Части 1- 2 Д. И. Фонвизин. "Сатиры смелой властелин". 9 класс.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс) по теме

Иншакова Татьяна Павловна

Интерактивная презентация по творчеству Д.И. Фонвизина включает в себя фотодокументы, иллюстрации,  таблицы, видеофрагменты и музыкальное сопровождение, анализ произведений, материалы в формате ЕГЭ,  подборку материалов к итоговому сочинению, подключение к текстам программных произведений, интерактивное тестирование.   Она заметно облегчит труд учителя на уроке  и позволит ученику ясно и предметно усвоить программный материал. Может быть использована при изучении, повторении, подготовка к ЕГЭ. Ссылки, утраченные при скачивании, по определенной схеме  легко восстанавливаются. Видеоматериалы к опубликованным интерактивным презентациям можно посмотреть по ссылке vk.com/club96832523

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сатиры смелой властелин» Жизнь и творчество Дениса Ивановича Фонвизина

Слайд 2

Д.И. Фонвизин. Старинная гравюра Весьма рано проявилась во мне склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве... Д.И. Фонвизин. Чистосердечное признание Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. Евгений Онегин А.С. Пушкин Портрет работы В. А. Тропинина. 1827 В важных вопросах Часто язвительный смех надежнее в цель попадает. Гораций Квинт Гораций Флакк « Блистал Фонвизин, друг свободы » А.Рубинштейн. Клавесин

Слайд 3

Герб Фонвизиных Отец - Иван Андреевич Фонвизин происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV (Грозном), затем стал служить русскому царю) «Отец был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением» Черты любимого отца драматург отразил в образе Стародума в комедии «Недоросль» Мать - Екатерина Васильевна Дмитриева-Мамонова - обладала тонким умом и чутким сердцем, «жена добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная» (Д.И.Фонвизин). Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 года в Москве в богатой дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование. Биография Фонвизина А. М. Васнецов Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке, 1926

Слайд 4

Вид здания бывшей Главной аптеки, где помещался Московский университет и гимназия при нем в 1800-е годы В десять лет Д. Фонвизин поступил в гимназию, только что открывшуюся при Московском университете, где проучился с 1755 по 1760 год. Затем в 1760 —1762 годах продолжил обучение на философском факультете того же университета. Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год Лейб-гвардии Семёновский полк — воинская часть Русской Императорской армии. Был сформирован в 1691 году в подмосковном селе Семёновском, под названием потешных семёновцев; с 1687 года они начали именоваться Семёновским полком... Детство. Образование. В 1754 г был записан в Семёновский полк и числился недорослем, по указу отпущенным для прохождения наук

Слайд 5

М.В. Ломоносов. Портрет неизвестного художника XVIII века В 1760 г., вскоре после открытия Московского университета, из его подготовительной школы – гимназии были отобраны десять лучших учеников и привезены в Петербург к просвещенному и влиятельному вельможе Шувалову. В Петербурге гимназисты встретились с первым русским академиком, основателем университета – М.В.Ломоносовым, талантливейшим актером-самородком Ф. Г. Волковым. Побывали они и театре. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно», – позднее вспоминал Д.И.Фонвизин. Встреча с академиком М. В. Ломоносовым В.С. Садовников. Интерьер домашнего театра

Слайд 6

Еще будучи студентом философского отделения, Д.И. Фонвизин зарекомендовал себя превосходными переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков позволило ему до окончания университета поступить на службу в Коллегию иностранных дел в Петербург, где служил при И.П. Елагине, знатнейшем вельможе, вице-президенте Главной дворцовой канцелярии Д. И. Фонвизин Здание Коллегии иностранных дел Служба в Коллегии иностранных дел М. Л. Колокольников. Портрет молодого человека. 1780 е гг. Н.И. Панин. Портрет работы А Рослина Глава Коллегии иностранных дел Н. И. Панин, воспитатель наследника престола цесаревича Павла, назначил молодого писателя своим личным секретарём. Знакомство с Паниным, оказало значительное влияние на деятельность и взгляды Д.И. Фонвизина, привело к созданию знаменитой Конституции Панина - Фонвизина

Слайд 7

Комедия “Бригадир” (1769) сделала Д.И. Фонвизина известным. По сюжету в комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Благовоспитанной девушке навязывают в женихи Иванушку, сына бригадира, неистового галломана, недавно побывавшего в Париже и с презрением относившегося ко всему русскому: “Всякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русский”. Произведение не было заимствованным или подражательным творением, это была настоящая русская национальная комедия с оригинальными русскими характерами, взятыми с живых прототипов, с сюжетом, где автор сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. “ Бригадир” - первая русская национальная комедия. Начало литературной деятельности Сцены из спектакля Московского тетра им. В.В. Маяковского по комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир»

Слайд 8

Д.И. Фонвизин читает «Бригадира» в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля

Слайд 9

А- Ш. Карафф Портрет Д.И. Фонвизина Екатерина Ивановна Фонвизина. Портрет из издания «Двор Екатерины II. 189 силуэтов». В 1768 году Д.И. Фонвизин женился на Хлоповой (Роговиковой) Екатерине Ивановне, единственной дочери богатого купца, оставившего ей богатое наследство. Однако, состояние чуть было не отобрали родственники умершего мужа Екатерины Ивановны. Д.И. Фонвизин, будучи секретарем, помог ей вернуть состояние. Они полюбили друг друга и всю свою жизнь прожили в согласии. «Дома можем наслаждаться истинным счастьем …» В 1777—1778 годах Фонвизин вместе с женой для необходимого лечения выезжает во Францию, откуда пишет замечательные острые, ироничные письма. Фонвизин путешествовал по Европе накануне французской революции, брал уроки философии в стране, где именно философия вскоре породила политическую бурю. Семья Париж. Итальянский художник Arturo Ricci

Слайд 10

Д.И.Фонвизин. "Недоросль" Титульный лист. 1783 Комедия "Недоросль" (1779 -1781) Д.И. Фонвизин. Портрет работы К. Фогеля 1785 Генрих Вальк. Иллюстрация к комедии «Недоросль». 1959 г. Только через 12 лет, в 1781 году, появилась новая комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Комедия, в которой отразились патриотические настроения автора и его современников, где осуждается злонравие крепостников, подчеркивается, бессмысленность веры русского общества в «просвещенную» императрицу в стране, где правят Простаковы и Скотинины

Слайд 11

Портрет Екатерины II . Неизвестный художник А- Ш. Карафф Портрет Д.И. Фонвизина «Острые слова мои носились по Москве» В 1788 году Фонвизин задумал издавать журнал «Друг честных людей», или «Стародум», о чем было напечатано объявление. Однако издание это не было разрешено Екатериной II , и подготовленные Фонвизиным материалы остались в рукописях. Статьи «Друга честных людей» показывают дальнейший рост художественного мастерства Фонвизина и развитие его гражданских идеалов. Он смело затрагивает вопрос о превосходстве парламентского строя над монархическим, о недостатках екатерининского режима, о вопиющих несправедливостях, творящихся при дворе под покровительством царицы. Последним произведение Фонвизина стала автобиография «Чистосердечное признание» Гражданские идеалы Фонвизина

Слайд 12

Е. Суматохин. Иллюстрации к комедии Д. И.Фонвизина "Недоросль", Комедия "Недоросль" (1781) - вершина русской драматургии XVIII века Недросль - так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Каков символический смысл названия комедии? ? Над комедией «Недоросль» (1779 -1781) Д.И.Фонвизин работал уже после возвращения из Франции. Комедия была насыщена новыми идеями, и автор понимал, что поставить её в России будет трудно

Слайд 13

Деревянный театр на Царицыном лугу. Рисунок Дж. Кваренги Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает в Москву, но и здесь его ждет неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропустил комедию на сцену. И. А. Дмитриевский - Стародум в спектакле Д. И. Фонвизина «Недоросль» Премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» История постановки комедии «Недоросль» Представлена в первый раз в Санкт-Петербурге, сентября 24 дня 1782 года, на счет первого придворного актера г. Дмитревского, в которое время несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков. «Драматический словарь». 1787

Слайд 14

К. Сомов. Как одевались в старину. 1903 Простаков. Гж. Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль Бремеевна, мама Митрофанова. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой. Кутейкин, семинарист. Ц ы ф и р к и н, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых. Помещичья усадьба XVlll века Действующие лица комедии "Недоросль"

Слайд 15

А. Васнецов. 1914. Интерьер XVIII века

Слайд 16

Вопросы для исследования: ? ? ? 1. Какие принципы классицизма соблюдаются в комедии «Недоросль»? 2. Каковы её жанровые особенности ? 3. Как можно охарактеризовать конфликт в комедии «Недоросль»? 4. Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой? Как автор относится к проблеме дворянства и крепостного права? 5. В чем, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг? 6. На чем основаны жестокость, насилие и произвол помещицы Простаковой? Нужно ли ей просвещение? 7. Каким наукам обучался Митрофанушка? Каковы его главные черты? Какие преимущества видит Митрофан в женитьбе по сравнению с обучением? 8. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления? 9 . В чем новаторство комедии Фонвизина? 10. С какими героями Фонвизин связывает свои идеалы? 11. Каков символический смысл названия комедии? Почему Д. И. Фонвизин - поборник идей Просвещения – создаёт в своей пьесе сатирическую картину «просвещения» недоросля? Проблемный вопрос

Слайд 17

Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин А.Д.Кантемир А.Н.Радищев Эстетические принципы классицизма Строгая иерархия жанров, теория «трёх штилей», чёткое деление героев на положительных и отрицательных, выделение одной ведущей черты в характере героя, «система амплуа», правило «трёх единств». Идеал человека для классицистов Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо родины. Высокие: Низкие: т рагедия , ода , эпическая п оэма . комедия, с атира , б асня . Жанры классицизма Классицизм (от лат. « classikus » - образцовый) - художественное течение в литературе конца Х Vll – нач. XVlll веков в основе которого признание античного искусства высоким образцом. Зародился во Франции, в России представлен творчеством А.Д.Кантемира, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева.

Слайд 18

Роды литературы Э́пос (др.-греч. έπος — слово — повествование – изображение исторических событий, явлений, героев как бы со стороны Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, стансы, эклога, эпиграмма, лирическое стихотворение жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия Крупные жанры: роман, роман-эпопея эпическая поэма, или поэма-эпопея жанры лирики: любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) —род литературы в основе которого лежит конфликт (острое столкновение) В драме нет прямой авторской речи: есть диалог и монологи персонажей а так же - ремарки (указания автора) Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.) - род литературы, изображающий личные мысли, предчувствия, желания главного героя. средние жанры – повесть малые – рассказ, новелла, очерк. притча Персонажи Действующие лица Лирический герой герои действующие, как бы сами по себе. бывают главными, второстепенными. эпизодическими Автор последовательно описывает поступки, характеры героев, их взаимоотношения с окружающим миром автор изображает личные мысли, предчувствия, желания главного героя. Лиро – эпос, род художественной литературы, в котором сочетаются черты лирики и эпоса: баллада, поэма, т.е. рассказ о событиях эпич. характера ч/з чувства лир.героя Поэма, баллада, сатира, роман в стихах, лирика с вырож. сюжет. Комедия «Недоросль» как произведение классицизма Комедия, по классицизму, должна отстаивать идеи европейского Просвещения, исправлять нравы общества путем разума, закона и просвещения. Комедия призвана просвещать, утверждать высокий нравственный идеал, осмеивая недостатки и пороки. Согласно классицизму комедия «Недоросль» делится на 5 актов (действий) (как и в каждой классической пьесе), причем в 5 действии (если это комедия) – счастливая развязка. Говорящие фамилии: Скотинин, Вральман, Софья, Милон, Правдин. Группы с четким делением на положительных (Правдин, Стародум, Милон, Софья), сатирических (Простаков, Простакова, Скотинин, Митрофан), персонажей, наделенных как положительными, так и сатирическими чертами (Еремеевна, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман) состоят из 3 мужских и 1 женского образа Комедия – один из основных видов драмы, в основе которого изображение общественных и человеческих пороков, жизненных положений и характеров, которые вызывают смех В комедии соблюдены три единства: единство времени (все происходит в течение одних суток), единство места (все происходит в одном месте – в доме Простаковой) и единство действия (ничто не отклоняется от главной интриги).

Слайд 19

Особенно зрителям запомнились говорящие имена комедии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин), персонажи с меткой, острой, выразительной речью, имена же Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

Слайд 20

Система образов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Система образов в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Правдин: «Тиранствовать никто не волен» Еремеевна: « По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин в день» Простакова : «Без наук люди живут и жили”. «По-французски и всем наукам обучает его немец Вральман» Стародум: « Я друг честных людей» Скотинин: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу?..» Милон: «Я влюблен, и имею счастье быть любим » Митрофан : “Не хочу учиться, хочу жениться” Софья: «Нельзя не любить правил добродетели » «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь). Простакова : «Без наук люди живут и жили”.

Слайд 21

Действие происходит в деревне, в доме Простаковых. Здесь вместе с семейством проживает и девушка Софья. Простаковы, как дальние родственники, «надзирают над ее имением, как над своим». Софья живет воспоминаниями о Милоне, знакомом ещё по Петербургу, который со своей командой уехал в одну из губерний. Молодые люди любят друг друга, и к их любви благосклонно относится дядя Милона — Честон. Во время отсутствия Милона умирает мать Софьи. Молодая девушка увезена дальней родственницей в деревню, и теперешняя её жизнь вызывает у неё настоящую тревогу. У Простаковых есть сын Митофанушка, которого властная и грубая с окружающими госпожа Простакова, всячески оберегает, считая что и «без наук люди живут и жили», и пока он «в недорослях, …его и понежить» можно. От такой ласки «объевшийся 16-летний шалопай» с полным правом заявляет: «Не хочу учиться, хочу жениться!» Между тем Простакова решает выдать бедную, как она считает, родственницу Софью за своего брата. Она полагает, что Софья как невеста не представляет лично для нее никакого интереса. Письмо Стародума, дядюшки Софьи, из которого все узнают, что Софья богатая наследница, меняют планы Простаковой. Возникает конфликт между нею и её братом, Скотининым. Неожиданно появляется третий «соискатель» — Милон. Обезумевшая Простакова готова пойти и на преступление, она решает организовать похищение Софьи. От весьма драматического завершения сватовства Софью спасает вмешательство Милона, который отбивает свою невесту у «людей» Простаковой. При содействии Стародума Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку. Простакова ищет сочувствия, у Митрофанушки: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг…» Но “недоросль” грубо отталкивает её: “Да отвяжись ты, матушка! Как навязалась». Видя эту сцену, Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды!» Сцена из спектакля Малого театра по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Как развиваются события? «Вот злонравия достойные плоды!»

Слайд 22

О чем говорится в пьесе «Недоросль»? Проблема воспитания и образования молодого дворянина Вопрос о форме государственной власти Проблема крестьянства и крепостного права ? Проблематика комедии Комедия стала настоящим откровением для современников драматурга. Это была не переводная, а настоящая. национальная пьеса о русской жизни. В ней они увидели жестокую барыню – крепостницу Простакову, «невежду без души» Митрофанушку, раболепствующих слуг (Еремеевна). Впервые задумались над вопросом, а так ли уж просвещенна Екатерина II, чей двор погряз в интригах. Зрители услышали намеки на деятельность опального деятеля Панина Н.И. Они окунулись в стихию просторечия - меткой, выразительной, афористичной, острой русской речи – свидетельницы времени. И, наконец, задали себе главный русский вопрос, а что же делать? Уже само название комедии – "Недоросль" – говорит о том, что основная ее проблема заключается в разграничении истинного и ложного воспитания. Каким же должен быть истинный дворянин? Автор подчеркивает,, что дело не только в дурном воспитании, а гораздо глубже – в самом явлении крепостного права, в произволе, жестокости и самодурстве помещиков, отсутствии достоинства и рабской преданности слуг (Еремеевна) Стародум, Правдин разоблачают легенду о Екатерине II как о просвещенной правительнице. Ее двор погряз в интригах, "один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле".

Слайд 23

Любовный конфликт Счастливый финал: соединение Милона и Софьи Наказание порока: Простакова и её имение отданы под опеку Социально-нравственный конфликт Экспозиция: рассказ о семье Простаковых, Софье и претендентах на её руку Завязка: известие о приезде Стародума Кульминация: попытка похитить Софью Развязка Две сюжетные линии в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Две сюжетные линии в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Развитие действия: сцены учения Митрофана, нравоучения Стародума. противостояние невежества и просвещенной добродетели

Слайд 24

Литература Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 Литература (Русская литература XIX века), 10 кл.: учеб. В 2ч. Ч1 / А.Н. Архангельский, Д.П.Бак, М.А. Кучерская и др. М.: Дрофа, 2009. Интернет – ресурсы ru.wikipedia.org›Фонвизин literatura5.narod.ru lit.1september.ru›Материалы к уроку «Сатиры смелой властелин». Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина Ч.1» Литературно – художественная презентация Иншаковой Т.П.

Слайд 25

Учителю и ученику предлагаются «Универсальные электронные образовательные ресурсы» (УЭОР) по русскому языку и литературе: исторические справки, комментарии, фотодокументы, иллюстрации, таблицы, видеофрагменты и музыкальное сопровождение, анализ произведений, материалы в формате ЕГЭ, цитаты из текста и критики, подборка материалов к итоговому сочинению, подключение к текстам программных произведений, интерактивное тестирование.. УЭОР, оформленные как интерактивные презентации, системно, концентрированно излагают программный материал, позволяют заметно облегчить труд учителя, а ученику его ясно и предметно усвоить, могут быть использованы при изучении и повторении программного материала, репетиторстве. Все материалы можно посмотреть по ссылке ссылке http :// vk.com /club96832523 , написать автору и заказать целый комплект можно по адресу: t_inshakova53@mail.ru Интерактивные презентации Русский язык. ОГЭ 9 класс: Ч. 1 Изложение. Ч. 2 Задания 2- 14 Ч. 3 Соч.- рассуж.: 15.1; 15.2; 15.3 Русский язык. ЕГЭ 11 класс: Ч. 1 Задания 1- 24 Ч. 2 Задание 25. Соч.– рассуждение по прочитанному тексту. Курс интерактивных презентаций по литературе XVIII - ХХ веков (9 -11 классы) «Универсальные электронные образовательные ресурсы» (УЭОР)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д.И.Фонвизин. "Недоросль" Титульный лист. 1783 Комедия "Недоросль" (1779 -1781) Д.И. Фонвизин. Портрет работы К. Фогеля 1785 Генрих Вальк. Иллюстрация к комедии «Недоросль». 1959 г. В 1781 году, появилась новая комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». В ней отразились патриотические настроения автора и его современников, осуждалось злонравие крепостников, подчеркивалась бессмысленность веры русского общества в «просвещенную» императрицу в стране, где правят Простаковы и Скотинины

Слайд 2

Действие I Явление II Г-жа Простакова (Трищке) А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Иллюстрация к комедии «Недоросль» Художник Е. Суматохин. Начало комедии «Недоросль» Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений. В. Г. Белинский Что мы узнаем о госпоже Простаковой, её брате Скотинине и их родственниках? Каковы взаимоотношения между членами семьи? Каково отношение дворян к крепостным? На чем основаны грубость, произвол и самодурство помещицы Простаковой? ? «Недоросль» Д. 1, явл. II Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. В.Г. Белинский ?

Слайд 3

Простакова – Л. Полякова в спектакле Малого театра по комедии Д.И. Фонвизина «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Илл. к комедии «Недоросль» Художник Е. Суматохин “ Без наук люди живут и жили.” «Смотри-тка, на боку лёжа, летят себе чины» - идеал семьи Простаковых. «Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши...» В чем, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг? ? «А ты, скот, подойди поближе.» «Госпожа бесчеловечная» «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Слайд 4

Скотинин – Дмитрий Кознов в спектакле Малого театра Иллюстрации к комедии «Недоросль» Художник Е. Суматохин «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин) Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж? Действие I , явление V Скотинин, брат Простаковой Скотинин о наследстве Софьи В чем суть конфликта между Скотининым и Митрофаном? ? «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки». (Скотинин)

Слайд 5

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар... Г-жа Простакова (показывая, будто крестит сердце). С нами сила крестная. Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим. Действие I , явл. V Простаков – Г. Оболенский «При твоих глазах мои ничего не видят». «Он смирен», — говорит о нём Правдин Господин Простаков Дополняет ли образ Простакова картину невежественного дворянства? ? «Дворянин недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю!» ( Стародуб) По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын. Действие I , явл. I «Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!». ( Простакова)

Слайд 6

Простакова Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что- нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это? (Действие IV явл. VII ) Портрет К. А. Хрипунова . Аргунов И.П. Неизв. художник. Портрет галичских помещиков Ивановых Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка! Правдин. Что ж такое? Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвись, спросил только, целы ли ворота? ( Действие IV явл. VII ) «Откуда есть пошли… Скотинины господа?» Родословная Скотининых Как помогают понять действия Простаковой и Скотинина знакомство с их родословной? ?

Слайд 7

Простаков – Г.Ю. Оболенский, Простакова – Л. Полякова в спектакле Малого театра по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Фото Н. Антипова С необычайной верностью и реалистичностью схвачена и изображена фигура Простаковой, барыни-крепостницы XVIII века. Сознание своей бесконтрольности и безнаказанности приводит её к произволу и деспотизму в отношении крестьян: «Холопям потакать не намерена». Мамке Еремеевне кричит: «Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие!» Про больную дворовую девушку Палашку она говорит: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит. Как будто благородная!» Узнав о неудавшемся похищении Софьи Простакова кричит: «Плуты! Воры! Мошенники! Всех велю прибить до смерти!» Но самая её большая любовь - Митрофан, за которого даже родному брату она готова «впиться... в харю» и «раздёрнуть ему рыло по уши», если хоть в чём-то задеты интересы любимого сына. Властная и грубая со всеми, госпожа Простакова, всячески его оберегает, считая что пока он «в недорослях, …его и понежить» можно. «Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.” Математика для нее - ”дурацкая наука”; география тоже не нужна - “кучер куда надо и так отвезет”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили”. Фонвизин осуждает неразумность её слепой, животной любви к своему детищу, любви, которая, в сущности, губит ее ненаглядного сына. Фонвизину важно показать, что Простаковы не должны управлять людьми: они губят самую идею воспитания достойного гражданина а, соответственно, и идею власти. В конце комедии, когда потерявшая власть, обезумевшая Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофанушка!» - она. словно на стену, наталкивается на равнодушный и жестокий ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». «Вот злонравия достойные плоды!» - подчеркивает Стародум Помещица Простакова - «госпожа бесчеловечная»

Слайд 8

Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась? Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила. Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою). Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел! Софья. Да он никогда н е умирал. Г-жа Простакова . Не умирял! А разве ему и умереть, нельзя? Нет, Сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал. Скотинин. Сестра, ну да коли он не умирал? Действие I явление V I Софья - Д. Подгорная - в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль". Малый театр. «Как! Стародум, твой дядюшка, жив!» Сцена из спектакля «Недоросль» Государственного национального театра Удмуртии

Слайд 9

Софья. Я вас о том прошу. Вы меня тем очень одолжите. Правдин . Если вы приказываете. (Читает.) "Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними: а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известии. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу..." Скотинин и оба Простаковы . Десять тысяч! Правдин (читает), «...которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею..." Г-жа Простакова. Тебя наследницею! Простаков. Софью наследницею! Скотинин. Ее наследницею! Правдин – В. Бабятинский, Софья – Н. Верещенко в спектакле Малого театра (Вместе.) «Тебя делаю наследницею..." «Недоросль» в постановке Малого театра

Слайд 10

«Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя.» Но чувства и направляемые ими поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки. Что смешного в омерзительной жалости, какая проняла объевшегося 16-летнего шалопая - в его тяжелом животном сне - при виде матери, уставшей колотить его отца? В.О. Ключевский, русский историк Митрофан . А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил. Митрофан. Да что! Солоннны ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть. Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Kвacy целый кувшинец выкушать изволил. Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла. Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка? Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка. Действие I, явление IV Дмитрий Солодовник – Митрофан в спектакле Малого театра Каким наукам обучался Митрофанушка? Каковы его главные черты? Какие преимущества видит Митрофан в женитьбе по сравнению с обучением? «Невежда без души» Митрофанушка

Слайд 11

Правдин Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? - (Правдин Митрофан Много. Существительна да прилагательна... -- Правдин Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан Дверь? Котора дверь? - дверь! Правдин Вот эта. - Митрофан та? Прилагательна. Почему ж? - (Правдин) Митрофан - Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? - (Стародум Митрофану) Простакова Как, батюшка, назвал ты науку-то? География. - Правдин География. Простакова Слышишь, еоргафия. - (г-жа Простакова Митрофану) Митрофан - Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль) Простакова И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет. Описание земли. - (Правдин) Простакова А к чему бы это служило на первый случай? Стародум На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь. Простакова Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. - «Дверь? Котора дверь? Та прилагательна» Образование Митрофанушки Митрофан — Виктор Низовой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Малый театр. Что же важно в воспитании и образовании дворянина по мнению Д.И.Фонвизина? ? ?

Слайд 12

Экзамен Митрофанушки. Сцена из спектакля Малого театра. 1987 Согласны ли вы с утверждением, что в сцене с «экзаменом» Митрофана происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества? ?

Слайд 13

Алексей Коновалов – Митрофанушка в спектакле Малого театра по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? «То вздор, чего не знает Митрофанушка» Митрофанушка - сын провинциальных помещиков, недоросль шестнадцати лет, резвый «забавник», беззаботный «затейник»: «Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу - тка теперь на голубятню, так авось – либо." Имя Митрофана переводится с греческого как «похожий на мать». Что же у них общего с матерью? Как и мать, он двуличен, домашним грубит: “Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. Перед Стародубом унижается, просит у него прощения, льстит и лицемерит: «Как не целовать, дядюшка, твои ручки». Невежда и “маменькин сынок” Митрофан мечтает о женитьбе. «Я те потешу, - говорит он матери. Поучусь, только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня быть сговору». «Не хочу учиться, хочу жениться”. Все его действия простодушны и циничны одновременно: особенно отвратительна сцена из заключительного акта, где в ответ на просьбу матери о помощи он грубо и бесцеремонно отталкивает её. Митрофанушка - неуч смешон, но отталкивающий мать - омерзителен. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», - говорит о нём Софья. «Невежда без души - зверь», - замечает Стародум. Митрофанушка назван недорослем не только из-за своего возраста, он является недорослем в и в нравственном отношении, в гражданском смысле, он еще не дорос до понимания своих обязанностей и долга перед государством. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным, является символом глупых и невежественных людей.

Слайд 14

Здание для Академии наук в Петербурге было построено в 1783-1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги. Образование дворян в XVIII веке Указом 1714г. Пётр I повелел всем дворянам вступить на военную или гражданскую службу. Дворяне, не получившие образования, на службу не принимались, и им запрещено было жениться. "Недорослями" официально называли молодых дворян, ещё не получивших свидетельства об образовании. Во времена Фонвизина дворянские дети обязаны были трижды являться на проверку: в семь лет, в двенадцать (должны были доказать, что могут "совершенно читать и чисто писать") и в пятнадцать (экзаменовали по одному из иностранных языков - французскому или немецкому, Закону Божию, арифметике и геометрии). С пятнадцати до двадцати лет недоросль обязан был учиться ещё географии, истории и артиллерии. Не выдержавшие при повторной проверке испытаний зачислялись в рядовые без права повышения по службе. ( По материалам Ед. кол. ЦОР)

Слайд 15

Манифест о вольности дворянства - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Портрет императора Петра III работы Л. К. Пфанцельта Образование, воспитание молодого дворянина – один из важных вопросов для Фонвизина. Дворянин, по Фонвизину, это не только тот, кто получил права с указом о вольности дворянства, но и тот, кто получил обязанности служения государству, обязанности гражданина. Воспитать такого дворянина – вот главная задача воспитания и образования в дворянском обществе Воспитание гражданина Каким же должен быть дворянин? Русский дворянин Корсаков А. И. Художник Щукин С.С. 1799 В вопросах к сочинителю «Былей и небылиц» в журнале «Собеседник любителей российского слова» отчетливо видно, что тревожило автора комедии «Недоросль»: «Отчего много добрых людей видим в отставке?», «Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?», «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют и весьма большие?» Каждый вопрос имел точный адрес, бил прямо в цель. Фонвизин затрагивал важнейшие темы дня — создание законодательных учреждений, введение гласного суда и т.д.

Слайд 16

Еремеевна – К. Блохина Еремеевна, защищая Митрофанушку от его дяди Скотинина: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы- то выцарапаю». Еремеевна Еремеевна (в слезах). Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же… Кутейкин. А велика ль благостыня? Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день. Действие II , явл. V I Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! «Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин». Стародум

Слайд 17

В. Коняев – Вральман Цыфиркин - А Анохин в спектакле Малого театра “ Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман”. Простакова Учителя Митрофанушки Кутейкин говорит церковно-славянской речью, так как он семинарист: «Отпускать благоволите?», «зван бых, и приидох», «посрамихся окаянный». Цыфиркин , солдат, преподающий арифметику, прост. Речь его солдатская и полна всякого рода цифр и чисел. «Что приказу будет, ваше благородие?». «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты». «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». «И! Ваше благородие. Я солдат». То есть, его речь связана с родом занятий, и таким приемом часто пользуются в классических комедиях. Речь героев – важнейшая характеристика времени. Подлинное новаторство Фонвизина заключалось в широком использовании разговорной речи, в принципах её отбора, в мастерских индивидуальных характеристиках. Стихия просторечия стала подлинной особенностью комедии «Недоросль». Речь персонажей комедии меткая, выразительная, афористичная, острая, пересыпанная пословицами, поговорками, прибаутками, каламбурами – настоящее свидетельство времени.

Слайд 18

Ольга Абрамова - Софья и Александр Дривень - Милон в спектакле Малого театра по комедии «Недоросдь» «Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя». Милон «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы к счастью». «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных». Софья «Я влюблен, и имею счастье быть любим». «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце…» Милон К. Сомов. Фигуры в парке. 1919 Софья и Милон

Слайд 19

Стародум – Ярослав Барышев Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обращаясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика и доныне с удовольствием слушает». «Имей сердце, имей душу…» Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? ? Приезд Стародуба Речи Стародума афористичные и выразительные, находили глубокий отклик в сердцах современников Фонвизина, формировали их убеждения: «Невежда без души – зверь». «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». «Наличные деньги – не наличные достоинства». «Золотой болван – все болван». «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». «Начинаются чины — перестаёт искренность». «Имей сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время». Стародум ?

Слайд 20

Правдин . С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. Стародум . Призывать? А зачем? Правдин. За тем, за чем к больным врача призывают. Стародум. Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. Действие III, явление I Стародум . …Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоют одного. Отец мой у двора Петра Великого... Правдин. А я слышал, что он в военной службе... Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные Действие III, явление I Болезнь неизлечима? Противопоставление времени Петра и времени Екатерины занимает важное место в пьесе. Стародум в рассказе о своем отце (который служил при Петре) с уважением говорит об этом времени, когда человеку говорили «ты», потому что ценили по делам, а не по связям. Такие рассуждения не могли не вызвать гнева Екатерины, ведь она считала себя преемницей Петра I Пётр I Великий Портрет работы Поля Делароша.1838. Противопоставление времени Петра I и времени Екатерины II Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II

Слайд 21

Валерий Бабятинский – Правдин в спектакле Малого театра Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Действие V, явление I Правдин: «Тиранствовать никто не волен» Правдин - это государственный чиновник, наместник. представитель императрицы в крупных округах, которые объединяют несколько губерний. В заключительной сцене комедии он берет под опеку имение Простаковой. По мнению Фонвизина, само правительство - высшая воля, должно наказывать зло, отстаивать справедливость и вступаться за обиженных. Это - урок, напутствие царице. Матвей Зайцев. Екатерининская комиссия 1767 года

Слайд 22

Г-жа Простакова . Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки. Правдин . А за что вы хотите наказывать людей ваших? Г-жа Простакова . Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях? Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается? Скотинин . Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? Правдин . Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? Стародум. Мастерица толковать указы! Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.) Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни. Простаков . А! До чего мы дожили! Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа… Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите. Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка? Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову. Г-жа Простакова . Все теряю! Совсем погибаю! Д.И. Фонвизин «Недоросль».Действие V , явление IV Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»? ? ?

Слайд 23

Отнята у меня власть! Смешон или трагичен финал пьесы? Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына) . Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Простаков . Да отвяжись, матушка, как навязалась... Г-жа Простакова . И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.) Софья (подбежав к ней) . Боже мой! Она без памяти. Стародум (Софье) . Помоги ей, помоги. Софья и Еремеевна помогают. Правдин (Митрофану) . Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Митрофан . Ды она как будто неведомо... Правдин . Грубиян! Стародум (Еремеевне) . Что она теперь? Что? Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками) . Очнется, мой батюшка, очнется. Правдин (Митрофану) . С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить... Митрофан (махнув рукою) . По мне, куда велят. Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии) . Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! Стародум (указав на г-жу Простакову) Вот злонравия достойные плоды! (Действие V, явл. VII) Простакова - Э. Далматова Фильм – спектакль «Недоросль» 1987 ?

Слайд 24

Явление VI ( Г-жа Простакова, Еремеевна, Митрофан, Кутейкин и Цыфиркин). Г-жа Простакова. Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка. Митрофан. Да, зады, как не так. Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело. Митрофан. Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек! Г-жа Простакова. Что? Что такое? Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки таска; а там с его кулаков да за Часослов. Нет, так я, спасибо, уж один конец с собою! Г-жа Простакова (испугавшись) . Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька! Митрофан. Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали. Г-жа Простакова (вне себя) Уморил! Уморил! Бог с тобой! Еремеевна. Все дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что… ни про что… Г-жа Простакова (в злобе) . Ну… Еремеевна. Пристал к нему: хочешь ли жениться?.. Г-жа Простакова. Ну… Еремеевна. Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка, охота берет. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется!.. Г-жа Простакова (дрожа) Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши… Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да… Г-жа Простакова. Да… да что… не твое дитя, бестия! По тебе робенка хоть убей до смерти. Еремеевна. Ах, Создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б Бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти) , я б и клыков беречь не стала. Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле… Еремеевна (заплакав) . Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно. Кутейкин. Нам восвояси повелите? Цыфиркин. Нам куда поход, ваше благородие? Г-жа Простакова. Ты же еще, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек. (К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.) Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку… Цыфиркин. А там другую, вот те и умноженье. Еремеевна (в слезах) . Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же… Кутейкин. А велика ль благостыня? Еремеевна. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день. (Кутейкин и Цыфиркин отводят ее под руки) Цыфиркин. Смекнем же за столом, что тебе доходу в круглый год. ЕГЭ Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1-7; 8-9. ЕГЭ ЕГЭ

Слайд 25

1. Каков жанр пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Ответ: комедия 2. Как называется приём изображения персонажа, основанный на использовании впрямую характеризующей его фамилии (например, фамилия Скотинин указывает на грубость и тупость персонажа)? Ответ: говорящая фамилия 3. Установите соответствие между тремя персонажами и цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 4. Каким термином называются краткие авторские пояснения, сопровождающие реплики персонажей? Ответ: ремарка 5. Как называется краткое народное изречение, в ёмкой формулировке обобщающее жизненный опыт в бесспорную истину (например, «век живи, век учись»)? Ответ: пословица 6. В какой должности состоят бывший семинарист Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин в доме Простаковых? Ответ: учителя 7. Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? Ответ : деталь А Б В 3 4 2 ЕГЭ Персонажи Качества личности А) Митрофанушка Б) Стародум В) Скотинин 1) «Тиранствовать никто не волен» 2) «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». 3) «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» 4) «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» ЕГЭ Ответ: 234 ЕГЭ

Слайд 26

Спектакль Малого театра по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Стародум – В.А. Сафронов, Скотинин – Д.Д. Кознов 8 . В чём, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг? 9 . В каких произведениях русской литературы XIX века тема образования и воспитания молодого дворянина выдвинута на первый план и в чём сходство и различие их героев с Митрофанушкой? ЕГЭ 8. Материнская любовь госпожи Простаковой отличается крайней агрессивностью и грубостью проявлений. В представлении Простаковой, любовью прежде всего следует считать готовность даже родному брату «впиться... в харю» и «раздёрнуть ему рыло по уши», если хоть в чём-то задеты интересы Митрофанушки. Получение образования не должно мешать любимому сыну резвиться и уж тем более не должно отражаться на его здоровье: выбор между уроком и сытным обедом всегда будет сделан в пользу обеда. В финале из любви к Митрофанушке Простакова готова пойти и на преступление (похищение Софьи), и на показное раскаяние. Но главное для неё — воспитать Митрофанушку настоящим Простаковым: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе чины». Возможность лежать на боку с детства предоставлена Митрофану матерью; осталось дождаться чинов... 9. Тема образования и воспитания молодого дворянина многократно привлекала к себе внимание русских писателей XIX века. Прямые отсылки к «Недорослю» содержатся в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина: Гринёв сообщает в первой главе, что «рос недорослем», гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. В рассказе о получении образования Гринёв предельно ироничен: Бопре не мог научить его абсолютно ничему; зато главный свой жизненный урок «недо­росль» Гринёв получил от отца — завет «беречь честь смолоду». Иным примером является история воспитания Обломова в одноимённом романе И. А. Гончарова. Порезвиться, сытно покушать, послушать сказку от няни — все эти возможности предоставлены ему даже в избытке, и именно они сближают принципы его воспитания с теми, по которым растили Митрофана Простакова. Однако, если герою Фонвизина так и суждено остаться невеждой и невежей, то Обломов показан автором как по-настоящему добрый, искренний, наделённый «голубиной нежностью» и золотым сердцем человек. ( По материалам А.В. Леденева и Т.Г. Кучиной)

Слайд 27

В 1784 и 1785 годах Д.И. Фонвизин выезжает на лечение в Италию, а в 1787 году заметно пошатнувшееся здоровье поправляет в Вене. Занятия литературой оказались фактически свернутыми из - за финансовых трудностей. Умер великий драматург 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1792 г.; похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он, нехристь?! Он русский, из прерусских русский». А.С. Пушкин Из письма к брату в 1824 г. Могила Дениса Ивановича Фонвизина Д. И. Фонвизин на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Последний путь «Он русский, из прерусских русский». А.Рубинштейн

Слайд 28

Литература Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 Литература (Русская литература XIX века), 10 кл.: учеб. В 2ч. Ч1 / А.Н. Архангельский, Д.П.Бак, М.А. Кучерская и др. М.: Дрофа, 2009. Интернет – ресурсы ru.wikipedia.org›Фонвизин literatura5.narod.ru lit.1september.ru›Материалы к уроку «Сатиры смелой властелин». Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина» Литературно – художественная презентация Иншаковой Т.П.

Слайд 29

Учителю и ученику предлагаются «Универсальные электронные образовательные ресурсы» (УЭОР) по русскому языку и литературе: исторические справки, комментарии, фотодокументы, иллюстрации, таблицы, видеофрагменты и музыкальное сопровождение, анализ произведений, материалы в формате ЕГЭ, цитаты из текста и критики, подборка материалов к итоговому сочинению, подключение к текстам программных произведений, интерактивное тестирование.. УЭОР, оформленные как интерактивные презентации, системно, концентрированно излагают программный материал, позволяют заметно облегчить труд учителя, а ученику его ясно и предметно усвоить, могут быть использованы при изучении и повторении программного материала, репетиторстве. Все материалы можно посмотреть по ссылке ссылке http://vk.com/club96832523, написать автору и заказать целый комплект можно по адресу: t_inshakova53@mail.ru Интерактивные презентации Русский язык. ОГЭ 9 класс: Ч. 1 Изложение. Ч. 2 Задания 2- 14 Ч. 3 Соч.- рассуж.: 15.1; 15.2; 15.3 Русский язык. ЕГЭ 11 класс: Ч. 1 Задания 1- 24 Ч. 2 Задание 25. Соч.– рассуждение по прочитанному тексту. Курс интерактивных презентаций по литературе XVIII - ХХ веков (9 -11 классы) «Универсальные электронные образовательные ресурсы» (УЭОР)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сатиры смелый властелин" Салтыков-Щедрин

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Сатиры смелый властелин". М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Своеобразие сатиры. "Сказки"...

Методическая разработка урока литературы на тему: "Сатиры смелый властелин".

План-конспект урока по анализу комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Беседа с уч-ся по произведению идёт параллельно со словарной работой....

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин». Презентация.

Презентация к уроку литературы "Д И. Фонвизин. Слово о писателе", 8 класс, учебник под редакцией В.Я. Коровиной....

Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе «Сатиры смелый властелин» (к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию  со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время. Цели...

Конспект открытого урока по обществознанию "Будь смелым". 6 класс

ПРедставляю конспект урока по теме "Буд смелым" для 6 класса. . В уроке используются современные оразовательные технологии....

Урок-викторина по литературе в 9 классе на тему "Сатиры смелый властелин (по творчеству Фонвизина)"

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. В рамках заданной программой обучения общей цели...


 

Комментарии

Иншакова Татьяна Павловна

Видеоматериалы к интерактивным презентациям можно посмотреть по ссылке vk.com/club96832523