Рабочая программа по литературе для 8 класса по И.Н.Сухих
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Янышевская Елена Алексеевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса по  И.Н.Сухих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8klass.docx76.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе

по литературе  (8 класс)

     1.Общие сведения о рабочей программе.
Рабочая программа по литературе для 8«А» и 8«Б» классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2011 г. под редакцией. И.Н.Сухих.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника – хрестоматии для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Т.В.Рыжковой, И.Н.Гуйс.- М.: «Издательский центр «Академия», 2013.

2. Цели изучения предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения учебного предмета:

- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

- воспитать духовно развитую личность;

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- понимать авторские позиции;

- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

• формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

• обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

• развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нацииичеловечества; воспитание речевой культуры учащихся.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не-достаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Гри-боедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе —взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — лите-ратура в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса).

Задача курса литературы 8 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к  литературе;
совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах познакомить учащихся с лучшими произведениями литературы.


3. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для 8 «А» и 8 «Б» классов разработана в соответствии с учебным планом школы на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования под редакцией И.Н.Сухих: «Литература. Программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н. Сухих». – М., 2009.
4. Место учебного предмета в учебном плане ОУ.

Согласно действующему  учебному плану в 8 классе предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год на базовом уровне.


5
. Планируемые результаты обучения.

Учащихся 8 класса (базовый уровень) должны знать:

- текст художественного произведения;

- событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

- особенности композиции изученного произведения;

- основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Уметь:

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.


Основное содержание курса
Содержание рабочей программы литературе (8 класс)

68 часов в году (2 часа в неделю)

Тема 1. О любви    

Раздел 1. О любви — в лирике    Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма, позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы его выражения в произведениях, сходных по тематике.

Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения.

Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

1. Данте Алигьери. «Новая жизнь». Фрагмент гл. XXVI

Неземная любовь к земной женщине в сонетах Данте. Обожествление возлюбленной — идеала благородства и красоты.

Условность образа возлюбленной. Художественные приемы создания ее образа.

2. Ф. Петрарка. Сонет 160

Традиции Предвозрождения в поэзии Петрарки и их преодоление (на примере сравнения с сонетом Данте). Конкретность и жизненность образа возлюбленной в сонетах Петрарки, противоречивость и изменчивость любовных переживаний. Музыкальность стиха Петрарки, драматизм сонетов и художественные средства создания образов.

3. У. Шекспир. Сонет 130

Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Перенос

идеала с небес на землю.

4. А. С. Пушкин. «Мадонна»

Смысл названия стихотворения. Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Одухотворенность и чистота чувства любви. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. Образы- символы в сонете. Смысловые части сонета. Связь стихотворения с другими видами искусства.

Культурное пространство. Италия эпохи Возрождения. Итальянская живопись Ренессанса. Рыцарское служение Прекрасной Даме. Истории любви Данте и Петрарки.

Поэтические диалоги о любви

5. А. С. Пушкин. «Я вас любил…»

6. М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении Пушкина и взрыв возмущения в стихотворении Лермонтова. Любовь как высшая радость жизни, разнообразие художественных красок в создании образа любви в стихотворении Пушкина. Поиск равного себе по самоотдаче в любви и накалу чувств в романтическом стихотворении Лермонтова.

Сосредоточенность на собственных чувствах лирического героя Лермонтова и обращенность к чувствам возлюбленной в стихотворении Пушкина. Яростное обличение любимой в диалогическом монологе у Лермонтова, скрывающем боль лирического героя.

7. А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»

8. Н. А. Некрасов. «Горящие письма»

Стремление лирического героя стихотворения «Сожженное письмо» продлить любовь и преодолеть разлуку, торжество гармонии в любовном чувстве. Способность человека любить как бесценный дар в стихотворении Пушкина. Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. Повторы и эпитеты и их роль в описании. Невидимое присутствие возлюбленной и отсутствие конкретного образа женщины.

Конфликт героев, невозможность компромисса и разрушение отношений в стихотворении Некрасова «Горящие письма». Яркий, конкретный образ женщины, равной мужчине по силе характера и чувства. Способы создания образов. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова. Развитие любовной лирики, ведущее к конкретизации женского образа.

9. А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»

10. А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя

Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный

мир человека.

Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Петрарки и Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока.

Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. Женщины —адресаты их любовной лирики.

Диагностическая работа. В. Скотт. «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки. Противопоставление действительности романтическому идеалу. Символика имени героини. Авторская позиция.

Раздел 2. О любви — в эпосе    

Истории любви и отражение в них реальной действительности.

Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции.

Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви.

Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

1. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника, рассказывающая об истории женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой. «Капитанская дочка» как исторический роман: частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Три встречи Гринева и Пугачева, классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу. Характер Гринева и художественные средства его создания. Гринев и Швабрин. Образ Швабрина как антипода Гринева. Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга и авторская оценка его поступка. Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева. Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская — и невозможность компромисса между ними. Милосердие как право монарха и потребность сердца. Способы выражения авторской позиции и художественная идея произведения.

Культурное пространство. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Портреты Екатерины II работы В. Л. Боровиковского и Ф. С. Рокотова. Картина В. Перова «Суд Пугачева».

2. И. С. Тургенев. «Ася»

Ситуация rendez- vous в прозе Тургенева. Любовь как испытание героев в повести. Мир бюргеров — и природная непосредственность и оригинальность Аси. Особенности характера Ганина. Надежды и разочарования героев. Желание любви и неспособность

Н. Н. на поступок. Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям и их поступкам и средства его выражения в произведении. Смысл финала и художественная идея повести.

Культурное пространство. Полина Виардо. История любви

И. С. Тургенева. Линц — место действия повести «Ася».

3. И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина. Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Любовь и ее вариации. Образы Николая Алексеевича и Надежды в рассказе «Темные аллеи». Роль деталей в создании образов персонажей и образов пространства- времени. Прошлое и настоящее героев. Конфликт между чувствами и социальными нормами. Смысл названия рассказа и его художественная идея.

Образ рассказчицы в рассказе «Холодная осень». Композиция произведения и соотношение его частей. Детализация в повествовании о прощании героини с возлюбленным и лаконизм повествования о ее дальнейшей жизни. Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа.

Культурное пространство. В. Н. Бунина и ее роль в жизни писателя. Россия в период Первой мировой войны и революции.

Раздел 3. О любви — в драме    

Специфика драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Пьеса- сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. Драматический род литературы и его особенности. Проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни. Образы Бобыля и Бобылихи, их юмористическая окрашенность. Мудрость царя, следующего законам природы. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение. Неоднозначность отношения к Снегурочке автора, читателя и персонажей пьесы. «Сердечная остуда» как нарушение нормы жизни. Образы Леля, Купавы и Мизгиря. Контрастные краски любви. Символическое значение «печальной кончины» Снегурочки и «страшной погибели» Мизгиря. Способы создания образов в драматическом произведении. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Основатели русского театра.

А. Н. Островский — драматург. История создания пьесы «Снегурочка». Московский Малый театр, театры оперы и балета. Опера, балет и драматическое искусство.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Роды и жанры

литературы. Любовная лирика. Сонетная форма. Образ- символ. Аллегория. Повесть и исторический роман как эпические жанры. Драма как литературный род и жанр. Компоненты драматического текста. Способы выражения авторского отношения и авторской позиции в литературных произведениях разных родов и жанров. Композиция лирического стихотворения, повести, романа, драмы. Рамочные компоненты текста. Лирический и эпический сюжет. Система персонажей. Литературные двойники. Образ персонажа, образ- переживание. Конфликт и характер в драме. Фольклорные сюжеты в литературе. Взаимосвязь тематики, проблематики, стиля, авторского сознания и эпохи, в которой живет автор. Жанр как средство выражения авторского взгляда на мир.

Внеклассное чтение (ко всей теме). С. Д. Артамонов. «Литература эпохи Возрождения»; Н. Н . Томашевский. «Франческо Петрарка»; А. Аникст. «Шекспир»; А. С. Пушкин. «Сонет» («Суровый Данте не презирал сонета…»), «Сонет» («Поэт, не дорожи любовию народной…»); «Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники» (в 2 т.); «Петербургские встречи Пушкина» (сост. Л. Е. Кошевая); А. С . Пушкин. «История Пугачева»; Г. Г. Красухин. «Путеводитель по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”»; М. И. Цветаева. «Пушкин и Пугачев»; В. Скотт. «Айвенго»; Ш. Бронте. «Джейн Эйр»; П. Мериме. «Кармен»; Ф. М. Достоевский. «Неточка Незванова», «Кроткая»; С. В . Белов. «Ф. М. Достоевский»; М. Басина. «Сквозь сумрак белых ночей»;

И. С . Тургенев. «Первая любовь», «Вешние воды»; О. В . Лебедев. «И. С. Тургенев»; А. Н . О стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся», «Горячее сердце»; В. Лакшин. «А. Н. Островский»; И. А. Бунин «Ворон», «Руся», «Галя Ганская», «Чистый понедельник»; А. Н . Беляев. «Человек- амфибия».

Тема 2. О Родине    

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов. И. Северянин. «Запевка».

Раздел 1.  О Р одине — в лирике    

1. М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии авторского отношения к России. Антитеза и ее значение в стихотворении. Одиночество лирического героя и образы «союза» в природе и жизни человека. Мечта героя и невозможность ее осуществления. Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

2. Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

3. А. А. Блок. «Россия»

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева. Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. Фольклорные образы в стихотворении. Оппозиции «разбойной красы», угрозы — и терпения, внутренней динамики — и неизменности в образе Родины.

4. С. А. Есенин. «Русь»

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны. «Кроткая родина» и мужество ее защитников — пахарей- богатырей. Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. Смена лирических голосов. Роль образов природы. Поэтическая перекличка образов Руси Есенина и Блока.

5. И. А. Бродский. «Стансы городу»

Замена образа Родины образом родного города. Неразрывная связь человека и города. Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения. Тонкость поэтической формы и глубина поэтического чувства. Вытеснение общезначимого и замещение его индивидуальным отношением. Пафос стихотворения.

6. Н. М. Рубцов. «Звезда полей»

Основной мотив стихотворения. Образ родины. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Размышления поэта о скоротечности жизни. Романтические образы в произведении.

7. А. А. Ахматова. «Мужество»

Образ Родины и его связь с родным языком. Патриотизм и лаконизм Ахматовой. Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее.

8. Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения. Особенности художественной образности Гамзатова. Национальное и общечеловеческое в патриотической лирике.

9. К. Ш. Кулиев. «Стихи о Родине»

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы произведения. Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа.

Культурное пространство. Любовь к Родине — одна из вечных тем русской литературы и искусства. Отношение к Родине М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского. Кавказские поэты России.

Раздел 2. О Родине — в эпосе    

1. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» —обзорное изучение

История создания произведения и судьба его автора. Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву». Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. Образ автора и образ мира в «Путешествии…». Аллегории и символы в эпизоде «Сон путешественника». Ода «Вольность» и ее роль в произведении.

2. И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза И. С. Шмелева. История создания произведения. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем». Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Дом и Город в произведении. Образ России. Особенности художественного времени и пространства.

Культурное пространство. Идеи Просвещения. А. М. Кутузов. Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели».

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Роды и жанры литературы. Патриотическая лирика. Образы-символы. Выразительные средства композиции. Синтаксические средства выразительности. Стансы. Автор, повествователь и рассказчик

в эпическом произведении. Авторское отношение и авторская позиция. Художественное обобщение и конкретность образа. Роль детали в художественном тексте. Образ пространства- времени (хронотоп) в эпосе. Индивидуальный стиль писателя.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия…»; Ф. И. Тютчев. «Слезы людские…», «Умом Россию не понять…»; А. А. Блок. «Русь», «На поле Куликовом», «Скифы»; С.А. Есенин. «Пугачев»; И. А. Бродский. «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «От окраины к центру», «Рождественский романс»; О. Д. Форш. «Радищев»; В. А. Чивилихин. «Память»; С. Т. Алексеев. «Аз Бога ведаю».

Тема 3. О страшном и страхе    

Страх и страшное в жизни человека. Причины страха. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Очищение читателя страхом и смехом.

Раздел 1. О страшном и страхе —в лироэпических произведениях    

В. А. Жуковский. «Светлана» История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции. Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу. Рок и Божий промысел, провидение. Страшное в балладе. Образы- символы. Образы сна и реальности. Время и пространство. Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Способы выражения авторского отношения и идеи в балладе.

Культурное пространство. Баллады В. А. Жуковского. Святочные гадания. Иллюстрация К. П. Брюллова к балладе «Светлана».

Раздел 2. О страшном и страхе —в эпических произведениях    

1. А. С. Пушкин. «Гробовщик»

История создания повести. «Гробовщик» как одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роль эпиграфа. Фантастическое и реалистическое в произведении. Функция сна. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция повести и неожиданная развязка. Мотивы и лейтмотивы в произведении.

Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. Смерть как источник жизни гробовщика. Причины искажения человеческого сознания. Страшное и смешное в повести и их художественная роль в воплощении авторской идеи.

2. Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Смысл эпиграфа. Мотивы тоски, печали и их значение в произведении. Образ повествователя и художественные средства его создания. Предчувствия и их осуществление. Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. Роль пейзажа и образа дома. Детали и их художественная функция.

Связь человека и окружающего мира. Образы Родерика и Мэдилейн Ашеров. Роль портрета в создании характера персонажа. Символическое звучание фамилии героя. Страшное, ужасное и их эстетическая функция. Невыразимое в новелле. Образы жизни

и смерти, разрушения. Вырождение рода как отклонение от природной нормы. Приобретение уникальных талантов за счет потери психического равновесия и интереса к жизни. Обостренность чувств, граничащая с безумием, как расплата за замкнутость, изоляцию от мира. Литературные и музыкальные аллюзии и их роль в структуре художественного текста. Авторское отношение к героям и событиям, авторский взгляд на человека и его природу и способы выражения авторской идеи.

Культурное пространство. Э. А. По — американский писатель. Готический стиль. Интерпретации новеллы По на сцене и в кинематографе. Иллюстрации к повести Пушкина и новелле По.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив. Баллада, новелла, повесть. Мистические и фантастические образы в литературе. Страшное, ужасное как эстетическая категория. Лирический герой. Романтический герой. Антитеза, контраст как художественные приемы. Ирония и ее оттенки. Художественная деталь. Пейзаж. Портрет. Сюжети фабула. Композиция и система образов в произведении.

Внеклассное чтение. Р. Л. С тивенсон. «Странная история доктора Джеккиля и мистера Хайда»; Э. Т. А. Гофман. «Золотой горшок»; Э. А. По. Стихотворения и новеллы, «Истории Огюста Дюпена»; А. А. Бестужев- Марлинский. «Страшное гаданье»;

Н. В . Гоголь. «Нос»; А. К. Толстой. «Упырь».

Тема 4. Об обманах и искушениях    

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Человеческие слабости, пороки и способы их разоблачения в искусстве слова. Обманы и самообманы. Искушение как соблазн и как испытание, приобретение опыта. Характер человека, проявляющийся в испытаниях. Этические проблемы и варианты их

решения в разные эпохи.

Раздел 1. Об обманах и искушениях — в драме    16 часов

Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в драматическом искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

1. Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии Мольера «Тартюф». Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Семья господина Оргона — воплощение здравого смысла. Причины заблуждения Оргона и его матери. Здравомыслие как норма жизни. Комическое и трагическое в пьесе. Художественные средства разоблачения порочности и аморальности Тартюфа. Неоднозначность финала комедии. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера- комедиографа. Художественная идея произведения. Творчество

Мольера в оценках критиков.

Диагностическая работа. Ж. Б. Мольер. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» (работа выполняется по одной из комедий по выбору учащихся). Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета

Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения.

Культурное пространство. Эпоха Людовика XIV и французское общество. «Общество святых даров». Спектакли и экранизации комедий Мольера (А. Эфрос, Я. Фрид, В. Шлезингер, Р. Кожио, П. Бадель и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта. Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение. Скрытый конфликт между правдой и ложью, реальным и мнимым и его разрешение. Завязка комедии, предшествующая экспозиции. «Замечания для господ актеров» как одна из форм выражения авторского замысла. Образы чиновников и художественные средства их создания. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Индивидуальное и типическое в пьесе. Женские образы в комедии, их художественная роль. Комическое в пьесе. Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. Динамика самооценки Хлестакова в пьесе и ее причины. Роль образа Осипа в пьесе. Хлестаков и его слуга. Хлестаков и городничий. Обманщики и обманутые. Хлестаковщина как явление. Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. Интерпретации «Ревизора»

в театре и кинематографе. Комедия «Ревизор» в оценках критиков.

Культурное пространство. История создания комедии «Ревизор» и ее премьера. Интерпретации образа Хлестакова в российском театре и кино (И. Горбачев, С. Мигицко, А. Миронов, Е. Миронов). Иллюстрации к комедии (Н. В. Гоголь, А. И. Кон-

стантиновский, П. М. Боклевский).

Раздел 2. Об обманах и искушениях — в эпосе    

1. А. С. Пушкин. «Пиковая Дама»

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести Пушкина «Пиковая Дама». Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя. Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль. Образ Сен- Жермена и его восприятие современниками Пушкина. Роль легенды о трех картах. Образ Лизы, отношение к ней персонажей повести и автора. Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Культурное пространство. Карточная игра. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Кинофильм И. Масленникова «Пиковая дама». Иллюстрации к повести (А. Н. Бенуа, В. И. Шухаев, Ю. М. Игнатьев и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. Особенности композиции произведения. Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения. Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Зловещий образ ростовщика. Жизнь человека после смерти в гениальном произведении искусства. Представления Гоголя о назначении

искусства и предназначении художника. Опасность прямого подобия в искусстве. Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. Божественное и дьявольское начала в жизни человека как способность творить или разрушать.

Многозначность художественной идеи произведения.

Культурное пространство. Мировоззренческие основы эпохи

Возрождения. Н. В. Гоголь в Риме. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу». Иллюстрации к повести.

Культурное пространство. Петербург начала ХХ века.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Жанры драмы. Трагедия, комедия, драма. Комедия как драматический жанр. Конфликт, развитие действия и развязка в комедии. Средства создания комического в драме. Способы выражения авторского

отношения и авторской идеи в комедии. Постановка пьесы на сцене как вид художественной интерпретации. Синтетическая природа драматического искусства. Образы- двойники в литературе. Реальное и фантастическое в реалистическом произведении.

Литературные аллюзии. Художественная и композиционная детали. Тип и характер в литературе. Индивидуальное и типическое. Композиция драматического и эпического произведения.

Сюжет и фабула. Юмор и сатира. Художественные средства сатиры. Лирический герой и герои в лирике. Образы- символы. Тропы. Цветопись, звукопись. Размер и ритм стихотворения.

Тематика, проблематика и идея произведения.

Внеклассное чтение. Ж. Б. Мольер. «Скупой», «Дон Жуан»; Н. В . Гоголь. «Женитьба», «Записки сумасшедшего»; М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; А. А. Блок. «Незнакомка»; И. Ф. Анненский. «Петербург»; В. В . Маяковский. «Последняя

Петербургская сказка»; В. В . Н абоков. «Пассажир», «Сказка».

Тема 5. О нравственном выборе    

Жизненная позиция человека, условия ее формирования.

Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою

жизнь и жизнь других людей.

Раздел 1. О нравственном выборе — в драме    

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера, его динамика и усиление трагического звучания к финалу пьесы. Нравственный выбор Мольера. Конфликт в драме и его участники. Образы Кабалы Священного Писания и ее вдохновителя архиепископа Шаррона. Тема любви в пьесе. Мадлена и Арманда, их роль в жизни Мольера. Образ Муаррона. Причины падения Муаррона и его прощения. Образ Людовика XIV и его сатирическое воплощение. Образы- символы. Образ театра, актерского братства и его роль. Художественные средства создания образов «бессудной тирании» и «окровавленного мастера». Трагедия художника и ее причины. Мистическое и реальное в драме.

Культурное пространство. Сценическая судьба «Кабалы святош». Эпоха Людовика XIV и французское общество.

Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях    

1. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Значение слова «мцыри». Безымянный герой поэмы Лермонтова. Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. Образ монастыря в поэме и в восприятии русской православной культуры и мцыри. Образ окружающего мира — Кавказ и его природа.

Образы- символы. Роль пейзажей в поэме. Характер мцыри, художественные средства его создания. Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме. Композиция поэмы, значение эпиграфа, вступления, песни золотой рыбки, исповеди мцыри.

Роль повествователя. Мцыри как романтический герой (цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество, несломленность и верность идеалу свободы) и реалистичность авторской позиции (понимание подлинных причин неудачи героя и его обреченности, целостное видение мира и конфликта культур). Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Культурное пространство. Культура народов Кавказа. Кавказская война и ее последствия. Природа Кавказа. Образ Кавказа в русском искусстве. Кавказские натюрморты М. Ю. Лермонтова. История создания «Мцыри».

Раздел 3.О нравственном выборе — в эпосе    

1. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Культурное пространство. Образ ребенка в мировом искусстве. Петербург Достоевского.

2. Н.В.Гоголь «Шинель».

3. А. П. Чехов. «Пари»

Сюжет и композиция рассказа. Позиции героев перед заключением пари и через 15 лет, причины произошедших изменений.

Развитие внешнего (между банкиром и юристом) и внутреннего (в душах персонажей) конфликтов и их разрешение. Образы пространства и времени в рассказе. Роль художественных деталей в создании образов, в раскрытии чувств героев и авторского отношения к персонажам. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Пари. Художественный фильм

В. Мотыля «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад».

3. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

История создания повести. Отношение М. А. Булгакова к проблеме эволюции и революции. Проблематика повести. Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция. Роль композиции в раскрытии авторской идеи. Система образов персонажей. Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским. Образы профессора, его квартиры и домочадцев и неоднозначность их авторской оценки. Проблема слова и дела в повести и этический выбор ее героев. Характеристика событий с точки зрения каждого

героя. Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. Шариков и шариковщина. Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. Художественная деталь, ее возможности в создании образа и выражении авторского отношения к изображаемому. Смысл имен и фамилий персонажей. Комическое и драматическое в повести. Время и пространство в произведении.

Литературные аллюзии и их роль. Реальное и фантастическое в повести. «Собачье сердце» в оценках критиков. Интерпретации повести в театре и кинематографе.

Культурное пространство. Художественный фильм В. Бортко «Собачье сердце». Россия в 1920-е годы.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Романтический герой. Романтика жизни и романтизм как мировосприятие.

Образ- символ. Поэма и баллада как лиро- эпические произведения. Способы выражения авторской позиции в драме. Роль музыки и света в спектакле. Образ автора и образ повествователя.

Повесть, рассказ, литературная сказка. Жанр святочного (рождественского) рассказа. Композиция эпического произведения. Система образов. Тип и характер. Средства создания характера героя и образа автора. Тема, проблема и идея художественного произведения. Условность, вымысел в художественном произведении. Реалистическое и романтическое в структуре художественного целого.

4. А.Т.Твардовский «Василий Теркин».

Внеклассное чтение (ко всей теме). М. Ю. Лермонтов. «Беглец»; Л. Н . Толстой. «Хаджи- Мурат»; Н. С . Гумилев. «Капитаны»; М. А. Булгаков. «Зойкина квартира», «Роковые яйца», «Последние дни» («Александр Пушкин»), «Дон Кихот»; Ш. де Костер.

«Легенда об Улиншпигеле»; А. де Сент- Экзюпери. «Земля людей» («Планета людей»); Т. Капоте. «Луговая арфа» («Голоса травы»); Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

Библиографическая деятельность ученика 8 класса. Составление библиографии по теме, поиск научной и художественной литературы, аннотирование прочитанных книг, реферирование, составление тезисов и резюме критической статьи.

Диагностические работы. Текущая диагностика в 8 классе проводится на уроках с помощью заданий в Тетради по литературе на печатной основе.

Контрольная диагностика организуется по одинаковой модели, позволяющей выявить уровень литературного развития школьника и увидеть его личные результаты. Такие срезовые работы проводятся два раза в год, в конце первого и второго полугодия.


Календарно-тематическое планирование

Класс 8

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 7, из них сочинений 5 (+ мини-сочинений - 5), тестов 1, контрольных работ 1.

Вч - 4 ч. Рр - 12.

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

1

Тема 1.О любви  

Раздел 1. О любви — в лирике

Вводный урок

Система родов и жанров в литературе и искусстве. Вечные темы.

Беседа

Опрос

2

Любовная лирика Предвозрождения и Возрождения

Сонет. Образ возлюбленной в сонетах. Данте Алигьери, Петрарка «Земля и небо…», «Её глаза на звёзды не похожи.

Беседа

Работа с текстами

3

А. С. Пушкин. «Мадонна» Смысл названия стихотворения

основное настроение стихотворения, события

Беседа

Чтение наизусть

4

М. Ю. Лермонтов.

«Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви

Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении. Любовь как высшая радость жизни,

Работа с текстом

Анализ стихотворения

5

Любовная лирика XIX и XX веков. А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,

Художественное своеобразие. Роль художественных деталей.

Беседа

Работа с текстами, чтение наизусть

6

Н.А. Некрасов «Горящие письма»

Конфликт героев, Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова

Коллективная деятельность

Работа с таблицей сопоставительной характеристики

7

8

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе»

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока

Работа в группах

Аргументированный ответ

9

Внеклассное чтение Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока.

Любовь в жизни человека

Сообщение учащихся

Отзывы о стихотворениях

10

Диагностическая

работа. В. Скотт. «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки.

Противопоставление действительности романтическому идеалу. Авторская позиция.

Сообщение учащихся

Отзывы о произведении

11

12

Раздел 2. О любви — в эпосе

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника и как исторический роман

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина .

История женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой.

Частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Две семьи –два уклада. Гриневы и Мироновы.

Беседа

Составление таблицы

Обучение устному рассказу

Работа с текстом.

Работа с фрагментами текста

13

Три встречи Гринева и Пугачева

Классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу.

Исследовательская деятельность, беседа

Работа с текстом

14

Гринев и Швабрин

Образ Швабрина как антипода Гринева

Сравнительные характеристики

Создание таблицы

15

Гринев и Маша

Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, и Маша, спасающая Гринева.

Анализ эпизодов

Беседа

Выборочная работа с текстом

16

Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская— и невозможность компромисса между ними.

Милосердие как право монарха и потребность сердца. Авторская позиция и художественная идея произведения

Практикум

Тестовые задания

17

И. С. Тургенев. «Ася»

Любовь как испытание героев в повести.

Надежды и разочарования героев

Беседа

Знание текста

18

Особенности характеров героев

Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств.

Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям

Коллективная работа

Работа с текстом

Аргументированные ответы на вопросы

19

И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина

Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Роль деталей. Образы героев. Смысл названия рассказа. Композиция произведения. Художественная идея рассказов.

Работа с текстом

Подробное знание текстов

20

Раздел 3. О любви — в драме

Специфика драматического рода литературы

Раскрытие темы любви в драме.

Конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

Работа с учебником

21

А. Н. Островский. «Снегурочка»

История создания пьесы. Пьеса- сказка, фольклорные корни и современное звучание. Проблемы, конфликты в пьесе и их разрешения.

Работа с текстом

Аргументированные ответы учащихся

22-23

«Снегурочка» Образы героев пьесы и их особенности

Царство Берендея.

Образы Бобыля и Бобылихи.

Мудрость царя. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение.

Образы Леля, Купавы и Мизгиря.

Способы создания образов

Работа с текстом произведения

Самостоятельная работа

24

Тема 2. О Родине    

Раздел 1. О Р одине — в лирике  

Тема Родины как вечная тема в искусстве

Отношение русских поэтов к Родине

Композиция, авторская позиция. Одиночество лирического героя, образы «союза»в природе и жизни человека

Работа с текстом

Анализ стихотворения

25

М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине

Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

Устное рисование

Выразительное чтение наизусть

26

Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности.

Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

Исследовательская , практикум

Выразительное чтение

27

А. А. Блок. «Россия»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева.

Фольклорные образы в стихотворении.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

28

С. А. Есенин. «Русь»

Чтение и анализ стихотворения

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны.

Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения.

Образ природы, его роль.

Перекличка образов Руси Есенина и Блока.

Практикум

Самостоятельный анализ стихотворения

29

Внеклассное чтение. Любовь к Родине- одна из вечных тем русской литературы

Выразительное чтение наизусть русских и национальных поэтов. Анализ стихотворений.

Художественные особенности

Выразительное чтение наизусть

Чтение наизусть с анализом стихотворения

30

Раздел 2. О Родине — в эпосе

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» —обзорное изучение

Анализ отдельных глав

История создания произведения и судьба его автора

Образ России в произведениях, особенности композиции и языка.

Образ автора.

Аллегории и символы.

Чтение и анализ отдельных глав.

Сообщения учащихся

Пересказ отдельных глав

Доклад о писателе

Отзывы о прочитанных главах

31-32

И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза

Слово о писателе. История создания произведения. Образы героев. Образ России.

Чтение наизусть.

Сообщения учащихся

Выразительное чтение.

Доклад о писателях.

Отзыв о книге

33

Тема 3. О страшном и страхе  

Раздел 1. О страшном и страхе  

В. А. Жуковский. «Светлана»

Оригинальная баллада В. А. Жуковского

История создания «Светланы».

Фольклорные мотивы и традиции.

Чтение баллады.

Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу.

Страшное в балладе. Образы- символы

Работа с текстом

Сообщения учащихся по теме

34

Художественное своеобразие баллады как лироэпического жанра

Идея баллады. Выразительное чтение наизусть отрывков

Чтение отрывков

Анализ отдельных глав

35

Раздел 2. О страшном и страхе

А. С. Пушкин. «Гробовщик»

Сборник рассказов «Повести Белкина».

История создания повести. «Гробовщик».

Роль эпиграфа.

Фантастическое и реалистическое в повести.

Функция сна.

Устное словесное рисование

Лексический анализ

36-37

Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Мотивы тоски и печали, их значение

Смысл эпиграфа. Образ повествователя.

Композиция новеллы.

Роль пейзажа и образа дома.

Роль деталей.

Связь человека и окружающего мира. Образы героев.

Роль портрета. Авторское отношение к героям.

Беседа

Работа с текстом

Сочинение-отзыв о произведении

38

Тема 4. Об обманах и искушениях

Раздел 1. Об обманах и искушениях

Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии

Композиция пьесы и ее конфликт.

Современность образа Тартюфа.

Художественные средства разоблачения порочности Тартюфа

Работа с текстом

Аргументированные ответы

39

Художественная идея произведения.

Неоднозначность финала комедии.

Сатира Мольера и ее объекты. Творчество Мольера в оценках критиков.

Работа с критической литературой

Конспект

40

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена.

Чтение по ролям

Текст

41

Проблематика комедии

Особенности времени, пространства.

Жанровое своеобразие произведения.

Черты классицизма в комедии.

Спектакли и экранизации комедий Мольера

Работа с теоретическим учебником и текстом

Самостоятельная работа.

Отзывы о к/ф

42

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Проблематика комедии

История создания пьесы.

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта.

Сообщения учащихся

Отзыв

43

Конфликты в пьесе

Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение.

Скрытый конфликт между

реальным и мнимым,

правдой и ложью и его разрешение.

Фронтальные опрос

Тест

44

Композиция построения пьесы.

Образы чиновников

Завязка комедии, экспозиция.

Образы чиновников и художественные средства их создания.

Работа с текстом

Работа с учебником

45

Образ Хлестакова.

Комическое в пьесе.

Образ Хлестакова, способы раскрытия его характера. Роль образа Осипа в пьесе

Практикум

Составление таблицы

46

Хлестаков и Хлестаковщина,

как явление русской жизни

Хлестаков и городничий.

Обманщики и обманутые.

Хлестаковщина как явление.

Исследовательская работа

Составление таблицы

47

Идея пьесы и ее воплощение на сцене.

Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. критиков.

Самостоятельная работа

Проверочная работа

48

Раздел 2. Об обманах и искушениях

А. С. Пушкин. «Пиковая Дама

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести

Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении.

Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя.

Беседа

Проверка знаний, тексты

49

Образы повести и их создание

Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль.

Образ Сен- Жермена.

Образ Лизы. Роль легенды о трех картах.

Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Фронтальный опрос

Работа к текстом

Выразительное чтение текста

50

Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя.

Особенности композиции произведения.

Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения.

Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Образ ростовщика.

Коллективная работа

Знание текста

51

Гоголь о назначении

искусства и предназначении художника.

Жизнь человека после смерти.

Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова.

Многозначность художественной идеи произведения.

Коллективная работа

Тест

52

Внеклассное чтение.

Проблематика и идея произведений .

Юмор и сатира в произведении.

Н. В . Гоголь. «Женитьба», М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; И. Ф. Анненский. «Петербург»;

Ж. Б. Мольер. «Скупой»

53

Тема 5. О нравственном выборе

Раздел 1. О нравственном выборе — в драме

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера и его нравственный выбор

Беседа

Работа с текстом

54

Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути

Конфликт в драме и его участники.

Тема любви в пьесе.

Женские образы, их роли.

Образ Людовика XIV.

Образ театра.

Мистическое и реальное в драме.

Сообщения учащихся

Работа с текстом

55

Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Безымянный герой поэмы Лермонтова.

История создания поэмы «Мцыри». Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя.

Образ окружающего мира — Кавказ и его природа.

Образы- символы. Роль пейзажей в поэме

Фронтальный опрос.

Анализ текста

Тест

56

Характер мцыри

Художественные средства его создания.

Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка

57

Раздел 3.О нравственном выборе

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения.

Милосердие как основа жизни.

Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Коллективная работа

Опрос

Проверочная работа

58

Н.В.Гоголь «Шинель».

Милосердие как основа жизни.

Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Коллективная работа

Аргументированные ответы на вопросы

59

А. П. Чехов. «Пари»

Проблематика рассказов Чехова

Сюжет и композиция рассказа.

Развитие внешнего и внутреннего конфликтов и их разрешение.

Роль художественных деталей.

Художественная идея произведения.

Комментария к к/ф

Аргументированные ответы на вопросы

60

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

Проблематика повести

История создания повести. Отношение к проблеме эволюции и революции.

Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция.

Роль композиции в раскрытии авторской идеи.

Сообщение учащихся

Отзыв о произведении

61

Система образов персонажей.

Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским.

Образы профессора.

Образ Шарикова, художественные средства создания.

Шариков и шариковщина.

Образ Швондера

Художественная деталь, ее роль. Создание образов

Устное словесное рисование

Отзыв о произведении

62

Этический выбор героев

Проблема слова и дела.

Характеристика событий

Приметы времени.

Комическое и драматическое в повести. Реальное и фантастическое в повести.

Просмотр фрагментов к/ф

Отзыв о к/ф

63-64

В.Твардовский «Василий Теркин»

Слово об А.Т. Твардовском.

История создания поэмы «Василий Теркин».

Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.

Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы.

Коллективная работа

Отзывы учащихся

65-66

Диагностические работы.

Личные результаты учащихся.

Уровень литературного развития школьника

Тест

Контрольная работа

67-68

Резервные уроки



Учебно-методическое обеспечение:

Литература. Программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2009. С. 29-48.

8 класс:

- Рыжкова Т.В. Гуйс И.Н. Литература: учебник для 8 класса: основное общее образование: в 2 ч. / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2014.

- Рыжкова Т.В. Гуйс И.Н. Тетрадь по литературе. 8  класс / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2014.

Дополнительная литература для учителя:

  • Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – Спб.: Паритет, 2000. – 192 с.
  • Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов. – М.: Материк-Альфа, 2002. – 119 с.
  • Висленко Л.П. Литература. 8 – 9 классы: Метод. пособие. – Спб.: «Паритет», 2001. – 176 с.
  • Егорова Н.В. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003. – 304 с.
  • Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.
  • Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

  • Турьянская Б.И., Холодова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1999. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс Сухих

Литература в 6 классе по учебному комплексу под редакцией И.Н. Сухих....

Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Сухих И.Н. (3часа)

Скорректированная рабочая программа по литературе для 10 класса....

Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих (2 часа в неделю). 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по литературе под редакцией И.Н. Сухих (Литература: программа для 5-9 классов: о...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе И. Н. Сухих

Рабочая программа рассчитана на 102 часа и ориентирована на использование учебника Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в двух частях / И. Н. Сухих — М.: Издательский ...

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих)

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией под редакцией И.Н. Сухих. 2018 г.)...

Рабочая программа по литературе по учебнику И.Н.Сухих. 10 класс.

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана к учебному комплексу под редакцией И.Н.Сухих и рассчитана на 102 академических часа (3 часа в неделю)....