Русские поэты 20 века о Родине и о себе. 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Открытый урок по ФГОС. Технологическая карта. Урок с элементами проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_poety_20_veka_o_rodine_i_o_sebe.urok_v_5_kl.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

составила Магарина Наталья Тарасовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ-СОШ №92 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кемерово

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, Родной природе и о себе.  

Тема мероприятия: Русские поэты 20в. о Родине.

Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями И.А.Бунина «Помню - долгий зимний вечер», Н.М. Рубцова «Родная деревня», Дона-Аминадо «Города и годы», с краткой биографией поэтов, идейно-художественный смысл стихотворений .

                       2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

                       3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы.

Планируемые результаты: 

Предметные: познакомить с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД:  

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.

- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Средства обучения: компьютер, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу  успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:  акцентировать любовь к Родине.

 регулятивные УУД: целеполагание

- Какое домашнее задание было задано?

 Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, что общего у всех этих стихотворений?

Целеполагание.

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины..

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела?

-Вспомните, как мы изучали лирические произведения?

- Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить?

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический,

наглядный.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека.

регулятивные УУД: взаимооценка

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проверка биография поэта+ выразительное чтение каждого стихотворения

- Что общего в биографиях Бунина и Дона-Аминандо?

Оценивание

- Насколько выразительно было прочитано стихотворение?

Выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективная оценка

2.Работа с литературоведческими понятиями.

Репродуктивный метод

«План анализа литературного произведения»

– Давайте вспомним план анализа и литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся в дальнейшей работе.

Ответы на вопросы

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

3.Самостоятельный анализ стихотворений в группе.

Проблемный, метод групповой организации учащихся

Задание. 

- Сейчас мы проанализируем эти три стихотворения, пользуясь планом анализа. 1 ряд анализирует стихотворение И.А. Бунина, 2 ряд- Н.М. Рубцова, 3 ряд- Дона –Аминандо.

Для анализа нам понадобится определить размер стиха..

  Оценивание  

Вывод.

-Так чувствуют поэты  Родину, через собственные воспоминания и ощущения.

Исследовательская работа.

Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка «Бабочка»

Организует  разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 5. Проектная деятельность учащихся

Представление проектов

Проектный метод.

Выступление перед аудиторией с защитой проекта.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор; развитие творческого мышления

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: абстрагирование

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания;

Вводная беседа

- Мы с вами познакомились с тем, что для великих русских поэтов 20 века Родина, а что для нас сегодняшних людей 21 века значит Родина.

- В нашем классе есть свои творческие ученики, которые впервые написали стихотворения., и эти стихотворения, конечно же, о Родине..

- Вам понравились стихотворения?

- Конечно, не каждый может выразить свое ощущение Родины через стихотворения, другие ребята подготовили разные творческие проекты, в которых передали свое собственное отношение к Родине.

- Сегодня мы познакомились не со всеми проектами, на следующем уроке мы познакомимся с остальными и выберем 3 лучших проекта.

Групповая работа.

Обсуждение и представление результатов работы.

Чтение стихотворений собственного сочинения.

Защита проектов.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

В заключении, я предлагаю послушать

стихотворение 10 летнего мальчика Льва Протасова, вашего сверстника из Екатеринбурга, о Родине.

-Что для него Родина?

Чтение стихотворения Л.Протасова.

Ответы на вопросы.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный.

Выразительное чтение стихотворений Д.Б Кедрина и А.А. Прокофьева с одинаковым названием «Аленушка». Сравните эти стихотворения, пользуясь памяткой анализа лирического произведения.

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.

Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо....

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....