Встреча с Сергеем Есениным
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Конспект урока литературы в 11 классе о личности и творчестве Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературы в 11 классе

по теме: «Встреча с Сергеем Есениным»

Цель:  Познакомиться с биографией писателя, с особенностями его творчества

Совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения.

  • Использовать работу с разными источниками информации (художественными текстами, мемуарами, периодическими изданиями, биографическим и автобиографическим материалом, критической литературой, документами и др.)
  • Формировать основные эстетические и теоретико-литературные понятия как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения.
  • Писать творческие работы разных жанров (эссе, письмо, хокку, синквейн, доминанта, дневниковая запись и др.)

ОБОРУДОВАНИЕ:  

 портреты Есенина, иллюстрации к его произведениям, рисунки детей, цитаты

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

  1. познакомиться с биографией С.А.Есенина, воспоминаниями о поэте его современников, стихи о Есенине других авторов, выявить «белые» пятна в жизни Сергея Александровича;
  2. подобрать стихотворения Есенина, наиболее точно, с вашей точки зрения, отражающие особенности художественного видения поэта;
  3. попытаться отразить свои впечатления от стихотворений Есенина (нарисовать иллюстрации к произведениям, написать небольшой отзыв на художественный фильм о Есенине, составить психологический портрет поэта.

ХОД УРОКА.

  1. Фаза вызова.

- демонстрация  видеоряда с фотографиями С.Есенина

1. Формулировка цели урока: попытаться увидеть Сергея Александровича Есенина – человека и лирического поэта, определить особенности его творчества.

2. Вопросы учащимся:

- Каким представляете Сергея Есенина вы? Подберите слова (какие части речи здесь наиболее уместны?), которые наиболее точно, с вашей точки зрения, отражают особенности личности Есенина? (запись в тетради)

- Какие определения вы подобрали бы к словам поэт Есенин? (запись в тетради)

- В русской поэзии традиционна тема памятника поэту ( стих. «Памятник» Ломоносова, Державина, Пушкина). Какие поэтические заслуги создали «памятник нерукотворный» Сергею Есенину? (запись в тетради)

3. Чтение статей о писателе и его творчестве. Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:

? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю

                                        II. Фаза осмысления

1. Беседа по прочитанному:  

-что уже знали о поэте?

-что нового узнали о жизни Сергея Александровича Есенина?

-что удивило?

-что огорчило?                                                                        

2. Просмотр эпизода фильма о Есенине.

3. После обсуждения коллективное составление  беседы кластера и презентация от каждой группы.

4. В ходе обсуждения и презентации все учащиеся  делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция» ( таблица из двух граф:  |    ранее известное   |  новое  |  )

5. Работа с текстами стихотворений Сергея Есенина.

- Прочитайте, строки, строфы, стихотворения С.Есенина, показавшиеся вам наиболее яркими.

- Насколько интонация стихотворения совпадает с психологическим портретом, составленным вами?

- Какие качества добавили в понимании личности поэта?

6. Прогнозирование («верные – неверные утверждения»)

Из предложенных утверждений выбрать верные и неверные, аргументировать свой ответ

( предложить высказывания о поэте, характерные поэтические приемы, нормы, факты биографии и творчества;

- выберите те иллюстрации, которые соответствуют или не соответствуют настроению стихотворений Есенина.

7. Что еще в жизни и творчестве Есенина осталось  неразгаданным?  Если бы у вас была такая счастливая возможность задать вопрос лично Сергею Есенину, какие вопросы бы вы задали?

8. Какие темы, идеи  в творчестве Есенина показались самыми важными.(записать ключевые слова)

На основе ключевых слов составить небольшую творческую работу (ученик свободен в выборе жанра): эссе, письмо, хокку, синквейн, доминанта, дневниковая запись и др.

                                                    III.   Фаза рефлексии.

  1. Какие моменты на сегодняшнем уроке показались вам неожиданными? Что удивило?
  2. Что нового узнали вы о жизни и творчестве Сергея Есенина? На какие бы вопросы  мы не смогли ответить? А есть ли необходимость искать ответы на эти вопросы? Есть ли среди них, на ваш взгляд, неразрешимые?
  3. Что показалось вам трудным и почему? Что не удалось?
  4. Что, с вашей точки зрения, на этом уроке было удачным?

Выразите свое впечатление одним словом.

Оценка работы учащихся (по группам и индивидуально)

Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы, заданные на уроке и оставшиеся без ответа ( Для этого подобрать дополнительно материалы о жизни и творчестве С.Есенина).
  2. Выучить стихотворение С.Есенина, где выражается его отношение к великой и трагической эпохе 20 – 30 годов.
  3. Проанализировать последнее стихотворение С.Есенина. Привести аргументы за и против версии о том, что оно не принадлежит поэту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)

Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».

Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...