Нужны ли бинарные уроки?
статья по литературе (6 класс) на тему

Агеева Ирина Валерьевна

Статья для распространения педагогического опыта в лицейский сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhny_li_binarnye_uroki.doc.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужны ли бинарные уроки?

Агеева Ирина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Технология проведения бинарных уроков достаточно освещена в педагогической литературе. Эта методика далеко не нова. Еще в начале моей педагогической деятельности мне пришлось ее опробовать. Тогда мне, молодому педагогу, это было необычно и хотелось сделать что-то новое, современное. И мы с моей напарницей решились на эксперимент. Это был наш первый открытый бинарный урок.

 Чем же он необычен? В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Урок может проводиться в виде лекции, семинара, беседы и т.д. уроков. Как я теперь понимаю, у нас получилось что-то вроде проектной задачи.

За основу был взят урок литературы в 6 классе. Тогда мы изучали творчество Эрнеста Сетон-Томпсона. Этот американский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель написал замечательные произведения о животных. Рассказ «Лобо» оставил неизгладимые впечатления в детских душах. Именно в этот момент у меня созрел план нашего урока. Моей напарницей стала Кирсанова Надежда Владиславовна, учитель изобразительного искусства, не случайно, а потому, что Сетон-Томпсон еще был и замечательный анималист. На своих полотнах и рисунках он изображал птиц, собак, лис и волков. Жаль только, что в тот момент у нас еще не было ресурсов Интернет и все приходилось делать самим и своими руками (а может, это и к лучшему).

Итак, урок мы начали с проблемного вопроса, о чем пойдет речь на нашем уроке, посвященном творчеству Э.Сетон-Томпсона. Для ребят это не составило труда, ведь они уже предполагали создавать иллюстрации к его рассказам. Но это было не совсем так.

Чтобы заинтриговать ребят, нам пришлось зашифровать название рассказа на координатной плоскости. Ребята получили точки с координатами и старательно выводили, проверяя свои познания в математике, название на координатной плоскости. Сколько было радости в детских глазах, когда они увидели знакомое им с прошлого урока литературы слово.

Затем мы вспомнили, что уже знаем об этом писателе, о его творчестве и жизненной позиции. Шестиклассники бойко пересказывали информацию, полученную на предыдущем уроке литературы из учебника. А потом ребятам было интересно узнать из уст учителя ИЗО, что иллюстрации к своим рассказам и повестям Эрнест Сетон-Томпсон весьма искусно рисовал сам — его рисунки отличаются точностью и выразительностью, потому что сам изучал изобразительное искусство в Париже, был основателем движения бой-скаутов и активно пропагандировал идеологию жизни в гармонии с природой.

Затем я рассказывала о том, что Сетон-Томпсон стал одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных; он оказал мощное влияние на многих писателей-анималистов.

Таким образом, мы подошли к самому произведению.  Главным героем рассказа является вожак волчьей стаи огромный старый волк Лобо, которого писатель наградил человеческими чувствами и поступками.

Теперь перед нами встала задача рассказать об этих удивительных животных. Но учителя биологии не было, и я взяла на себя роль биолога и рассказала о повадках этого животного. В завершении первого урока в ходе фронтальной беседы, досконально изучив повадки героя, его черты и особенности характера, сравнив вожака с волками  его стаи, мы с ребятами пришли к выводу, что этот сильный зверь, уничтоживший так много домашнего скота, вызывает у нас чувство уважения и сострадания, а не мести и жестокости. Результатом сравнения стала таблица. В которой герои сравнивались по их качествам и повадкам. Рефлексией урока, или продуктом нашей проектной задачи, стали иллюстрации, созданные ребятами после изучения рассказа. После урока ребята наперебой делились своими впечатлениями, обсуждали свои рисунки, и я думаю, надолго запомнили этот необычный урок.

Проработав уже много лет, я до сих пор остаюсь поклонницей бинарных уроков и считаю, что такие уроки просто необходимы современной школе. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

Сегодня я бы пригласила на этот урок и учителя английского языка, и географии (рассказать можно было и о прериях). Теперь с новыми возможностями и техническими новациями это можно сделать более качественно и интересно, чем тогда, в 90-ых…

Таким образом, каждый бинарный урок, концентрируя в себе объединяющую тему – идею, надстраивается над отдельными предметами и направляет художественно-педагогический процесс в единое русло. А главное – это нравится детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это нужно не мертвым, это нужно живым!

Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...

Валентность атомов химических элементов. Номенклатура бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений.

Валентность атомов химических элементов.Номенклатура бинарных соединений.Составление формул бинарных соединений....

Названия бинарных соединений. Алгоритм составления формулы бинарного соединения. (8 класс)

Названия бинарных соединений. Алгоритм составления формулы бинарного соединения. (8 класс)...

Бинарное занятие «Звуки гласные нужны, звуки гласные важны!»

Занятие ориентировано на обучающихся ресурсного класса общеобразовательной школы, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным п...