Конспект урока по литературе "Путешествие на поле славы. М.Ю. Лермонтов 'Бородино'"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Зварыкина Ирина Станиславовна

Конспект открытого урока по литературе. Урок представляет собой путешествие с остановкой на нескольких станциях: музыкальная, историческая, лингвистическая и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС

Тема: Путешествие на поле славы. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Слово учителя.

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

           А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок)

Ребята, я прочитала Вам отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Как вы думаете, какое знаменательное для нашей страны событие описано в нём? (Отечественная война 1812 года). Почему вы так решили? Что вы знаете об этой войне? Какое произведение вы читали в 5 классе, посвящённое теме этой войны? (И.А. Крылов «Волк на псарне»)

Верно. Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому служит Отечественная война 1812 года. Важнейшим событием этой войны явилось Бородинское сражение. После него М.И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут громкие дела и подвига ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество». Ребята, я хотела бы, чтобы эти слова послужили эпиграфом к нашему уроку.

Как вы считаете, а что такое отечественная война? (Война с Наполеоном сплотила всё российское общество).

Как вы думаете, ребята, а можно ли Бородинское поле считать полем славы для русского народа? Почему? Что такое слава? (Слава – это почётная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта). Бородинское сражение прославило мужество, патриотизм и силу духа русского солдата. Что такое патриотизм?

Пожалуй, самым выдающимся произведением, посвящённым Бородинскому сражению, следует считать стихотворение «Бородино» великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, которому в ноябре 2014 года, совсем недавно, исполнилось 200 лет. Я думаю, что наш сегодняшний урок можно назвать «Путешествие на поле славы». Итак, записываем тему урока.

Прослушивание увертюры П.И. Чайковского «1812 год».

Каким настроением проникнута эта увертюра?

Обратимся к истории Отечественной войны 1812 года. Наполеон Бонапарт был французским императором. Победоносные войны сделали его легендой ещё при жизни. После победы над многими государствами Франция стала самым сильным государством в Европе, да и, пожалуй, во всём мире. Тогда Наполеон решил подчинить себе Россию. Однажды он сказал: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…». Но не тут-то было!

Итак, в начале лета 1812 года наполеоновское войско вторглось в Россию. На первом этапе войны (с июня по сентябрь) российская армия отступала и дошла до Москвы. Кульминацией стало Бородинское сражение – битва за Москву.

Сообщение историка о Бородинском сражении.

Бородинское сражение имело решающий характер в Отечественной войне 1812 года. Оно состоялось 26 августа около села Бородино под Москвой. Русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов. Численность русских войск составляла 130 тысяч человек, французских – 135 тысяч. После кровопролитнейшей 12-часовой битвы французы потеснили русские войска, но развить наступление не смогли. Обе армии понесли огромные потери: французы – около 50 тысяч убитыми, русские – 40-45 тысяч. После сражения было принято решение оставить Москву, чтобы сохранить русскую армию. Вопрос о том, кто именно победил в этом сражении, до сих пор остаётся спорным.

Слово учителя. После Бородинского сражения Наполеон вынужден был признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

Наполеон думал, что покорил Москву, и вошёл в неё, как победитель. Он ждал, что ему принесут ключи от Москвы, но не дождался. Более того, отступая, русские войска подожгли Москву, и она выгорела почти дотла. Наполеон оказался в западне. Опасаясь голода и наступающих морозов, он выводит войско из Москвы, и русская армия, совершив блестящий манёвр, начинает преследовать армию Наполеона вплоть до границ Российской империи. Так Наполеон, покоривший всю Европу, был с позором изгнан из России. Затем российская армия освобождает всю Европу от наполеоновских войск. В 1814 году русские войска вступили в Париж. Так русский народ становится народом-освободителем.

Участники Бородинского сражения (слайд).

Слово учителя. Ребята, эти события и легли в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», написанного в 1837 году к 25-летней годовщине Бородинского сражения. Это первое произведение поэта, напечатанное по воле автора и подписанное его именем. Оно было опубликовано в журнале «Современник». Давайте его послушаем.

Чтение стихотворения наизусть группой из 4 учащихся с одновременным просмотром презентации.

Вопросы:

1. Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Какие строки произвели на вас наибольшее впечатление?

2. Кто является героями этого стихотворения? (старый и молодой солдат, весь русский народ) Кто такой дядя? (старый солдат)

3. Что представляет собой первая строфа? (вопрос молодого солдата старому)

Слово учителя. Работаем дальше. В тексте довольно много слов, которые могут быть вам непонятны. Давайте с ними поработаем.

Сообщение лингвиста о значениях слов: богатырь, редут, мусью, картечь, сеча, хват, уланы, драгуны, басурманы.

Конкурс рисунков учащихся (анализ эпизодов, подбор цитат).

Впервые в отечественной литературе историческое событие показано глазами простого человека. Перед нами диалог между старым и молодым солдатом. Нам сейчас непривычно слышать такое выражение – старый солдат. Сколько времени сейчас солдаты служат в армии? А в 19 веке солдаты служили 25 лет.

Удивительно, но у лермонтовского дяди есть прототип. Кто такой прототип? (Прототип – это реальный человек, образ которого послужил основой для создания образа литературного героя).

Сообщение литературоведа о прототипе. Учёные считают, что прототипом дяди унтер-офицер лейб-гвардии Литовского пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. Дело в том, что Михаил Юрьевич брал уроки живописи у художника Заболотского, который в это время писал портрет ветерана Отечественной войны 1812 года Андреева. Здесь и состоялось знакомство поэта со старым солдатом. Андрееву понравился любознательный корнет, уважительно называвший его «дядей», и он делился с ним воспоминаниями о «дне Бородина». А поделиться ему было чем. Он рассказывал Лермонтову о том, как насмерть стояли литовцы на высоте у Семёновского ручья, отражая атаки «улан с пёстрыми значками и драгун с конскими хвостами». Как, несомый солдатами на ружьях, вёл их в атаку смертельно раненый подполковник Шварц, не пожелавший покинуть поле боя. Эти рассказы и вдохновили Лермонтова на создание одного из лучших произведений, ставшего гимном мужеству русского солдата.

Слово учителя. Итак, ребята, мы понимаем, что в стихотворении Лермонтова перед нами старый и молодой солдат. Попытайтесь составить словесные портреты героев.

Обратимся к образу дяди. Вопросы:

1. Дядя был образованным человеком или человеком из народа? Как мы это понимаем? (В речи дяди используются народные слова и выражения: ушки на макушке, ломить стеною, тут как тут, постой-ка, безделка, вздремнуть, хват, ну ж был денёк, заутра).

2. Лексическая работа: объяснение значений слов и выражений: заутра, безделка, ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою.

3. Как он вспоминает битву? (чувствуется восхищение русскими солдатами). Как старый солдат называет героев своего поколения? (могучее, лихое племя, богатыри).

4. В речи старого солдата слово мы используется 20 раз, а слово я – 3. Почему? (он не отделяет себя от войска. Победа была общей)

5. А как относится герой к нынешним солдатам?

Слово учителя. Ребята, в стихотворении очень ярко, красочно, динамично описывается бой. Сейчас мы с вами проведём работу в группах. Найдите описание боя и выпишите из текста, определите их роль:

1 ряд: сравнения;

2 ряд: глаголы, передающие напряжённость боя;

3 ряд: риторические восклицания (определение).

Как вы думаете, ребята, можно ли считать участников Бородинского сражения настоящими героями? А кто такой герой? (человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности) Можно ли считать, что они совершили подвиг? (подвиг – героический, самоотверженный поступок)

У вас было домашнее задание – выписать пословицы, поговорки, афоризмы о героизме и подвиге. Давайте их прочитаем (чтение пословиц и объяснение их смысла).

Тот герой, кто за Родину горой.

Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.

Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

Лучше быть мёртвым героем, чем живым трусом.

На героя и слава бежит.

Героям страх неведом.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие на поле славы. Я вижу, что вы прониклись стихотворением Лермонтова, когда учили его наизусть, когда рисовали иллюстрации, когда изучали историю Бородинского сражения, анализировали текст. А как вы считаете, ребята, почему мы с вами и сегодня читаем стихотворение «Бородино»? Чем оно нас трогает?

Один известный человек сказал: «Задача современников – бережно, как эстафету, передать будущим поколениям великие деяния предков». В чём смысл этого высказывания?

Действительно, ребята, нам нужно бережно относиться к нашей истории и культуре, сохранять её, помнить о ней. А в этом нам, конечно же, поможет русская литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный  содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...

Конспект урока "Памяти поколений - дни воинской славы России"

Конспект урока. Презентацию пришлось разбить на 2 части из-за большого объёма....

Конспект урока биологии "Сцепленное с полом наследование"

Конспект урока с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологий по общей биологии по тем "Сцепленное с полом наследование". Содержит презентацию по теме, примеры решения генетических задач, прове...

Конспект урока по теме "Магнитное поле прямого тока" 8 класс

представленный урок по физике был подготовлен для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора. Понятия, рассматриваемые на д...

Конспект урока по теме "Магнитное поле.Электромагниты"

Конспект урока по теме "Магнитное поле.Электромагниты" предназначен для проведения урока в 8 классе. Урок соответствует  авторской программе Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкина, опубликованной в сборн...

Конспект урока Walk of fame. (Дорога славы)

Обобщение и систематизация знаний по тему «знаменитые люди России, Великобритании, США», Грамматической теме, превосходная степень сравнения имен прилагательных и наречий....

Конспект урока по истории "День воинской славы России, посвященный 80-летию Курской битвы"

Конспект урока по истории «День воинской славы России, посвященный 80-летию Курской битвы» (повторительно-обобщающий урок)...