Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих)
рабочая программа по литературе (5 класс)

Веснина Ирина Вячеславовна

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией под редакцией И.Н. Сухих. 2018 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_lit._suhih.docx199.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Веснина Ирина Вячеславовна

2019

                                 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 8) смысловое чтение;

 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики литературы 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

                                     

                                      Содержание   учебного предмета "Литература".

Т Е М А 1. МИР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ . Представление о фольклоре как о словесном творчестве народа. Отличие фольклора от литературы и их связь. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни человека. Р а з д е л 1. Миф как исток фольклора  Представление о мифе, мифологии. Представление о славянской мифологии. Духовный стих «Голубиная книга». Теоретико-литературные знания. Миф. Мифология. Р а з д е л 2. Обрядовая поэзия . Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение. Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит…». Теоретико-литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия. Художественная и аналитическая деятельность. Просмотр обрядов в исполнении фольклорных ансамблей и расшифровка обрядовых символов. Культурное пространство. Обряды и их роль в современной жизни человека: проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая. Праздники и традиции празднования. Р а з д е л 3. Малые жанры фольклора . Загадка и ее место в народной культуре. Пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Деятельность Владимира Даля. Бытование малых фольклорных жанров, их «путешествие» из фольклора в литературу. Устойчивые словосочетания. Теоретико-литературные знания. Малые фольклорные жанры: загадка, пословица, поговорка. Сборники пословиц и поговорок. Сборники загадок. Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение загадок. Сочинения по пословицам и поговоркам. Составление диалогов на определенную тему с использованием поговорок. Сочинение юмористического рассказа, сюжет которого основан на неправильном толковании устойчивого словосочетания. Проектная деятельность. Подготовка рукописных или компьютерных иллюстрированных сборников «Загадки народов мира», «Пословицы и поговорки народов мира». Р а з д е л 4. Сказка как жанр фольклора . 1. Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавльи цапля» (в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).Особенности сказок о животных. Хитрецы и простаки и их роль в сказке. Человеческие недостатки и способы их осмеяния. Народная мечта, отраженная в финалах сказок, — победа слабого, но сообразительного над сильным, но глупым. 2. Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя) . Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой волшебной сказки и способы его характеристики; волшебные помощники; вредители. Композиция волшебной сказки. Сказочные формулы. Малые фольклорные жанры волшебной сказке и их роль. Особенности зачина и финала сказки. Особенности сказывания сказки. Образ жены волшебницы. 3. Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена», «На заработки» (текстуально изучается одна сказка по вы  бору учителя) . Жанровые особенности бытовых сказок. Отражение народных представлений о жизненных ценностях; противопоставление бедности и богатства. Победа здравого смысла и осмеяние людских пороков.

Теоретико-литературные знания. Жанр сказки, виды фольклорной сказки. Сказочные формулы. Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Роль повторов. Самостоятельное чтение. Сказки народов мира. Русские народные сказки. Художественная и аналитическая деятельность. Иллюстрирование сказок и составление диафильмов. Составление киносценария анимационного (мультипликационного) фильма по сказке. Сказывание сказок. Сравнение сказок разных народов с похожей фабулой. Устный отзыв о мультфильме, кинофильме, спектакле. Устный отзыв об иллюстрациях к словесному художественному произведению. Культурное пространство. Фольклор в авторском искусстве: художники — иллюстраторы фольклорных сказок (И.Билибин,В.Васнецов, Т. Маврина и др.). Сборники пословиц и поговорок. Собиратели фольклора и сказители. Проектная деятельность. Составление иллюстрированного сборника русских народных загадок. Создание проекта современного праздника Нового года.

 Т Е М А 2. МОЙ ДОМ — МОЙ МИР. Проявление авторского отношения к изображаемому в литературном произведении. Фольклорные традиции в художественной трактовке образа дома и семьи. Родственные узы и человеческие отношения.

1. А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Няне» . Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер»: контраст и взаимосвязь. Динамика авторских эмоций в стихотворении: преодоление любовью тьмы, печали и горести. Поэтический образ бури. Образ няни — души дома. Роль фольклорных мотивов в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов и повторяющихся синтаксических конструкций. Способы выражения авторской позиции. Неоконченное стихотворение «Няне». Тепло авторского отношения к няне и ее тоска. Роль эпитетов в создании образа нянии атмосферы стихотворения.

 2. А.П.Чехов. «Гриша» . Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий его мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Голос автора, способы выражения авторской позиции.

3. Н.М.Рубцов. «В горнице». Образ дома в стихотворении. Роль художественных деталей в создании образа дома и атмосферы стихотворения. Дом и мир. Противопоставления: свет и ночь, покой и движение, сон и пробуждение; их роль в стихотворении. Образ лирического героя и его загадка. Теоретико-литературные знания. Литературные роды: эпос, лирика. Тропы: сравнение, эпитет. Лирическое стихотворение. Рассказ как эпический жанр. Фабула. Конфликт. Композиция. Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения в эпосе. Фольклорные образы в литературе. Художественная деталь. Стихи и проза. Ритм, рифма, строфа. Художественная и аналитическая деятельность. Конкретизация представлений учеников о собственном доме. Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение ребенка к своему дому. Сочинение рассказов и стихотворений о дорогом и близком. Устные сочинения о доме (своем доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных точек зрения — негативной и позитивной. Культурное пространство. Проектная деятельность. Разработка проекта художественного аудио-видеоальбома«Мой дом — мой мир».

Т Е М А 3. ПРИРОДА — МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ ДОМ.

 Природа как источник жизни и как мир, враждебный человеку. Сравнение фольклорных и литературных образов. Фольклорные образы в художественной литературе.

Р а з д е л 1. Мир природы в литературных эпических произведениях. Связи художественной литературы с фольклором. Фольклорные традиции в авторских представлениях о природе и их изменения. Человек в мире природы. Образ природы в русской художественной литературе как силы, испытывающей человека. Опасность нарушения человеком природных законов и восхищение дерзостью человека, бросающего вызов природе.

1. И.С. Тургенев «Бежин луг» . Отношение И.С.Тургенева к природе как мощной стихийной силе, величественной, но равнодушной к человеку. Красота и тайна природы в рассказе «Бежин луг». Поэзия фольклорных поверий и народное отношение к природе. Особенности композиции рассказа и ее роль в выражении авторской идеи. Образы ребят и охотника. Вера и неверие, суеверие. Смысл открытого финала рассказа. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Образ автора-повествователя. Описания природы и человека и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Речевая характеристика. Представление о тематике, проблематике и идее рассказа.

2. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Мир природы и мир человека в сказке-были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Особенности композиции. Образы Насти иМитраши. Роль пейзажей и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание детей. Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произведения. Теоретико-литературные знания. Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей и выражения авторского отношения к ним. Пейзаж в литературном произведении, роль описаний человека. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения.

3. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» . Природа как источник жизни человека и опасностей для него. Образ сибирской природы. Характер Васютки, связь между его поступками и характером. Причины беды. Опыт предков и личностные качества, помогающие Васютке выжить. Авторское отношение к герою. Сопоставление со сказкой-былью М.М.Пришвина «Кладовая солнца» — выявление жанровой специфики реалистического рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тематика, проблематика и идея произведения. Пейзаж и портрет в литературном произведении.

Художественная и аналитическая деятельность. Сравнение произведений разных авторов, близких по теме. Сочинение пейзажных миниатюр — описаний местности в определенное время года или время суток («Парк зимой и летом», «Лес утром  и вечером» и т.п.). Сочинение рассказов о людях в экстремальных обстоятельствах. Письменный отзыв об иллюстрациях к словесному художественному произведению.

Р а з д е л 2. Мир природы в лирических произведениях. Мир природы и человек в лирических произведениях. Автор в пейзажной лирике. Отличие лирического пейзажа от пейзажа в эпическом произведении. Сравнение стихотворений разных авторов.

1. Ф.И.Тютчев. «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом…»,«Летний вечер». Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения. «Тихой ночью, поздним летом…». Таинственная атмосфера стихотворения Тютчева, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова как и многоточий в создании особой атмосферы стихотворения. Эпитеты как словесные краски в поэзии. Темы и идеи стихотворений.

2. А.А.Фет. «Вечер» («Летний вечер тих и ясен…»), «Какая ночь! Как воздух чист…» Стихотворение «Вечер». Обычное и необыкновенное в стихотворении. Образ героя, роль диалогичности текста. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Авторское отношение к миру. «

3. С.А.Есенин. «Прячет месяц за овинами…» Образ весны. Цветопись и ее роль. Фольклорные мотивы в стихотворении. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения как поэтические краски. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе. Тема и идея стихотворения.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Представление о теме и идее лирического произведения. Жанр пейзажной лирики. Лирический пейзаж. Цветопись. Сравнение, эпитет, метафора и олицетворение. Способы выражения авторского отношения в лирическом стихотворении. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Сочинение лирических миниатюр-описаний природы («Утро», «День», «Вечер», «Ночь», «Две зари» и т. п.),сочинение рассказов о необычных происшествиях, связанных с миром природы («Случай в лесу», «На озере» и т.п.). Сочинение стихотворений о природе. Иллюстрирование любимых книг оприроде. Подбор музыкальных произведений к стихотворным текстам. Мелодекламация. Сопоставление стихотворений разных поэтов по настроению и авторской позиции. Культурное пространство. Природа средней полосы России и Сибирского края. Пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Проектная деятельность. Выпуск сборника собственных произведений о природе. Составление и оформление тематического сборника стихов о природе. Создание фотоальбомов «Утро в городе», «Листопад», «Первый снег», «Весна не за горами» и т.п.

Р а з д е л 3. Человек и животные в литературных произведениях. Животные в фольклоре и художественной литературе. Фольклорные традиции и их переосмысление в литературе. Образы животных и людей. Отношение к животным как критерий нравственности человека.

1. А.И.Куприн. «Сапсан» Особенности композиции рассказа А.И.Куприна: герой-рассказчик и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рассказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.

2. Дж.Лондон. «Бурый Волк» . Драматизм авторского повествования. Конфликт в рассказе и его причины. Особенности композиции и их роль. Образ Бурого Волка и художественные средства его создания. Перипетии вжизни животного. Два мира в рассказе: Уолта и Медж Ирвин и Скиффа Миллера. Психологизм образов людей и собаки. Мотивы выбора Бурого Волка. Авторское отношение к героям и способы его воплощения. Теоретико-литературные знания. Описание и его роль в эпическом произведении. Пейзаж. Тематика, проблематика и идея произведения Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Сочинение рассказов о домашних животных. Иллюстрирование рассказов. Составление киносценария по эпизоду рассказа А.И.Куприна или Дж.Лондона. Составление диафильма по любимому произведению о животных. Сочинение-описание «Портрет животного». Сочинение рассказа «В зоопарке». Культурное пространство. Русские и зарубежные писатели-натуралисты. Научно-познавательные, научно-художественные и художественные книги о природе. Экранизации литературных произведений о природе. Кинематографические приемы создания образов и атмосферы действия. Проектная деятельность. Инсценирование литературнойсказки о животных. Выпуск научно-художественного журнала «В мире животных». Р а з д е л 4.Дороги, связующие мир человека и мир природы. Человек и природа: родство и противостояние. Рациональноеи осознание природы как тайны. Природа в фольклоре и литературе.

1. И.В.Гёте. «Лесной царь» . Баллада И.В.Гёте в переводе В.АЖуковского. Музыкальность баллады. Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя — фольклорная традиция и ее преломление в балладе. Искушения ребенка лесным царем. Образы ребенка и его отца — два мировосприятия. Образ-символ дороги — границы между реальным и мистическим. Образы времени и пространства в балладе. Глубина художественной идеи. Сопоставление музыкальных и изобразительных интерпретаций баллады Гёте.

Теоретико-литературные знания. Представление о жанре баллады. Изобразительно-выразительные средства языка. Ритм. Художественная идея. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Иллюстрирование баллады Гёте и прочитанных самостоятельно баллад. Сочинение баллады. Культурное пространство. И.В. Гёте, В.А.Жуковский как деятели культуры. Фольклорные и литературные образы природы. Музыкальные интерпретации литературных произведений. Ф.Шуберт — немецкий композитор.

2. А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»

Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Влияние окружающей природы на настроение героев. Образ дороги. Изобразительно-выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения лирического героя. Роль ритма. Настроение и средства его выражения в стихотворении «Бесы». Реальное и фантастическое в стихотворении. Роль рефрена «Мчатся тучи, вьются тучи…». Сопоставление с балладой И.В.Гёте в переводе В.А.Жуковского «Лесной царь». Роль названия каждого стихотворения А.С.Пушкина. Идеи этих стихотворений.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Образ. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально-оценочная лексика. Рефрен. Ритм. Идея лирического стихотворения.

Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы». Подбор музыки к стихотворениям. Сопоставление пейзажа в литературе и живописи. Иллюстрирование изучаемых произведений. Поиск стихотворений о зиме и дороге и их выразительное чтение и иллюстрирование. Сопоставление стихотворений «Зимний вечер» и «Зимняя дорога», их композиций иидей. Культурное пространство. Русские художники-пейзажисты. Пейзаж в музыке.

3. М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Баллада М.Ю.Лермонтова и ее символическое значение. Поэтический мир природы и рациональный мир человека в произведении. Композиция баллады. Конфликт мечты и действительности и причины его трагического разрешения. Изобразительно-выразительные средства создания образов. Способы выражения авторского отношения к персонажам и событиям.

Теоретико-литературные знания. Баллада. Строфа. Конфликт. Представление о точках зрения в литературном произведении. Тропы. Авторская позиция.

Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Устное словесное рисование пейзажа, составление плана событий для прояснения причинно-следственных связей. Культурное пространство. Культура народов Кавказа. Образ дороги в искусстве. Литература и живопись. Проектная деятельность. Составление и исполнение литературно-музыкальной композиции «Человек и природа». Составление и оформление сборника баллад, литературного сборника «Дорога».

Т Е М А 4. ДОРОГИ К СЧАСТЬЮ. Тема пути, дороги, странствий человека, открывающего мири постигающего его. Тайны, загадки окружающего мира, индивидуальное мировосприятие и желание приобщиться к тайне. Нравственные ценности, представления о добре и зле, объединяющие разные народы. Оппозиция «дом — мир» и единств дома и мира. Истинная и мнимая красота, преходящее и вечное, свобода и рабство как противоположные состояния мира и человека. Путь к истине и к самому себе. Законы реального мираи их нарушение.

Литературная сказка. Фольклорная и литературная сказка. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе. Фабула иее авторские варианты. Отражение национальных особенностей в переложении одной фабулы.

Братья Я. и В.Гримм «Шиповничек», «Снегурочка». 2. Ш.Перро. «Спящая красавица». 3. В.А.Жуковский. «Спящая царевна».

4. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В.А.Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А.С.Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В.Гримм со сказками Ш.Перро и В.А.Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В.Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения.

Теоретико-литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение сказок. Сопоставление иллюстраций к сказкам. Отзыв о мультфильме, кинофильме, созданных на основе словесного художественного произведения. Отзыв о кинофильме «Осенние колокола» (режиссер В.Гориккер) по сказке А.С.Пушкина о мертвой царевне. Поиск фольклорных сказок со сходными фабулами и составление их каталога. Отзыв о спектакле по сказке. Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочнаялитература. Собиратели фольклора братья Я. и В.Гримм. Литературная деятельность Ш.Перро. Сказка в жизни А.С.Пушкина. Экранизации фольклорных и литературных сказок, анимационные фильмы. Художники — иллюстраторы фольклорных и литературных сказок. Литературная сказка на сцене театра. 5. Х.К. Андерсен  «Снежная королева» .  Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им образы добра, весны, света, любви и жизни. Холодность рассудка и тепло человеческого сердца. Любовь как основа жизни. Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала′ в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Кай, его характер и причины его похищения. Образ Герды в композиции сказки. Роль вступления и каждой главы в развитии действия. Эпизод «Герда у женщины, умевшей колдовать» и его роль. Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. Образы времени и пространства. Причины победы Герды. Смысл финала. Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Художественная идея сказки.

Теоретико-литературные знания. Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Время и пространство в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер. Художественная и аналитическая деятельность. Творческие пересказы от лица персонажей (по одной из глав). Отзыв об иллюстрациях к сказке. Сопоставление сказки Х.К.Андерсена со сказкой Е.Л.Шварца «Снежная королева». Инсценирование эпизодов сказки Х.К.Андерсена и сказки Е.Л.Шварца. Отзыв об одной из экранизаций сказки «Снежная королева» (анимационный фильм режиссера М.Гейтса; кинофильм по сказке Е.Л.Шварца режиссера Г. Казанского). Составление картотеки художников — иллюстраторов сказок Андерсена. Отзыв об одном из кинофильмов или одном из анимационных фильмов по сказкам Андерсена (Н. Кашеверова «Старая, старая сказка»; и др.). Культурное пространство. Х.К.Андерсен — писатель-сказочник. Дания — родина Андерсена. Представления разных народов о добре и зле, о прекрасном. Театральные постановки, музыкальные спектакли и экранизации литературных сказок. Режиссеры и актеры. Анимационные фильмы и иллюстрации какие интерпретации литературного произведения. Сказки Андерсена в музыкальном искусстве.

6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес». Современное в сказке. Дороги, которые мы выбираем. Образ Алисы и Страны Чудес. Открытия Алисы. Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность. Комические ситуации. Превращения и их секреты. Литературная пародия. Языковая игра как важнейшее средство создания сказочного мира в сказке Кэрролла. Проблема перевода сказки.

Теоретико-литературные знания. Литературная сказка. Представление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры. Художественная и аналитическая деятельность. Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сочинение забавных историй с использованием языковых средств создания комического. Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки (В.Набоков, В.Орел, Н.Демурова,Б.Заходер, Л.Яхнин). Составление каталога «“Алиса в Стране Чудес” Л.Кэрролла в разных переводах, в иллюстрациях разных художников и в кинематографе». Отзыв об иллюстрациях и экранизациях сказки Кэрролла (телевизионный фильм режиссера Н.Уиллинга; полнометражныйанимационный фильм режиссеров К.Джероними, У.Джексон,Г.Ласки; художественный фильм режиссера Е.Пружанского; анимационный фильм режиссеров Е.Пружанского, В.Фомина, Ю.Бутырина; и др.). Культурное пространство. Л.Кэрролл — английский писатель. Англия эпохи королевы Виктории. Английская сказочная и юмористическая литература. Способы создания комическогов литературе. Язык оригинала и проблемы перевода.

Ю.К.Олеша «Три Толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю.К.Олеши. Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого волшебника доктора Гаспара Арнери. Образы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей. Антитеза как средство композиции. Цирк как особый, свободный мир. Дети как надежда на будущее. Образы Суок и Тутти — разлученных брата и сестры и их роль в композиции произведения. Причины победы добра над злом. Комические ситуации и комические образы и их роль, художественные средства их создания. Трагическое в сказке и его роль. Образы-символы в сказке. Язык сказки, роль метафоры в создании сказочного мира. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.

Теоретико-литературные знания. Композиция. Конфликт. Время и пространство в литературном произведении и фольклоре. Пейзаж. Портрет. Антитеза. Изменение точки зрения на событие. Тематика, проблематика и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение по ролям. Иллюстрирование эпизодов, составление киносценария по эпизоду. Сочинение «Сны Трех Толстяков (или доктора Гаспара Арнери, Тибула, Просперо и др.)». Сопоставление образов Суок и Тутти с образами Герды и Кая из сказки Х.К.Андерсена. Сравнение образов из сказки Ю. К. Олеши с фольклорными.  Проектная деятельность. Театральная постановка пьесы-сказки. Проект литературного музея сказки или музея сказочного героя.

Т Е М А 5. МИР — СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ . Исторический и художественный мир: люди и их социальные роли. Авторское отношение к событиям и героям.

Р а з д е л 1. Тема защиты Родины. Представления о Родине в фольклоре и литературе. Отношение к войне. Образы защитников Отечества и образ врага. Патриотические чувства и общечеловеческие ценности.

1. М.Ю. Лермонтов «Бородино». .Бородинское сражение в изображении М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции стихотворения. Точка зрения — рассказ солдата. Своеобразие образа сражения. Чувства героев и автора стихотворения. Народная речь в стихотворном тексте. Причины победы русских войск на Бородинском поле в понимании М. Ю. Лермонтова. Тема и художественная идея произведения. Теоретико-литературные знания. Ритм. Строфа. Способы рифмовки. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция. Тема и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение стихотворения. Сопоставление со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина». Культурное пространство. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

2. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».  Кавказская война в изображении Л. Н. Толстого. Установка на достоверность, подчеркнутая авторским определением жанра произведения, — быль. Общечеловеческое и национальное. Отношение Л. Н. Толстого к героям и событиям и способы его выражения. Лаконизм как особенность стиля. Тематика, проблематика и идея рассказа. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Субъективное обозначение жанра (быль). Антитеза. Портрет и пейзаж в литературном произведении. Повествование в художественном произведении. Авторское отношение к изображаемому. Тема и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность.  Культурное пространство. Кавказ, народы Кавказа, быт и обычаи горцев. Образ войны в искусстве. Проектная деятельность. Подготовка выставки книг о защитниках Родины и проведение экскурсии по выставке. Выпуск газеты или журнала «Война и дети».

Р а з д е л 2. Отношения людей . Проблема социальных отношений и ее отражение в литературе. Внешние и внутренние причины конфликтов и возможности их преодоления.

1. И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет». Конфликт в басне «Волк и Ягненок». Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль. Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея. Особенности басенного языка И.А.Крылова. .Теоретико-литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания. Самостоятельное чтение. Ж. Лафонтен. Басни; И. А. Крылов. Басни; Ф. Д. Кривин. Басни. Художественная и аналитическая деятельность.  

2. Ф. Шиллер «Перчатка» (в переводах М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского).  Композиция и конфликт баллады Ф. Шиллера.  Теоретико-литературные знания. Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея.

3. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Конфликт в рассказе Чехова. Художественные средства создания комического. Антитеза и ее роль. Речевая характеристика персонажей как средство создания образа. Роль второстепенных персонажей. Стилистические и композиционные дета ли и их роль в выражении авторского отношения к персонажами событию. Смешное и грустное в произведении. Тема, проблема и идея рассказа. Теоретико-литературные знания. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Юмор. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление чернового и окончательного вариантов рассказа. Сравнение образов персонажей. Сочинение юмористического рассказа. Культурное пространство. Чиновник в Российской империи XIX века. Быт чиновника. Проектная деятельность. Разработка сценария и постановка спектакля по произведениям писателей разных эпох «Серьезное, грустное и смешное рядом». Выпуск сборника детских юмористических произведений. Р а з д е л 3. Идеалы и ценности.  Творчество в жизни человека. Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве. Безграничные возможности человеческого духа.

В. Г. Короленко. «Мгновение».  История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение фрагментов повести. Подбор музыкальных  лейтмотивов к эпизодам и образам. Творческие пересказы о событиях от лица героев. Сочинение о человеке, преодолевшем удары судьбы. Культурное пространство. Образы моря в мировом искусстве.  К. Г. Паустовский. «Парусный мастер».  Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора. Идея произведения. Теоретико-литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение-мечта «Я и море». Очерк о парусных кораблях «История парусника» или о русских моряках. Рисование картин на морскую тематику. Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники-маринисты. Проектная деятельность. Выпуск журнала о современных творческих деятелях. Библиографическая деятельность учеников 5 класса. Подбор литературы по теме. Поиск книг и необходимых сведений в Интернете. Знакомство с детскими литературными сайтами в Интернете.

                                                                                           

                                                                         

 Тематическое планирование

№ пп

Тема урока

Количество часов

1.

Миф как исток фольклора.  Духовный стих «Голубиная книга»

1

2.

Обрядовая поэзия. Обрядовые песни: веснянка «Весна красна...», свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…». Диагностическая работа.

1

3.

Малые жанры фольклора.  Загадки, пословицы и поговорки.

1

4.

Входная контрольная работа

1

5.

Сказка как жанр фольклора.  

1

6.

Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля», «Курочка»

1

7.

Волшебные сказки. «Иван Быкович»

1

8.

«Перышко Финиста ясна сокола»

1

9.

Бытовые сказки. «Мудрая дева»

1

10.

«Мужик и заяц», «Мена».

1

11.

Р. р.  Виды фольклорной сказки. «Сказочные формулы». Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Повторы.

1

12.

Диагностическая работа «Сказочные формулы».

1

13-14.

А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Анализ стихотворения.

2

15.

А. С. Пушкин. «Няне».  Анализ стихотворения.  

1

16.

А. П. Чехов. «Гриша».  Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка.

1

17.

А. П. Чехов. «Гриша».  Смешное и грустное в рассказе.

1

18-19.

Н. М. Рубцов. «В горнице».

2

20.

Вн. чт.   Д. В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»

1

21.

Мир природы в эпических произведениях  И. С. Тургенев. «Бежин луг»

22.

И. С. Тургенев. «Бежин луг» Жизнь, исполненная контрастов. Таинственная жизнь природы.

1

23.

И. С. Тургенев. «Бежин луг».  Тайна Павлуши

1

24.

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».  Почему поссорились Настя и Митраша?

1

25.

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».  Люди и животные.

1

26.

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Испытания Насти и Митраши

1

27.

Контрольная работа за 1 четверть

1

28.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Законы тайги.

1

29-30.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» Можно ли выжить в тайге в одиночку?.

2

31.

Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет.

«Летний вечер»

1

32.

Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Вечер»

1

33.

А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…»

1  

34.

Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»

1

35-36.

С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…», «Прячет месяц за овинами…»

2

37.

Вн. чт.А. К. Толстой. «Острою секирой ранена береза…», «Колокольчики мои, цветики степные…»; Н. А. Заболоцкий. «Осеннее утро»; А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова…».

1

38.

Рр Сочинение. Учимся создавать художественное описание

1

39.

Диагностическая работа.

1

40.

А. И. Куприн. «Сапсан». ». Кто и почему пишет книги о животных?

41.

А. И. Куприн. «Сапсан».  Анализ рассказа.

1

42.

Дж. Лондон. «Бурый Волк».  Как Ирвинам удалось приручить Волка?

1

43.

Дж. Лондон. «Бурый Волк».  Что такое счастье?

1

44.

Дж. Лондон. «Бурый Волк».  Авторское отношение к героям и способы его воплощения. Рассказ.

1

45-46.

Вн. чт. И. А. Куприн. «Белый пудель».

2

47.

И. В. Гёте. «Лесной царь» Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя.

1

48.

Контрольная работа за 2 четверть

1

49.

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» Настроение, образ дороги. Изобразительно- выразительные средства языка.

1

50.

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога».  Лирический пейзаж.

1

51-52.

А. С. Пушкин. «Бесы».  Настроение и средства его выражения в стихотворении.

2

53-54.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

2

55.

Литературная сказка   Братья В. и Я. Гримм. «Шиповничек»

1

56.

   Братья В. и Я. Гримм. Сказка "Шиповничек".«Снегурочка».

1

57-58.

Ш. Перро. «Спящая красавица».

2

59-60

В.А. Жуковский. «Спящая царевна»

2

61

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Художественные средства фольклорной и литературной сказки.

1

62

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Фольклорные мотивы в литературной сказке

1

63-64

Х. К. Андерсен. «Снежная королева» Тролль и волшебное зеркало.

2

65

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». . Образ Кая в композиции сказки.

1

66

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Причины победы Герды.

1

67

Х. К. Андерсен. «Снежная королева».  Любовь как основа жизни.

1

68

Х. К. Андерсен. «Снежная королева».  Композиционная деталь и пейзаж.

1

69

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» Образы Алисы и Страны Чудес.

1

70-71

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес».  Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность.

2

72

Контрольная работа за 3 четверть

1

73

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка».  Тема свободы и человеческого достоинства

1

74

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Пейзажи и портреты персонажей..

1

75

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке..

1

76

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Причины победы добра над злом.

1

77

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Трагическое в сказке и его роль.

1

78

Р. р. Мои любимые литературные герои.

1

79

Тема защиты Родины в литературе.  М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

1

80

М. Ю. Лермонтов. «Бородино».  Особенности композиции стихотворения

1

81

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».  Кавказская война в изображении автора

1

82

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».  Общечеловеческое и национальное в повести.

1

83-84

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

2

85

Отношения людей.   И. А. Крылов. «Волк и Ягненок»

1

86

И. А. Крылов. «Квартет»

1

87

Р. р.. Обучение выразительному чтению басни.

1

88

Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах В. А. Жуковского) Композиция и конфликт баллады.

1

89

Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова).  Сопоставление переводов.

1

90-91

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Комическое в рассказе.

2

92

Идеалы и ценности.  В. Г. Короленко. «Мгновение»

1

93

В. Г. Короленко. «Мгновение» История человеческой души.

1

94

В. Г. Короленко. «Мгновение» Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя.

1

95

В. Г. Короленко. «Мгновение».  Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве.

1

96-97

К К. Г. Паустовский. «Парусный мастер».  Творчество как источник жизни человека., художественные средства создания образов.

2

98

Итоговая диагностическая работа.

1

99

Вн. чт.  П. П. Бажов. «Сказы».

2

100-101

Вн. Чт. П.П. Бажов «Сказы»

2

102

Итоговый урок. Список литературы для летнего чтения.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Программы общего образования по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцев...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочая программа для 4 класса к учебнику под редакцией Биболетовой М.З.

Рабочая программа для 4 класса к учебнику под редакцией Биболетовой М.З....

Рабочая программа для 5 класса к УМК под редакцией М.З.Биболетовой

В рабочей программе представлены  планируемые результаты в области говорения, аудирования ,чтения,рисьменной речи, языковой  компетенции....

Рабочая программа для 7 класса к УМК под редакцией М.З.Биболетовой

В Рабочей программе описаны планируемые результаты в области говорения,аудирования,чтения, письменной речи, языковой компетенциии; содержание и КТП....

Рабочая программа для 9 класса к УМК под редакцией М.З.Биболетовой

В Рабочей программе описаны планируемые результаты в области говорения, аудирования,чтения,письменной речи,языковой  компетенции;содержание предиета и КТП....

Рабочая программа политературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс...