Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературе 6класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Белова Елена Тимофеевна

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена на основ - Протокола ПМПК № 92, коллегиального заключения  ПМПК,  рекомендаций ПМПК,  

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

- примерной программы основного общего образования по литературе,

- программы для 5 — 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Сухих,

- УМК по литературе под редакцией И.Н.Сухих,

  а также нормативно-правовых документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_6_domashnee_obuchenie.docx92.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Советский район, ст. Советская

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ

«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

Приказ от ____________№ ______

____________ Т.Н.Емельяненко

Адаптированная

основная общеобразовательная программа

основного общего образования для детей с ЗПР

(индивидуальное обучение)

на 2014 – 2015 учебный год    

по ____________литературе _______________

Уровень образования (класс)  основное общее  для детей с ЗПР , 6 класс

Количество часов ___34____

Учитель ___________Белова Елена Тимофеевна ___________________

Программа разработана на основе

Протокол ПМПК № 92, коллегиальное заключение  ПМПК,  рекомендации ПМПК

Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 -9 классы: проект. Составители: А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.Н.Кондаков. -   М.: Просвещение,  2010. - 176стр.  – (Стандарты второго поколения).

Литература: Программа для 5 — 9 классов общеобразовательных учреждений : Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, М.П.Воюшина, М.С. Костюхина и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2009

Структура рабочей программы

I Раздел «Пояснительная записка»

II Раздел «Общая характеристика учебного курса»

III Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»

IV Раздел «Содержание учебного предмета»

V Раздел «Тематическое планирование»

VI Раздел «Календарно-тематическое планирование»

VII Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

VIII Раздел «Результаты освоения учебного курса «Литература» для 6 класса и система его оценки»


I Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена на основе

   - Протокола ПМПК № 92, коллегиального заключения  ПМПК,  рекомендаций ПМПК,   

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

- примерной программы основного общего образования по литературе,

- программы для 5 — 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Сухих,

- УМК по литературе под редакцией И.Н.Сухих,

  а также нормативно-правовых документов:

Законы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Концепции:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Постановления:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 2015 годы»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г.    № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Распоряжения:

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

-Конвенция о правах ребенка

-Основная образовательная программа МБОУ Советская СОШ (по реализации БУП 2004).

-Положение образовательного учреждения МБОУ Советская СОШ «О рабочей программе»

Основной целью литературного образования, обеспечивающего культурный рост школьников 6 класса, является литературное развитие, понимаемое как  трёхсторонний процесс, включающий:

  1. совершенствование читательской деятельности:повышение качества воспроизведения и, как результат, создание  интерпретаций художественного произведения в единстве его формы и содержания,  выработка оценки произведения с эстетических позицийи выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;
  2. развитие  литературно-творческих способностей  школьников – способности ребёнка адекватно выразить себя в слове;
  3. расширение  культурного кругозора и культурного опыта ребёнка.

Достижение цели литературного образования – литературного развития школьников – обеспечивается решением следующих задач:

  1. Расширение читательского кругозора, культурных представлений ребёнка, воспитание у учеников потребности в чтении, изучение литературы в широком культурном контексте.
  2. Развитие литературных  способностей  учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению).
  3. Обучение школьников приёмаманалитической деятельности, необходимым для постижения художественного произвведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы читательских умений, теоретико-литературных знаний и развитием литературных способностей учеников.
  4. Обучение школьников приёмам литературно- творческой и, шире, художественной деятельности, в которой ученик содаёт собственные литературные произведения или произведения других видов искусства, что обеспечивается развитием литературных способностей и системы речевых умений.
  5.  Обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи и в художественном творчестве и исполнительскойй деятельности), что предполагает развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, художественной и проектной деятельности.
  6. Продолжение совершенствования техники чтения в 6 классе и работы над выразительным чтением на протяжении всего обучения.
  7. Развитие эстетического вкуса ребёнка и ценностных ориентаций.
  8. Развитие общих психических качеств: внимания, памяти,эмоций,  воображения, разных типов мышления.

II Раздел «Общая характеристика учебного курса»

Данная программа составлена для реализации курса литературы в 6 классе, который является частью филологического образования и разработан в логике современных требований и методической традиции. Ключевая идея  курса заключается в том,  что последовательность изучения произведений в 6 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия Человека ребёнком, а потому и курс называется «Открытие Человека». Данный курс подразумевает знакомство  шестиклассников с образами персонажей, созданными в разные эпохи и в разных странах с помощью художественных  средств, выбор которых продиктован особенностями литературных направлений и индивидуальной манеры писателей.  Системообразующими элементами становятся понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа и способ изображения.

Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме

- осознанного чтения художественных произведений

- выразительного чтения

- различных видов пересказа

- заучивания наизусть стихотворных текстов

- анализа и интерпретации произведений

- составление планов и написание отзывов о произведениях

- написание сочинений  на основе жизненных впечатлений .

Литературный материал для изучения в 6 классе ещё не должен быть слишком сложным, объёмным для школьников. Теоретико-литературные знания не столько расширяются, сколько углубляются.

           При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектной деятельности, технология критического мышления, диалогового общения, мастерских.  Внеклассная деятельность по предмету предусматривается в следующих формах: конкурсах чтецов, школьных олимпиад, художественого творчества учащихся.

III Раздел «Место учебного предмета  в  учебном плане»

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.  Программа изучения  литературы в 6 классе  рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов составит 68 часов.

IV Раздел «Содержание учебного предмета»

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ И В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Т е м а 1. Герой в мифах

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов.

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей).Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея.

Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.

2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера.

3. Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эвридике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и наградабогов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея. Античные образы в европейском искусстве.

Теоретико- литературные знания. Представление о мифе. Космогонические мифы. Мифологический герой. Представление

о легенде. Миф и литература.

Культурное пространство. Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Мифологический словарь.

Внеклассное чтение. Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»;

Т е м а 2. Герой и человек в фольклоре. Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения.

2. Баллада «Авдотья Рязаночка»

Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо- татарского нашествия в балладе  «Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета.

Теоретико- литературные знания. Представление о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота. Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест. Ритм.

Культурное пространство. История России. Монголо- татарское нашествие. Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Фольклорные образы в современном искусстве. Картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» и др. Художественный фильм А. Л. Птушко «Илья Муромец», мультипликационные фильмы по сюжетам русских былин.

Т е м а 3. Герой и человек в литературе

Р а з д е л 1. Человек в историческом времени

Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий.

1. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Попытка Олега обмануть судьбу и отношение к этому Пушкина. Композиция баллады. Роль заключительной строфы. Роль тропов в создании атмосферы баллады. Сопоставление изображения гибели Олега в летописи и в балладе Пушкина. Авторская идея произведения.

Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Строфа. Художественная идея. Стилизация.

Культурное пространство. Древняя Русь. Киев. Византия. Церковно- славянский язык. Князь Олег. Походы Олега. Печенежские набеги на Русь. Вече. Картины В. М. Васнецова «Олеги кудесник», «Тризна по Олегу».

2. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов»

Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской

перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставление с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно- изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою. Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языка в послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторская романтизация событий и образов. Прямая речь Шибанова в финале баллады, ее смысл и роль в произведении. Неоднозначность авторского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Теоретико- литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация.

Культурное пространство. Эпоха Ивана Грозного, опричнина.

3. И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни.

Теоретико- литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм.

Культурное пространство. Тема войны 1812 года в русском  искусстве.

Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права

1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического герояв стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры ,роль художественных средств в создании настроения. Усиление

печали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальность поэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру.

Сравнение с лирическими фольклорными песнями.

Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм,

звуковой мелодизм. Символика песен.

2. И. С. Тургенев. «Муму»

Отношение Тургенева к крепостному праву. Повесть «Муму» — история освобождения человеческой души. Композиция, конфликт и система образов персонажей. Мир глазами Герасима и глазами барыни. Отношение к Герасиму окружающих его людей. Художественные средства создания образа Герасима. Портрет и поступки как способы характеристики героя. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Финал повести, его психологическая достоверность. Образы крестьян у Тургенева и Кольцова.

Теоретико- литературные знания. Повесть, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор

и повествователь в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа.

3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро-эпическое произведение. Композиция произведения. Образ автора и образы крестьянских детей. Образ русской природы и его роль в поэме. Художественные средства создания образов в поэме. Авторское отношение к изображаемому и средства его выражения. Своеобразие художественного языка Некрасова. Художественная идея поэмы. Сравнение образов крестьянского мира в изображении Некрасова и Кольцова.

«Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения.

Теоретико- литературные знания. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.

Культурное пространство. Крепостное право. Барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина. Крестьянский труд. Русское прикладное искусство как отражение народного сознания. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве: В. Г. Перов, А. Г. Венецианов. Тема родной природы в живописи И. И. Шишкина.

4. Н. С. Лесков. «Левша»

Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ повествователя и средства его создания. История Левши и историярусского народа. Художественное обобщение и конкретность образов. Роль художественных деталей в создании образов. ОбразРоссийской империи и его авторская оценка. Роль художественной условности, гиперболы в сказе.

Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.

Культурное пространство. Крымская война. Русские цари Александр I и Николай I. Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т. п.; русские мастера.

Внеклассное чтение. И. С . Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание».

Р а з д е л 3. Человеческие недостатки

1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»

Сатирическое изображение невежества. Расшифровка аллегорических образов. Художественные средства, вызывающие негативное отношение читателя к Свинье. Выразительность и афористичность художественного языка Крылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра.

Теоретико- литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.

Культурное пространство. Писатели- баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.

2. А. П. Чехов. «Хамелеон»

Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь.

Культурное пространство. Быт русского дворянства и разночинцев второй половины XIX века. Художественный фильм режиссеров И. Ильинского и Ю. Саакова «Эти разные, разные, разные лица».

3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша»

Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора.

Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя- рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.

Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства.

Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л. Гайдая «Не может быть!».

Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа

1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Представления об эпохе Просвещения. Идеалы Просвещения. Взгляд просветителей на человека и цивилизацию. Испытания

Робинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзон в начале и в конце романа и причины его изменений. Необитаемый остров как проклятие и как рай. Мудрость, приобретаемая в одиночестве. Труд как основа жизни человека, не позволяющая ему вернуться в животное состояние. Невозможность житьв одиночестве, тоска по людям и родине. Образ Пятницы. Дикари и цивилизованные люди. Возвращение на родину как завершение испытаний или начало новых. Правда и вымысел в художественном произведении. Робинзон как вечный тип; понятие «робинзонада».

Теоретико- литературные знания. Представление о романе. Приключенческий роман. Документальное и художественное.

Символ. Метафорические образы. Антитеза.

Культурное пространство. Эпоха Просвещения и просветители. Экранизации произведений Д. Дефо.

2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом приветом…», «Учись у них —у дуба, у березы…»

Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…»и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга,

вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор. Синтаксическая специфика стихотворения: оно состоит из одного предложения. Строфика и роль повторов рассказать, проснулся, каждой. Картины пробуждающейся природы и их восприятие человеком. Взаимосвязь и взаимовлияние природы и души. Песня как результат этого взаимовлияния.

Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении «Учись у них у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторского отношения к миру в лирике.

3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»

Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева

«С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций — от восторга до горькой иронии — и ее причины.

«Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Композиция стихотворения — связь поэтических картин, отражающих состояние природы и жизнь человека. Прошлое, настоящее и будущее в стихотворении. Авторский взгляд на мир и авторское отношение к жизни. Роль тропов. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Двухчастная композиция и отражающая ее строфика. Композиция каждой строфы, передающая стремление ввысь и неизбежность падения. Символическое значение образа фонтана. Авторское отношение к человеку и к творческому стремлению. Роль художественных деталей в создании живописной картины фонтана. Риторический вопроси его роль в композиции произведения и выражении авторской позиции.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Тропы.

Культурное пространство. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.

4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»

Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные

средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.

5. Б. Л. Пастернак. «Июль»

Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ летнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему.

6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны»)

Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзаж и способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.

Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях.

Культурное пространство. Русская поэзия XX века и русские поэты. Специфика языков разных искусств и их общность.

Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья

1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари. Странности Мари. Средства создания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения.

Теоретико-литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемириии образы- двойники. Идея.

Культурное пространство. Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация.

2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Образ Вакулы, его фольклорная основа. Отчаянная решимость влюбленного кузнеца и волшебные силы. Образы нечистой силы и причины поражения черта. Быт малороссийского хутора и Петербурга. Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ столицы и его роль в повести. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Комическое и средства его создания. Авторское отношение к героям и событиям и способы его выражения. Особенности художественного языка Гоголя. Художественная идея повести.

Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя. Портрет в литературе. Образ места действия. Второстепенные персонажи. Индивидуальный стиль писателя. Тропы.

Культурное пространство. Культура Малороссии. Быт малороссийского хутора. Русское Рождество и Новый год. Художественный фильм А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», анимационный фильм З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством».

3. А. Грин. «Алые паруса»

А. Грин — писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Феерия в литературе. Столкновение романтического и бытового взглядов на жизнь как источник конфликта в повести «Алые паруса». Герои- мечтатели и обыватели. Образы моря и корабля как символы жизни и души человека. Активное действие Грэя и спокойное ожидание Ассоль, верность своей мечте как залог ее исполнения. Особенности композиции повести и их роль в выражении авторской идеи. Краски и музыка как художественные средства создания образа мира, их символическое значение.

Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза.

Культурное пространство. Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: М. А. Волошин, И. К. Айвазовский,М. Чюрлёнис, К. Дебюсси. Кинофильм «Алые паруса» режиссера А. Птушко.

4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»

Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе. Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Теоретико- литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.

Культурное пространство. Интерпретаторы пьес Е. Шварца(М. Захаров). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М. Захарова «Обыкновенное чудо».

Р а з д е л 6. Дружба в жизни человека

1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»)

Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении.

Теоретико-литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.

Культурное пространство. А. С. Пушкин и декабристы. Лицейские друзья Пушкина. Картина Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском».

2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликт с обывателями. Способы выражения авторских чувств: ритм, звукопись, метафора, экспрессивная лексика, антитеза, иносказание. Контраст сочувствия и равнодушия, силы и беззащитности в стихотворении. Лирическое и эпическое начала. Финал стихотворения и источник оптимизма.

Теоретико- литературные знания. Экспрессия, антитеза, мета- фора, звукопись. Ритм, рифма.

3. В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Художественные средства раскрытия его характера. Несовпадение оценок ситуации персонажами и причины непонимания директором школы поведения учительницы. Образ автора-повествователя и его точка зрения. Идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея.

Культурное пространство. Жизнь в России в 50-е годы XX века, послевоенный быт.

Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации

1. А. С. Пушкин. «Выстрел»

События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльногокодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее достижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героями средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действиякак особенности пушкинской прозы.

Теоретико- литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.

2. П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, история

его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел».

Теоретико- литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя.

Культурное пространство. А. С. Пушкин и П. Мериме. Дуэль и дуэльный кодекс. Корсика и корсиканские обычаи.

Библиографическая деятельность учеников 6 класса. Знакомство с библиотеками в Интернете. Поиск информации в библиотеках Интернета. Сопоставление возможностей интернет библиотеки и традиционной библиотеки. Анализ аннотаций

к книгам и аргументация выбора книги по аннотации. Подбор книг по теме, составление библиографии и собственных аннотаций к самостоятельно прочитанным книгам. Ведение читательского дневника.

V Раздел «Тематическое планирование»

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности

Тема 1. Герой в мифах

(3 часов;

из них 2 часа — на изучение произведений,

1 час —тест)

Проектная деятельность

Создание иллюстрации «Мифические герои»

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы

о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Легенда об Арионе

(2 часа)

Литературно- художественная и аналитическая деятельность

Рассказ о мифологических персонажах.

Тест по теме «Герой в мифах». (1 час)

Тема 2. Герой и человек в фольклоре

 (2 часа;

из них 2 часа — на изучение произведений)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Рассказ о былинных персонажах.

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

(1 час)

Баллада «Авдотья Рязаночка» (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение. Работа с иллюстрациями к произведениям. Отзывы о художественных и анимационных фильмах на сюжеты русских фольклорных произведений. Поиск близких по теме произведений в разных видах искусства

Тема 3. Герой и человек в литературе

(29 часов; из них   26   часов — на изучение произведений, 1 часа — на уроки развития речи, 2 часа — на контрольные  работы)

Раздел 1. Человек в историческом времени (5 часов)

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1 часа)

Выразительное чтение.

А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов» (2 часа)

Выразительное чтение. Сопоставление произведений.

И. А. Крылов. «Волк на псарне» (1 час)

Расшифровка аллегорий в басне. Выразительное чтение. Обобщенное толкование басни

Контрольная работа по теме «Человек в историческом времени» (1 час)

Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права (5 часов)

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»(1 час)

Литературно- художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение.

И. С. Тургенев. «Муму» (1 час)

Сочинение- повествование о человеке с включением егопортрета (описания). Сравнение живописного и литературного образа. Выразительное чтение эпизодов

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» (2 часа)

Выразительное чтение.

Н. С. Лесков. «Левша» (1 час)

Описание Левши.

Раздел 3. Человеческие недостатки

(4 часа)

 

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»

(1 час)

Литературно- художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение. Иллюстрирование басни. Анализ иллюстраций к басне Крылова.

А. П. Чехов. «Хамелеон» (1 час)

Пересказ.

М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша» (2 часа)

Выразительное чтение.

Раздел 4. Человек, цивилизация и природа (4 часа)

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» — обзорное изучение  (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Подготовка рассказов от имени Робинзона.

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись

у них — у дуба, у березы…»

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»,

«С поляны коршун поднялся…», «Фонтан»

(1 час)

Выразительное чтение.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…» (1 час)

Б. Л. Пастернак. «Июль» Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,

«Осеннее утро», «Последние канны»)

 (1 час)

Выразительное

чтение. Рисунки к стихотворениям Есенина и Пастернака о природе.

Раздел 5. Человек в поисках счастья

(5 часов)

Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

(1 час)

Литературно- художественная и аналитическая деятельность

Работа с иллюстрациями.

Устное словесное рисование: «Щелкунчик под елкой», «Щелкунчик на поле брани», «Щелкунчик в момент объяснения с Мари».

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

 (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Анализ иллюстраций к повести. Сопоставление повести с фольклорными сказками.

Развитие речи. Сочинение-миниатюра по  повести  Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством». (1 час)

А. Грин. «Алые паруса» (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Работа с иллюстрациями.

Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»

 (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Сравнение пьесы-сказки Е. Л. Шварца с фольклорной сказкой

Раздел 6. Дружба в жизни человека

(3 часа)

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»)

 (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение.

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»(1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение. Работа с иллюстрациями к стихотворению.

В. Г. Распутин. «Уроки французского»

(1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Анализ образов персонажей. Рассказ о главном герое от лица одного из персонажей.

Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации

(3 часа)

А. С. Пушкин. «Выстрел» (1 час)

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение. Анализ особенностей пушкинского стиля. Работа с иллюстрациями к повести.

П. Мериме. «Маттео Фальконе» (1 час)

Проектная деятельность.

Иллюстрирование новеллы.

Итоговая контрольная работа (1 час)

Итоги (1 час)

Всего 34 часа


VI Раздел «Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе»

урока

Раздел, тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Дата

 план

Дата факт

Теория литературы

Тема 1. Герой в мифах

3

Мифы и современность.

Урок ознакомления с новым материалом

1 четверть

04.09

миф

Тест по теме «Герой в мифах».

Комбинированный урок

11.09

13.09

легенда

Двенадцать подвигов Геракла.

Комбинированный урок

18.09

Тема 2. Герой и человек в фольклоре

2

Образ богатыря в русском фольклоре.

Комбинированный урок

25.09

Гипербола, литота

Баллада как эпический жанр.

Комбинированный урок

02.10

баллада

Тема 3. Герой и человек в литературе

Раздел 1. Человек в историческом времени

5

Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Комбинированный урок

09.10

Устаревшая лексика

Историческая баллада А.К.Толстого «Курган».

Комбинированный урок

16.10

Историческая баллада

Черты романтического произведения в балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов».

Комбинированный урок

23.10

Художественная условность

Смысл образов в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

Комбинированный урок

30.10

Эзопов язык, аллегория

Контрольная работа по теме «Человек в историческом времени»

Урок проверки

и коррекции ЗУН

2 четверть

13.11

Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права

5

Особенности жанра песни-стихотворения в произведениях  А.В. Кольцова

Урок ознакомления с новым материалом

20.11

песня

Реальная основа повести И.С. Тургенева «Муму».

Комбинированный урок

27.11

повесть

Художественная правда о крестьянской жизни в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Урок ознакомления с новым материалом

04.12

Жанровое своеобразие стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Урок ознакомления с новым материалом

11.12

поэма

Особенности прозы Н.С.Лескова. История блохи в сказе «Левша».

Комбинированный урок

18.12

сказ

Раздел 3. Человеческие недостатки

4

Образы животных в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом».

Комбинированный урок

25.12

Сатира, юмор

Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказе  А.П. Чехова  «Хамелеон».

Комбинированный урок

3 четверть

15.01

Смысл названия рассказа М.М. Зощенко «Аристократка».  

Комбинированный урок

22.01

Смешное и грустное в рассказе  М.М.Зощенко «Галоша».

Комбинированный урок

29.01

Раздел 4. Человек, цивилизация и природа.

4

Изображение мужества человека в романе  Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Урок ознакомления с новым материалом

05.02

Приключенческий роман

Философская проблематика стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

Урок ознакомления с новым материалом

12.02

лирика

Основные темы и образы поэзии С.А.Есенина.

Комбинированный урок

19.02

Изобразительно-выразительные средства в лирике  Б.А.Пастернака и Н.А. Заболоцкого.

Комбинированный урок

26.02

Лирический цикл

Раздел 5. Человек в поисках счастья

5

Особенности сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Урок ознакомления с новым материалом

05.03

Герои повести  Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Комбинированный урок

12.03

Сочинение-миниатюра по  повести  Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Урок применения знаний и умений

19.03

Мечты и реальная действительность в повести А.Грина «Алые паруса».

Урок ознакомления с новым материалом

4 четверть

02.04

феерия

Удивительный мир   в драме Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо».

Урок ознакомления с новым материалом

09.04

Спектакль-пьеса-драма

Раздел 6 Дружеские чувства в жизни человека

3

Мотив дружбы в стихотворении А.С. Пушкина «И.И.Пущину».

Комбинированный урок

16.04

послание

Гуманистический пафос стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Комбинированный урок

23.04

Поэтический язык

Сибирский характер главного героя в повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

Урок ознакомления с новым материалом

30.04

Реалистическое произведение

Раздел 7  Человек в экстремальной ситуации  

3

Повествование от лица вымышленного героя в повести А.С.Пушкина«Выстрел».

Комбинированный урок

07.05

Художественная правда и вымысел в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

Комбинированный урок

14.05

новелла

Итоговая контрольная работа по курсу «Литература в 6-ом классе»

Урок проверки

и коррекции ЗУН

21.05


VII Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

В соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплекс:

  1. Литература: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование : в 2 ч. Ч. 1. /  Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина; под ред.И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.
  2. Литература : учебник для 6 класса общеобразоват.учреждений : основное общее образование : в 2 ч. Ч. 2 /  Т.В.Рыжкова, И.Н.Гуйс ,  ; под ред.И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.

  1. Рыжкова Т.В.Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием : методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс. – М.: Издательскийй  рекомендации и тематическое планирование по литературе для 6 класса : методическое пособие : основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательскийй центр «Академия», 2010. – 304с.
  2. РыжковаТ.В. Тетрадь по литературе для 6 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н.Гуйс; под ред. И.Н.Сухих.- М.:издательскийй центр «Академия», 2010.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Рыжкова Т.В. Тетрадь по литературе для 6 класса общеобразоватю учреждений: основновное общее образование  / Т.В.Рыжкова, И.Н.Гуйс ; под ред. И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 64 с.
  2. Жизнеописания достопамятных людей земли русской (Х -  ХХвв.) Составитель С.С. Бычков.  – М.: Московский рабочийй. , 1991. – 3344с.: ил.- (Клуб любителей истории Отечества)
  3. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997. – 496 с.

Дополнительная литература для учителя

  1. Рыжкова Т.В.Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием : методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс. – М.: Издательскийй  рекомендации и тематическое планирование по литературе для 6 класса : методическое пособие : основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательскийй центр «Академия», 2010. – 304с.
  2. Русские писатели. Библиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева. Москва. «Просвещение», 1990
  3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПБ.: Искусство – СПБ, 1994.-399с.,5л. ил
  4. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980. Компендиум. М.: - Новая школа , 1996, 320с.
  5. Мифы в искусстве: Историко-художественная монография.  (По Рене Менару), М.: Современник. 1996. – 271с.: ил.
  6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.
  7. Выготскийй Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово. 1998. – 4480с.
  8. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Издательский Дом  «Азбука-классика»,2008. – 368с.: ил.
  9. Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Ю.В. Ээльмаа, С.В. Фёдоров. – М.: Просвещение. 2012. – 176с. : ил.
  10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб.- М.: просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).
  11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.

№ п/п

Вид ресурса

Примечания

Газета «Литература»

Электронная версия газеты «Литература».

Сайт газеты (http://lit.1september.ru) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу.

http://lit.1september.ru/

Урок в формате А4

Сайт является виртуальной библиотекой по предмету «Литература»,

Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам.

http://www.a4format.ru/index.php

Русские словари

http://www.slovari.ru/

Программно-педагогические средства

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
  • репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
  • репетитор «Литература» (весь школьный курс);
  • программа «Домашний репетитор».

Электронное приложение, методическая поддержка  

www.drofa.ru

Презентации по изучаемым темам

Электронный банк презентаций по русскому языку Беловой Е.Т.

Демонстрационно-наглядные пособия:

Таблицы демонстрационные «Литература 6кл.»

Портреты писателей

Таблицы по изучаемым темам Кабинеты № 19,20

Компьютерное место учителя

Кабинет № 19

Медиа оборудование

Кабинет № 19

Интерактивная доска

Кабинет № 19

VIII Раздел «Результаты освоения учебного курса «Литература» для 6 классаи система его оценки»

Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами.

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Критерии оценивания различных видов работ

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются:

-единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной речью (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

-единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

-объем различных видов контрольных работ;

-количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

К устному ответу относятся:

  • правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
  • устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием                 художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
  •  подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного);
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.);
  • использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Оценка письменных ответов учащихся.

К письменному ответу относятся:

  • развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, творческая работа, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6-11 классах;
  • создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);
  • создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль;
  • создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного);
  • создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения);
  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого   школьниками в 6-11 классов.

С помощью сочинений и  работ, приравниваемых к ним, проверяются:

  • умение раскрывать тему;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 6 классе – 1,0 – 1,5страницы, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0, в  10 классе – 4,0-5,0, в 11 классе – 5,0-6,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, от почерка.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
  • при оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается согласно нормам оценивания работ по русскому языку для конкретного класса.      

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или

 1 грамматическая.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

Допущено ошибок: 2 орфографические и

2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,

или 2 грамматические

«3»

 В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные; или

3 орфографические и

5 пунктуационных;  или

7 пунктуационных, или

4 грамматических.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на  текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием

грубых речевых ошибок.

7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Примечания.

 При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

   Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

   Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов» по русскому языку.

Тест.

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Самостоятельная работа.

Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла);  незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла),  работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Контрольно-измерительные материалы

Тест по теме «Герой в мифах».

1.Что такое миф?

2.Что такое обряд?

3.Назовите противника Ахиллеса, тело которого

было возвращено лишь его отцу.

 А)Геракл        Б)Гектор        В)Тесей

4.Супруга Зевса

А) Афина     Б) Гера    В) Афродита

5.Герой, погибший в Троянской войне от стрелы,

попавшей ему в пятку:

А) Ахиллес    Б)Орфей  В) Геракл

6.Сын Астрея и Эос, северный ветер:

А) Борей    Б)Эвр    В) Зефир

7.Титан, похитивший у Гефеста огонь:

А) Прометей     Б) Уран    В) Эрос

8.Мать Геракла?

А) Артемида     Б) Алкмена     В) Афина

9.Бог, покровитель  войны:

А) Дионис   Б) Гефест   В) Арес

10.Богиня любви у римлян Венера, а у греков:

А)  Гера    Б) Ника   В) Афродита

 11.  Богиня обмана:

А) Афина  Б) Ата     В) Афродита

12. В честь победы над львом Геракл учредил

А) Олимпийские игры Б)Немейские игры В)игры Зевса

13. Кто такая Артемида:

А) богиня охоты      Б) богиня любви

В) богиня наук, мудрости

  1. КЛЮЧ:

1-

2-

3-б

4-б

5-а

6-а

7-а

8-б

9-в

10-в

11-б

12-б

13-а


Контрольная работа по теме «Человек в историческом времени»

Блок 1

        1)  Как называется известный памятник древнерусской литературы?

А) «Повесть временных лет»       Б) «Василий Шибанов»         В) «Волк на псарне»

        2)  Кто автор «Повести временных лет»?

              А) монах Нестор                Б) А.С.Пушкин                           В) И.А.Крылов

        3) Где заключена основная мысль басни?

           А) в морали                   Б) в зачине           В) в концовке

        4) Соотнесите термины: 1-аллегория, 2- гипербола, 3- литота:

              А)преуменьшение           Б)преувеличение           В) иносказание

        5) Что такое летопись?

Блок 2

1) Решите  задачи:

А) В «Сказании о походе князя Олега на Царьград» упоминается 6 415 год. Какой год имеется ввиду?

Б) В «Сказании о Кожемяке» упоминается 6 500 год. Какой год имеется ввиду?

В) В «Сказании о белгородском киселе» упоминается 6 505 год. Какой год имеется ввиду?

2) Назови произведение и автора:

А) « И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан».

Б) «В честь витязя тризну свершали,

Дружина дралася три дня,

Жрецы ему разом заклали

Всех жен и любимца коня».

В) «И князь доскакал. Под литовским шатром

Опальный сидит воевода;

Стоят в изумленье литовцы кругом,

Без шапок толпятся у входа,

Всяк русскому витязю честь воздает,

Недаром дивится литовский народ,

И ходят их головы кругом:

«Князь Курбский нам сделался другом!»

Г) «Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

3) Назовите историческую основу (документальное) басни «Волк на псарне».

4) Приведите примеры художественного в балладе «Василий Шибанов»

5) Определи жанр произведения:

А) лиро-эпическое произведение, «рассказ в стихах»;

Б) лиро-эпическое произведение, отличительной чертой которого является мораль.

6) Назовите разновидности устаревшей лексики:

А) устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов, которые они обозначали;

Б) устаревшие слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли из употребления, но их синонимы есть в современном русском языке.

Сочинение-миниатюра по  повести  Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

План:
1.История создания
2.Мифические образы и их роли
3.Герои повести
4.Тема верности и любви.

Итоговая контрольная работа по курсу «Литература в 6-ом классе»

1.Соедини имена и фамилии писателей. Запиши правильный ответ полностью.

Михаил Юрьевич                                    Чехов

Антон Павлович                                      Гоголь
Николай Алексеевич                              Лермонтов

Иван Сергеевич                          Некрасов                                                               
Николай Васильевич                 Тургенев

                                                                2. Напишите авторов к произведениям:

1)  Повесть «Выстрел»-

2) Рассказ «Уроки французского»-

3) Рассказ «Хамелеон» -

3.Определите стихотворный размер, которым написаны следующие стихотворения:

А)    Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

5.Какой художественный приём использует автор:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор......(Н.А. Некрасов)

6.Какой художественный приём использует автор:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась.....(А.С. Пушкин)

7.Какой художественный приём использует автор:

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни....(Н.А. Некрасов)

8.Какой вид рифмы используется в данном отрывке?

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи. (А. Блок)

             

                    СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                     СОГЛАСОВАНО

                     Протокол заседания                                                                                                                              Заместитель директора по   УВР

                   методического совета

                  МБОУ Советской СОШ                                                                                                                                    ___________ Старун Е.С.

                   от  26.08.2014 года № 1

                  ____________ Старун Е.С.                                                                                                                                         26.08.2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....

учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Музыкальная литература"

Программа учебного предмета УП.03. дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальная литература»Срок реализации  5 (6)  лет. Программа учебного предме...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по литературе «Л. Н. Толстой»

Методическая разработка разделаобщеобразовательной программы по литературе«Л. Н. Толстой»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

рабочая программа по литературе 6класс

Рабочая программа по литературе для 6класса составлена в соотвествии с основным Положением Федерального государственного образовательного станда основного общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...