одна из главных в творчестве Высоцкого.Ей посвящено более полусотни стихов,песен:»Тот,который не стрелял»,«Всю войну под завязку»,«Песня о моем старшине»,«Высота»,«Сыновья уходят в бой» и другие. О войне он знал понаслышке, она была у него...» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания. Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусство—то высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности. Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого—«Он не вернулся из боя»:
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло—для обоих.
Все теперь—одному, только кажется мне—
Это я не вернулся из боя.
Так мог написать поэт, обладающий не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти,как он, сквазь испытания жизни. Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему. Обличал лицемерие, двуличие:«Маски».
Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили,не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его. Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда «на взводе»,»над пропастью».
В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзья—Евгений Урбанский,Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.
Мои друзья ушли сквозь решето,
Им всем досталось Лета или Ирана,- Естественною смертию—никто,
Все—противоестественно и рано.
И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.
Мой путь один, всего один, ребята, Мне выбора, по
счастью, не дано.
И он спешил, хотел успеть сделать побольше.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне достались
привередливые!
И дожить не успел, мне допеть не успеть...
Поэт все равно успеет сделать главное—допеть, сказать современникам главное. И человек, и поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучало в одной из последних песен поэта.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним...
В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы:«Высоцкий был поэт— со своей темой, своим голосом. В нем много было... от природы, от Бога, это рарывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения...Он был очень одаренный человек». «Ни единою буквой не лгу...». Многие ли посмеют, точнее, многие ли имеют право подписаться под этими словами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Методическая разработка литературно-музыкального вечера "Я буду вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать"
Праздник посвящен международному дню 8 Марта....
Разработка литературно-музыкального вечера
Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного творчеству Владимира Высоцкого "Ни единою буквой не лгу"...
Методическая разработка Литературно-музыкального вечера
Литературно-музыкальный вечер к юбилею Сергея Есенина...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Высоцкого
представленная методическая разработка рекомендована педагогам и музыкальным работникам в сфере образования...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы "А иначе зачем на земле этой вечной живу"
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Булата Окуджавы...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...