Контрольная работа в формате ЕГЭ по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Контрольная состоит из 9 заданий. Семь из них (часть В) предполагают краткий ответ (1-2 слова, буквы в правильной последовательности). Два задания (С1 и С2) предполагают развернутый ответ (5-6 предложений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_v_formate_ege.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Вариант 1

Из хутора в майские лагеря уходило человек тридцать казаков. Место сбора — плац. Часам к семи к плацу потянулись повозки с брезентовыми будками, пешие и конные казаки в майских парусиновых рубахах, в снаряжении.

Петро на крыльце наспех сшивал треснувший чумбур. Пантелей Прокофьевич похаживал возле Петрова коня, — подсыпая в корыто овес, изредка покрикивал:

— Дуняшка, сухари зашила? А сало пересыпала солью?

Вся в румяном цвету, Дуняшка ласточкой чертила баз от стряпки к куреню, на окрики отца, смеясь, отмахивалась:

— Вы, батя, свое дело управляйте, а я братушке так уложу, что до Черкасского не ворохнется.

— Не поел? — осведомлялся Петро, слюнявя дратву и кивая на коня.

— Жует, — степенно отвечал отец, шершавой ладонью проверяя потники. Малое дело — крошка или былка прилипнет к потнику, а за один переход в кровь потрет спину коню.

— Доисть Гнедой — попоите его, батя.

— Гришка к Дону сводит. Эй, Григорий, веди коня!

Высокий поджарый донец с белой на лбу вызвездью пошел играючись. Григорий вывел его за калитку, — чуть тронув левой рукой холку, вскочил на него и с места — машистой рысью. У спуска хотел

придержать, но конь сбился с ноги, зачастил, пошел под гору намётом. Откинувшись назад, почти лежа на спине коня, Григорий увидел спускавшуюся под гору женщину с ведрами. Свернул со стежки и, обгоняя взбаламученную пыль, врезался в воду.

С горы, покачиваясь, сходила Аксинья, еще издали голосисто крикнула:

— Чертяка бешеный! Чудок конем не стоптал! Вот погоди, я скажу отцу, как ты ездишь.

— Но-но, соседка, не ругайся. Проводишь мужа в лагеря, может и я в хозяйстве сгожусь.

— Как-то ни черт, нужен ты мне!

— Зачнется покос — ишо попросишь, — смеялся Григорий.

Аксинья с подмостей ловко зачерпнула на коромысле ведро воды и, зажимая промеж колен надутую ветром юбку, глянула на Григория.

— Что ж, Степан твой собрался? — спросил Григорий.

— А тебе чего?

— Какая ты... Спросить, что ль, нельзя?

— Собрался. Ну?

— Остаешься, стал-быть, жалмеркой?

— Стал-быть, так.

Конь оторвал от воды губы, со скрипом пожевал стекавшую воду и, глядя на ту сторону Дона, ударил по воде передней ногой. Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. Григорий тронул коня следом. Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. Поднимаясь в гору, Аксинья клонилась вперед, ясно вылегала под рубахой продольная ложбинка на спине. Григорий видел бурые круги слинявшей подмышками от пота рубахи, провожал глазами каждое движение. Ему хотелось снова заговорить с ней.

В1. Укажите жанр, к которому относится произведение.

В2. Шолохов изобразил жизнь одного из сословий. Назовите его.

В3. Героиня Аксинья, о которой идет речь в данном отрывке, замужем за нелюбимым человеком. Назовите его имя.

В4. Для придания яркости и образности речи автор использует средства выразительности: «взбаламученную пыль», «крутую спину», «пушистые завитки». Назовите это средство.

В5. Назовите средство выразительности, основанное на сопоставлении двух явлений или предметов («Дуняшка ласточкой чертила баз от стряпки к куреню»)

В 6. В произведении нашло отражение важное историческое событие, происходившее в России с 1918 по 1921 год. Назовите его.

В7. Соотнесите героев произведения с событиями из их жизни:

  1. Григорий Мелехов

А)сражается на стороне красных

  1. Мишка Кошевой

Б)тонет в Дону

  1. Аксинья

В)Женится на Наталье Коршуновой

  1. Дарья Мелехова

Г) умирает от шальной пули

С 1. Как события, описанные в данном отрывке, повлияли на дальнейшую судьбу героев?

С 2. Вспомните произведения, в которых также описывались важные исторические события.  Сопоставьте эти произведения с романом М.А. Шолохова.

Вариант 2

Григорий, хлебая щи, изредка взглядывал на Наталью, но лица ее не видел: она сидела к нему боком, низко опустив над вязальными спицами голову. Пантелей Прокофьевич первый не выдержал общего молчания; кашлянул скрипуче и деланно, сказал:

— Наталья вот собирается уходить.

Григорий собирал хлебным катышком крошки, молчал.

— Это через чего? — спросил отец, заметно подрагивая нижней губой (первый признак недалекой вспышки бешенства).

— Не знаю через чего, — Григорий прижмурил глаза и, отодвинув чашку, встал, крестясь.

— А я знаю!.. — повысил голос отец.

— Не шуми, не шуми, — вступилась Ильинична.

— А я знаю через чего!..

— Ну, тут шуму заводить нечего, — Петро подвинулся от окна на середину комнаты. — Тут дело полюбовное: хочет — живет, а не хочет — ступай с богом.

— Я ее не сужу. Хучь и страмно и перед богом грех, а я не сужу: не за ней вина, а вот за этим сукиным сыном!.. — Пантелей Прокофьевич указал на прислонившегося к печке Григория.

— Кому я виноват?

— Ты не знаешь за собой?.. Не знаешь, чертяка?..

— Не знаю.

Пантелей Прокофьевич вскочил, повалив лавку, и подошел к Григорию вплотную. Наталья выронила чулок, тренькнула выскочившая спица; на звук прыгнул с печи котенок, избочив голову, согнутой лапкой толкнул клубок и покатил его к сундуку.

— Я тебе вот что скажу, — начал старик сдержанно и раздельно: — не будешь с Наташкой жить — иди с базу, куда глаза твои глядят! Вот мой сказ! Иди, куда глаза глядят! — повторил он обычным спокойным голосом и отошел, поднял лавку.

Дуняшка сидела на кровати, зиркала круглыми, напуганными глазами.

— Я вам, батя, не во гнев скажу, — голос Григория был дребезжаще-глух, — не я женился, а вы меня женили. А за Натальей я не тянусь. Хочет, нехай идет к отцу.

— Иди и ты отсель!

— И уйду.

— И уходи к чертовой матери!..

— Уйду, уйду, не спеши! — Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец.

Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудно́го были они схожи в этот момент.

— Куда ты пой-де-ошь? — застонала Ильинична, хватая Григория за руку, но он с силой оттолкнул мать и на лету подхватил упавшую с кровати папаху.

— Нехай идет, кобелина поблудный! Нехай, будь он проклят! Иди, иди, ступай!.. — гремел старик, настежь распахивая двери.

Григорий выскочил в сенцы, и последнее, что он слышал, — Натальин плач в голос.

Морозная крыла хутор ночь. С черного неба падала иглистая порошь, на Дону раскатисто, пушечными выстрелами лопался лед. Григорий выбежал за ворота задыхаясь. На другом краю хутора разноголосо брехали собаки, прорешеченная желтыми огоньками дымилась тьма.

 В1. Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.

 В 2. Вблизи какой станицы происходит основное действие произведения?

 В 3. В диалоге говорят о вине Григория перед женой, о его измене. Как звали героиню, из-за которой в семье Мелеховых разлад?

 В 4. Для придания яркости и образности речи автор использует средство выразительности: «кипящей злобе», «иглистая порошь». Назовите это средство.

В5. В тексте есть примеры использования синтаксического средства выразительности, заключающегося в изменении прямого порядка слов в предложении: « Морозная крыла хутор ночь». Назовите это средство.

В 6. В произведении нашло отражение важное историческое событие, происходившее в России с 1918 по 1921 год. Назовите его.

В 7. Соотнесите героев произведения с событиями из их жизни

  1. Петро Мелехов

А)Умирает и оставляет детей сиротами

  1. Наталья Коршунова

Б) Сначала уходит от мужа, но потом возвращается к нему

  1. Аксинья

В) погибает от рук красных

  1. Дуняша

Г) выходит замуж против воли семьи

С1. Какие черты характера главного героя проявляются в данном эпизоде. Каким фактом автор объясняет наличие этих черт?

 С 2. Вспомните произведения, в которых также описывались важные исторические события.  Сопоставьте эти произведения с романом М.А. Шолохова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ 6 класс

Предложенная контрольная работа может быть использована в качестве переводного экзамена за курс 6 класса (ботаника)...

Контрольная работа в формате ГИА.

Ребята! Сделайте к 20.11....

Контрольная работа в формате ГИА для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка

Контрольная работа в формате ГИА предназначена для учащихся 5 класса школ с углубленным изучением английского языка...

Контрольная работа в формате ГИА для 7 класса школ с углубленным изучением английского языка

Контрольная работа в формате ГИА предназначена для учащихся 7 класса школ с углубленным изучением английского языка...

Контрольная работа в формате ГИА для 7 класса школ с углубленным изучением английского языка

Контрольная работа в формате ГИА предназначена для учащихся 7 класса школ с углубленным изучением английского языка...

Проверочная работа (самостоятельная работа, тест, контрольная работа) в формате ОГЭ/ЕГЭ по теме "Планета Земля" (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной "Полярная звезда", 5 класс)

Предназначение работы. Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Планета Земля" (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К...