конспект урока литературы "Тихая моя родина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Енина Алла Алексеевна

Анализ стихотворения Н.Рубцова с привлечением картин русских художников. Урок способствует патриотическому воспитанию учеников, развивает навыки анализа лирического стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tihaya_rodina.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н.Рубцова и на картинах И. Левитана).

        

        Цели: 1) раскрыть глубокий лиризм стихотворений Рубцова, их музыкальность и живописность;

                    2) отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения; продолжить работу над развитием речи;

                3) воспитывать чувство любви к родине, родной природе.

Тип урока: урок анализа лирического произведения.

Формы и методы работы: выразительное чтение стихотворений, сопоставительный анализ стихотворений, устное словесное рисование, сочинение-миниатюра.

Оборудование: медиа-проектор, презентация , запись песни на слова Н.Рубцова «В горнице».

                                                    Ход урока:

   

                        

          1.Вступительное слово учителя.

         --Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве двух Художников с большой буквы—поэта Николая Рубцова и живописца Исаака Левитана, сопоставим их произведения, основной темой которых является тема родины и родной природы, постараемся увидеть взаимосвязь двух видов искусства: живописи и поэзии.

          Родина… Отечество… Отчизна…- для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь,- это наша малая родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина—Россия.

         

        --Какие картины встают перед вашими глазами, когда слышите слово родина?

(Дом, речка, лес, город).

        --Да, многие из вас родились в городе, и «малая родина» вам представляется прежде всего как городская улица, двор, река Волга.

       

          2. Чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина…»    

         --Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

          3. Анализ стихотворения «Тихая моя родина…»

         --Как рисует Рубцов свою «малую родину»?

( Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище.)

         --Что из этого стихотворения вы узнали о жизни самого поэта?

( Родился в деревне, в детстве умерла мать, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

         --А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

         

       4.  Сообщение ученика по биографии.

        --Совпали ли ваши наблюдения?

( Да, лирический герой совпадает с автором.)

        --Какие средства художественной изобразительности использовал поэт в стихотворении? Какое значение они имеют?

( Эпитеты: родина тихая…)

        --Какое слово повторяется несколько раз? Случайно ли это?

(Тихий -- размеренный, спокойный. Лирический герой возвращается на родину, где похоронена мама, где прошло детство. Разве об этом можно кричать или говорить громко?)

       --Трава яркая .Случаен ли этот эпитет? ( Радость от встречи)

 (Новый забор).

       --Обратите внимание на последнюю строфу. « Связь смертная, жгучая».

( Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком, природой. Смертная—связь до смерти, до конца дней.)

        Сравнения: Словно ворона веселая,

                            Сяду опять на забор.

( Рисует картину из детства, мальчишки сидели на заборе.)

        Метафора: Речка за мною туманная

                           Будет бежать и бежать.

        --Какие мысли и чувства лирического героя выразил поэт?

( Любовь к родине, грусть, тоску по родине.)

        - Эти стихи поэт посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику, творчество которого относят к «деревенской прозе». В его книге «На родине» тоже есть такие слова: «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной». Звучит та же тема – тема «малой родины».

        5. Сопоставительный анализ стихотворения Н.Рубцова «Левитан» и картины Левитана «Вечерний звон».

        - Наверное, каждый человек на земле по-своему любит родину и родную природу, понимает, в той или иной степени, ее «душу», ее «язык», но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством  люди творческие – художники, поэты, композиторы. И именно в изображении родной природы особенно близко сходятся эти виды искусства. И, как отмечал Александр Бенуа, живопись всегда шла за литературой. Но в нашем случае мы видим обратное – картины Исаака Левитана вдохновили Н. Рубцова на создание прекрасных стихотворений «Левитан» и «Над вечным покоем».

        

        Рассмотрим репродукцию картины Левитана «Вечерний звон». Послушаем сообщение о художнике и картине.

        -Какое настроение передано в картине? Какие чувства она вызывает? ( умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы).

        -Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения «Левитан» и понять его чувства.

        Чтение стихотворения наизусть.

        -Как вы понимаете начало стихотворения? Какие тропы встречаются в этих строках?

(метафора – окна лачуг сравниваются с глазами, олицетворение - алеющая мгла «глядит).

На картине Левитана  вообще нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.

        - Что обозначает это слово? Какое чувство выражает? ( лачуга – плохое, ветхое жилье, выражает грусть, воспоминание о «малой родине»).

        -Следим за взглядом героя дальше:

                        Над колокольчиковым лугом

                        Собор звенит в колокола.

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане – луг, но на нем неразличимы цветы колокольчики.

        - Как вы думаете, почему герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый?

( возможно, сравнивает колокольчики с церковным колоколом).

        - Что у них общего?

( Схожи по форме. Церковный колокол символизирует духовный мир человека, цветок- чувство любви к природе, которое приравнивается к религиозному чувству. Происходит духовное очищение человека и при соприкосновении с природой, и в храме).

        - Лирический герой не только видит собор, но и слышит колокольный звон. Каким образом в стихотворении передан звук колокола? Можно ли изобразить звон?

                        Звон колокольный и окольный,

                        У окон, около колонн, -

                        Я слышу звон и колокольный,

                        И колокольчиковый звон.

( Используется прием звукописи: аллитерация, ассонанс. Звук колокола и лугового колокольчика проникает в сердце героя, он слышит звук каждого колокольца).

        - Обратимся к последним двум строчкам стихотворения, К кому они обращены?

( К художнику Левитану. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который написал русскую природу так, что ее образ проникает в сердце зрителя не глуше церковного колокола).

        6. Работа со схемой-кластером «Лирика-живопись».

        -Ребята, мы познакомились с двумя произведениями искусства. Что у них общего и чем отличаются? Какие понятия являются общими, какие специфическими? В чем вы видите взаимосвязь этих видов искусства?

             7.Картина Левитана «Над вечным покоем» и стихотворение Н. Рубцова.

             

             - Познакомимся еще с одной картиной Левитана и стихотворением, написанным под впечатлением от нее. Постараемся увидеть взаимосвязь между ними

              1.Сообщение ученика  о картине.

              2.Чтение наизусть стихотворения «Над вечным покоем».

              - Какое настроение передано в стихотворении и на картине?

( Грустное, печальное; в стихотворении герою «одиноко, боязно и сыро». Появляется какой-то страх перед монументальной, величественной, грозной природой, чувствуешь себя песчинкой перед ней).

               -Как вы определите тему этих произведений?

( Изображение «малой родины», природы и места в ней человека).

               -Сформулируйте основную мысль стихотворения и картины. В чем стихотворение созвучно картине?

               ( Звучит мысль о скоротечности человеческой жизни и вечной жизни природы. Контраст – бренность человеческой жизни и незыблемость законов мироздания. Природа живет по своим  законам. Поэт и художник раскрывают все величие неумирающей природы).

             

              Выводы.

- Что общего в изображении «малой родины» и родной природы в произведениях Рубцова и Левитана?

              ( Эти поистине великие художники понимали и раскрывали всю прелесть русской природы. Ее красота не броская, они видят ее в обыденном: речка, изба, горница, обитель, деревянная школа, кладбище. Для них характерен «церковный пейзаж». Во многих стихах Рубцова и полотнах Левитана преобладает грустное настроение).

        При знакомстве с другими произведениями этих авторов мы заметим и другие образы- символы: например, лодка, мотив пути и т. д.

        9. Прослушивание песни  «В горнице» на слова Н. Рубцова.

Стихи Рубцова не только живописны, но и музыкальны. Об этом говорил критик Юрий Селезнев: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее. Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле.

        Вслушаемся в музыку таких слов Рубцова.

        - Какие поэтические образы встречаются в этой песне?

( Горница, звезда, лодка. «Буду до ночной звезды лодку мастерить себе»- значит, нет покоя и в вечном покое ; мотив пути. Кстати, дороги и лодки мы можем увидеть и на картинах Левитана. Интересно, что обозначают эти образы? К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассмотреть эти вопросы более подробно.

        

        10. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы увидели, какой изобразили родину поэт Н. Рубцов и художник И. Левитан. Предлагаю дома написать сочинение-миниатюру «Какой я представляю свою «малую родину»?

        Сообщение 1.Биография Н.Рубцова.

        

        Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником), переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, он написал, что о родителях почти не имеет сведений. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

        Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

        Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке         «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.

        Сообщение 2. Левитан и его картина «Вечерний звон».

        Левитан Исаак Ильич –русский живописец, пейзажист  родился в 1860 году. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1873 по 1885 год. Левитан – крупнейший русский пейзажист–лирик  конца Х1Х века, мастер эмоционально насыщенного « пейзажа-настроения». Имя Левитана давно стало символичным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа…

        1892 год – один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин. «Вечерний звон» - одна из них. Ее жанр можно определить как  «церковный пейзаж». Моделью для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.

        Картина «Вечерний звон» захватывает красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, благоговейные чувства.

        Мы видим величественный, пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще. Почти ощущаем плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием.

        Мы видим четкие контуры освещенных заходящим солнцем монастырских сооружений. Красноватый отсвет на деревьях монастыря. Неподвижная река, отчетливые отражения в ней белых построек монастыря, голубого и розового неба, темных деревьев слева. Основная  цветовая гамма этой картины выдержана в желтовато-розовых оттенках.

        На картине вечер, конец уже прожитого дня, и мы будто слышим щемящий звон колоколов. Окончание дня жизни и закат солнца навевают некоторую печаль.

        Сообщение 3.Катина Левитана «Над вечным покоем».

        Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором бы с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти, бытия и небытия. Человек с его судьбой перед необъятной вселенной – вот содержание картины.

        Композиция его не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаз – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее.Для обрисовки дальнего плана художник пользуется обобщенной, условно-декоративной цветовой гаммой, что создает впечатление монументальности пейзажа, словно увиденного с высоты птичьего полета. В то же время холм, обжитой человеком, несет иную живописную нагрузку: мы можем различить и зелень трав, и кроны деревьев, и четкие силуэты строений.

        Еще и еще раз вглядываясь в это произведение, мы начинаем замечать не только печальное одиночество церквушки и заброшенное запустение старого кладбища. Нам представляется все величие неумирающей природы, что рисуется в спокойном силуэте холма, в плавной линии берегов, в неподвижной поверхности воды. Бесконечна не имеющая пределов жизнь, словно говорит нам художник. Таков философский смысл картины Левитана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"

Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока " Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

Конспект урока. «Судьба малой родины в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

                 Конспект урока.  «Судьба малой родины в повести   ...

Конспект урока в 5-м классе. Тема урока: "Описание предмета" "Береза - символ нашей Родины".

Подготовить учащихся  к написанию сочинения "Береза-символ нашей Родины", Дать представление о березе как национальном символе русского народа....

Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...