Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Калинина Лариса Николаевна

Информатизация системы образования в России предполагает его реформирование в двух взаимообусловленных направлениях: формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся, с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационной компетенции преподавателя, с другой стороны.

Информационно-коммуникационная компетентность учителя русского языка и литературы имеет свои особенности, связанные с предметом. Использование дидактического потенциала ИКТ позволяет интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию и развитию учащихся и в целом преобразовывает образование в соответствии с потребностями информационного общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_russkom_yazyke.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Информатизация системы образования в России предполагает его реформирование в двух взаимообусловленных направлениях: формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся, с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационной компетенции преподавателя, с другой стороны.

Информационно-коммуникационная компетентность учителя русского языка и литературы имеет свои особенности, связанные с предметом. Использование дидактического потенциала ИКТ позволяет интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию и развитию учащихся и в целом преобразовывает образование в соответствии с потребностями информационного общества.

Так какова же цель и для чего нужно применять ИКТ на уроках русского языка и литературы?

Цель:

  • образовательная:

- понимать учебные тексты;

- ориентировать на формирование развития  навыков и умений;

- обобщать лексический материал по теме;

- обобщать грамматический материал по теме;

- развивать навыки говорения,  чтения и письма по теме.

  • воспитательная:

- повышать мотивацию к изучению русского  языка и литературы;

- воспитывать любовь к культуре и традициям;

- воспитывать культуру общения в разных видах речевой деятельности;

- соблюдать правила культуры поведения.

  • развивающая:

- развивать творческие особенности у учащихся;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать языковую догадку, память, внимание;

- развивать умение выборочно понимать на слух необходимую информацию;

- развивать умения познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать лингвистические способности учащихся;
  2. Развивать различные виды коммуникативных умений (говорение, чтение, письмо);
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Далее предлагаю рассмотреть каждую задачу более подробно, чтобы действительно понять:

Формирование лингвистической способности учащихся

В русском языке такие понятия, как лексика и грамматика, прямо взаимосвязаны друг с другом. Через лексику реализуется принцип необходимости самовыражения личности в процессе коммуникации. Это определяет ее важное место на каждом занятии, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя. При правильном построении грамматических конструкций каждый ученик должен обладать широким лексическим запасом слов.  В современном мире главным помощником преподавателя становятся информационно-коммуникационные технологии. Можно использовать графические возможности компьютера, такую программу, как PowerPoint.

Развитие различных видов коммуникационных умений.

Коммуникационные умения состоят из трех основных блоков – это говорение, чтение и письмо. При живом общении эти умения неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения говорения; при написании необходимо уметь писать и читать.

ИКТ осуществляют возможность понять определенную информацию, а затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме. Такие задания можно  выполнять либо индивидуально, либо со всей группой.

Развитие творческих способностей у обучающихся.

Сегодня невозможно представить нашу работу без компьютера. Он необходим для подготовки к урокам, печатания раздаточного материала - карточек, таблиц, схем, тестов; наглядного материала, при оформлении проектов, при подготовке презентаций. Презентация – это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Презентации нацелены на развитие интереса, мотивации, на активность субъектов учения, интерактивность, увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, развитие креативности, на самореализацию и социализацию учащихся, на предотвращение их перегрузки.

На моих уроках целью презентации может быть:

• иллюстрация и демонстрация учебного материала;

• первичное закрепление знаний;

• контроль знаний.

В своей работе я часто использую мультимедийные презентации, включающие в себя огромные возможности для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся. Работа над презентацией помогает им проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Зная, что работа будет востребована, учащиеся более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Этот процесс развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.

Чтобы повысить  интерес к выполнению самостоятельной и домашней работы учащихся, необходимо предлагать использование компьютерных программ, что помогает формировать у учащихся устойчивую мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы, развивать их интеллектуальные способности. Компьютерные программы также помогают творчески подходить к созданию коммуникативно важных текстов – презентаций, рефератов, проектов.

Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Ресурсы Интернета, используемые для выполнения внеаудиторной работы:

• электронная почта (www.mail.ru, www.ya.ru и т.д.);

• телеконференции (Skype);

• видеоконференции (Skype);

• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички, персонального сайта или блога;

• доступ к информационным ресурсам;

• поисковые системы (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.);

• разговор в сети.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Преподавателю необходимо грамотно контролировать использование ИКТ и Интернета в самостоятельной работе учащихся.

Заключение

Использование средств ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует повышению интереса учащихся к предмету и эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера. Но не стоит забывать, что интеграция ИКТ в учебный процесс предъявляет большие требования не только к учащимся, но и к преподавателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...