Открытый урок литературы в 5 классе .Тема: "Недаром помнит вся Россия..."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Герейханова Джамиля Джамалдиновна

Открытый урок литературы в 5 классе ,посвященный стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino_konspekt.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Недаром помнит вся Россия…

Цель: показать, что эпизоды Бородинского сражения,  лежащие в основе стихотворения ,основаны на реальных событиях.

Задачи:  выработка  выразительного  чтения  стихотворения у уч-ся;

                анализ композиции стихотворения;

               воспитание патриотических чувств.

                         

                            Ход урока.

Организационный момент : приветствие уч-ся и гостей учителем.

Вас, конечно, всех интересует вопрос, о чем мы будем  говорить на уроке и мы на этот вопрос непременно ответим, после повторения  знаний   пройденнного  материала. Итак, обратите внимание на доску(проекторную) и  ответьте, пожалуйста, на следующие  вопросы (вопросы на экране )

Фамилию какого поэта  вы видите на каждом слайде ?

Лермонтова М.Ю.

-Значит мы будем сегодня говорить о ком?

- 1.о Лермонтове Михаиле Юрьевиче

-В произведении какого автора говорится о событиях войны 1812 года?

- В произведении Крылова И. А. « Волк на псарне»

- Кто из приведенных авторов является участником ОВ?

-Антоний Погорельский(Алексей  Перовский)

Т.е во 2-х  мы сегодня еще будем говорить и о событиях  войны 18 12 года.

И в 3-их , откройте все свои учебники на с. 4 и прочитайте, какое  произведение Лермонтова  мы будем сегодня изучать?

-Бородино ! Записываем в тетрадь тему нашего урока М Ю . Лермонтов « Бородино» И главный вопрос ,на который мы сегодня должны ответить : « Почему вся Россия помнит про день Бородина?»       В эти дни ,особенно в октябре ,когда у М. Ю. Лермонтова юбилей ,  наша вся страна отмечала 200-летие со дня рождения Лермонтова.

-нераспустившимся цветком  русской поэзии назвал Лермонтова известный критик. Почему его так назвали вы мне ответите ,когда назовете годы его  жизни.

 Наши ребята подготовили сообщения о М. Ю. Лермонтове. Из сообщения   Саши  мы узнаем  о том ,какое невеселое  детство было у нашего поэта. Давайте внимательно послушаем!

Катя подготовила нам следующее сообщение,  в котором говорится о том, какие страдания  пришлось испытать поэту.

Дмитрий расскажет нам об увлечениях Лермонтова М.Ю.

Вика расскажет о следующих талантах Лермонтова.

Прежде чем мы познакомимся с  стихотворением, проведем словарную работу: улан-

         Драгун-

         Картечь-

(запись слов на доске).

Выразительное чтение стихотворения  сначала учителем ,а затем учениками.

-Как построено стих.?  Сколько строф в этом стих.? 14. Строфа-это часть стих, объединенная в одно целое  ритмом., рифмой ,темой.  От чьего лица ведется рассказ?

Поработаем с таблицей №2. Цель нашей работы: выяснить как отразились  исторические факты в стихотворении? Задание: соотнесите исторические данные с текстом  стихотворения Лермонтова, выделите в стих. Нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.

  1. А с исторической справкой  выступит Руслан от имени участника сражения(в костюме). Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
  2. Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.
  3. До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.
  4. В течение 6 сентября и мы, и французы готовились к главному сражению.
  5. На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
  6. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить,потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

3 строфа:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

4 строфа:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

Строфа 6:

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

Строфа 7

Прилег вздремнуть я у лафета…

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Строфа 8:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Строфа 13:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Таблица №2 для учителя

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Анализ ху

Таблица№2(прилагаетс

 Подготовленный  ученик  в костюме гусара от лица участника Отечественной войны   рассказывает  о Бородинском сражении.

 Я участник  Бородинского сражения. Наполеон вторгся на территорию России без объявления войны. Рус. войска на тот момент были разделены на 3 армии и  Наполен  захотел воспользоваться этим  и разгромить их , зажав каждую из них по отдельности. Русские же , в свою очередь планировали заманить в ловушку наполеоновскую армию и разгромить ее . Но ни русскому ,ни французскому планам не суждено было сбыться.

 Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был  « Отступать», Но затем в 125 км. От Москвы ,близ села Бородино  Кутузов решил дать генеральное сражение ,кот. Началось  26 августа по старому календарю и 7 сентября по- новому.

                                                    3-й  ученик

Бородинская битва –одна из самых  величайших битв в истории ,это самый важный этап в ходе войны 1812 года. Бородино- великое поражение Наполеона, начало его заката  и гибели его непобедимой  армии, которая в то время захватила почти  всю Западную Европу.  В этом сражении с наивысшей силой  проявился патриотический дух не только русской армии , но и всего русского народа.

Бородино-отклик на 25-ую годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие  увидено глазами рядового воина.

 Огромный размах в России приобретает партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, кот. Уничтожали их или брали в плен.

 На картине Верещагина « Не замай- дай подойти» изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. Обратите внимание, партизаны- это простые крестьяне, объединившиеся против общего врага. Эти люди вооружены топорами и, но несмотря на это они настроены очень решительно.

-Ребята,как вы понимаете слова: «Не замай  –  дай  подойти»?

Запись в тетрадь:  не  замай(простор.)- не трогай, не задевай, оставь в покое  кого-нибудь.

Т.е.Мудрый старый партизан удерживает приятелей от поспешных действий словами   не  замай.

И еще обратимся к картине Прянишникова И.М. « В 1812Г.» Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа ,изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, как по заснеженному полю бредут уныло  жалкие и оборванные  в женских шубах и шалях  «завоеватели». Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг_ очищают землю от врагов.. На этой картине видно. Что на защиту земли родной поднялись не только мужчины, но и женщины.

Из истории мы знаем. Что русская армия оставила  Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только Кутузов.

На картине  Кившенко А.Д.»Военный совет в Филях» мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите,как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов,одни офицеры смотрят  на него недоуменно, другие – снисходительно,третьи-негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась французам. Войдя в город. Наполеоновская армия увидела,что почти  все население  покинуло город вслед за армией,а следовательно французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей.  

Теперь, когда мы с вами узнали об исторических событиях, которые легли  в основу произведения Лермонтова перейдем к изучению самого стих.

Учитель выразительно читает стих. , дети следят.

 Как построено стих.? Сколько строф в этом стих.? 14. Строфа-это часть стих, объединенная в одно целое  ритмом., рифмой ,темой.  От чьего лица ведется рассказ?

Поработаем с таблицей №2. Цель нашей работы: выяснить как отразились  исторические факты в стихотворении? Задание: соотнесите исторические данные с текстом  стихотворения Лермонтова, выделите в стих. Нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.

А с исторической справкой  выступит Руслан от имени участника сражения(в костюме).

Таблица№2(прилагается)

Выводы: Основные эпизоды Бородинского сражения ,описанные в стих. ,полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу  стихотворения положил реальные исторические факты.

Анализ  художественных средств стих.

-Но чем отличается исторический рассказ от стихотворного?( в стих. нет дат. названий, фамилий; речь в стих. образная ,выразительная.)

Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства  художественной выразительности. Речь в стих. Лермонтова богата сравнениями , метафорами. Выпишите их

 Вывод: использование метафор, сравнений,  делают речь в стих. Более образной, ярче.          Итог урока:

С какой целью Лермонтов обращается  к теме бородинского сражения?

- Что важнее для автора: передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

-Что он хотел донести до читателя ,до будущих поколений?

Рефлексия: что я узнал на уроке?

Проводится игра:  «верные и неверные утверждения»:

Я считаю ,что Наполеон  Бонопарт проявил в войне 12 года хитрость , смекалку и почти выиграл войну…

-Я с вами не согласен. Потому что …

-Русские войска потерпели поражение и с позором оставили Москву …

Слово учителя.    Нас и сегодня волнует стих. Лермонтова Бородино и события , описанные в нем. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских  солдат, не пощадивших жизни ради  спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг недаром помнит и   будет помнить вся Россия .

Оценки учащимся.

Д.з./подготовить выразительное чтение наизусть отрывок стих.Бородино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: «Выдающиеся люди России, Англии и США».

Открытый урок по теме «Выдающиеся люди России, Англии и США» был разработан для учащихся 5 класса. Он входит в серию уроков, посвященных одной большой теме "So many countries, so many customs" и постр...

Открытый урок 8-9 класс конспект по дисциплине история России

Открытый урок по истории для обучающихся 1-9 классов....

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "

Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..(Стихотворение  «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...