Сонет в эпоху Возрождения.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Губенко Светлана Михайловна

Урок литературы в 7 классе, на котором учащиеся узнают, что такое сонет, и  познакомятся с историей вожникновения жанра, попробуют свои творческие силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonet_v_epohu_vozrozhdeniya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

         Сонет в эпоху Возрождения.

                                                                              Ход урока  

                                                                                    Суровый Дант не презирал сонета,

                                                                                   В нем жар любви Петрарка изливал;

                                                                                   Игру его любил творец Макбета…

                                                                                                       А.С. Пушкин.

-  Во все времена пером стихотворцев руководило желание выразить свои чувства, поведать сокровенные тайны сердца. Одним из самых изящных способов «сердцу выразить себя» стал сонет. Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира известны всему миру. Сегодня у нас есть возможность войти в этот мир волшебных звуков.

  Сейчас мы услышим несколько сонетов названных нами поэтов. Начнем с сонета Данте Алигьери, которого называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения. Большинство своих сонетов он посвятил своей единственной возлюбленной- Беатриче Портинари. Это была любовь издалека. Глубоко затаенная, она питалась лишь редкими случайными встречами, мимолетным взглядом возлюбленной. Умерла Беатриче очень молодой, для Данте её смерть становится трагедией.

= Чтение сонета Данте

-  Не менее прекрасный образ возлюбленной Лауры  создает в своих сонетах Франческо Петрарка.  Он встретил её, когда она была уже замужем. Ему было -23, ей – 20.  Двадцать один год после этой встречи воспевал Лауру поэт в своих сонетах. В образе этой женщины слились вся красота, все совершенство мира. Она – и женщина, которую он самозабвенно любит, и слава, и высочайшее выражение  поэзии.

= Чтение сонета Петрарки

Благословен и год, и день, и час,                М – А                   Тема поставлена

И та пора, и время, и мгновенье,                Ж-  Б

И тот прекрасный край, и то селенье,        Ж - Б

Где был я взят в полон двух милых глаз.   М- А

Благословенно тайное волненье,               Ж – Б                      Тема развивается

Когда любви меня настигнул глас,             М - А

И та стрела, что в сердце мне впилась,     М - А

И этой раны жгучее томленье.                    Ж  - Б

Благословен упорный голос мой,             М - В

Без устали зовущий имя донны,               Ж – Г                      Дано «противоречие»

И вздохи, и печали, и желанья;                 Ж - Г

Благословенны все мои писанья              Ж – Д                   Разрешение противоречия

Во славу ей, и мысль, что непреклонно  Ж – Д                      

Мне говорит о ней – о ней одной!            М – В                   Замок сонета (заключительная формула,                        

                                                                                                                                       вывод, итог)

= Работа с композицией сонета

- Сонет имеет стройную композицию. Он как жемчужное ожерелье, в котором каждая жемчужина имеет свое значение. Это единая цепь, в которой без недостатка звена все рассыплется. Давайте понаблюдаем.

- Из скольких строк состоит классический сонет?

- Сколько катренов и терцетов?

- Обозначьте мужские и женские рифмы. Определите способ рифмовки. Что вы заметили?

- Каким вам представляется лирический герой?

- Найдите анафору. Как она помогает понять чувства лирического героя?

У сонета безупречно продуманный строй. В катренах при кольцевой рифмовке одни и те же рифмы то сближаются, то расходятся, давая «стройную игру ожиданий». В терцетах строй меняется, что создает разнообразие. Единство рифмы в катренах подчеркивает  единство темы, которая в первом катрене должна быть заявлена, во втором – развивается, в первом терцете дано противоречие, во втором терцете противоречие разрешается и заканчивается сонет «замком» - заключительной формулой.

= Работа с текстом сонета Шекспира. Сонет 90

Уж если ты разлюбишь – так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в  раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешиться ночь

Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда-

Твоей любви лишиться навсегда.

- Перед нами сонет Шекспира. Что изменил поэт в классическом сонете?

- Что вы можете сказать о способе рифмовки?

- Каким  вам представляется лирический герой?

- Какая тема поставлена? Как она развивается?

- Какое «противоречие» заявлено? Как его предлагается разрешить?

- Где содержится главная мысль стихотворения? (замок сонета)

= Творческое задание.

- А теперь, когда вы знакомы с особенностями сонета, давайте попробуем закончить сонет Шекспира, создадим «замок» сонета.

Сонет № 65 или любой по выбору учителя . Перед учениками текст сонета без последних двух строк.

= Обучающиеся читают свои варианты.

Дома: на выбор 1) ответить на вопрос: «Что общего и чем отличается сонет и соната?

                                2) Кто из русских поэтов писал сонеты? Подготовить один сонет по своему            

                                     выбору, проанализировать (материал учебника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Карло Кривелли - итальянский художник эпохи Возрождения".

Учебный фильм, который снял я сам, о малоизвестном у нас художнике 15 века. Мы в школе изучаем Возрождение на примере титанов - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо. Но в силу своей гениальности они не сов...

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....

Презентация. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.

Презентация рассказывает об изменениях в общественном сознании при переходе от Средневековья к новому времени. Может быть использована на уроках философии, обществознания, истории....

"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль

Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....

Презентация "Театр эпохи Возрождения"

Презентация содержит иллюстративный и описательный материал развития театрального направления в эпоху Возрождения....

Презентация "Гармонии стиха божественные тайны" (Западноевропейские сонеты Средневековья и Возрождения )

Презентация была подготовлена как сопровождение литературно-музыкальной композии, посвященной поэтам Средневековья и Возрождения. Ее можно использовать на уроках внеклассного чтения и дополнительный м...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения

           Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) —  составляет эпоху средних веков, когда  в сфе...