Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Ларионова Елена Анатольевна

 

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_r.ya_.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова»

П. Верх-Обский Смоленского района Алтайского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса МОУ СОШ им. М. С. Евдокимова  и рассчитана на 2012-2013учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2009 г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов ( Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2011 - с.63-110).

Общее количество часов - 204.

Из них на развитие речи - 37.

Количество часов в неделю: 6

УМК

Примерная программа

Кол-во ч.

Авторская программа

Кол-во ч.

Рабочая программа

Кол-во ч.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. -  М.: Дрофа, 2011

Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой. -  М.: Дрофа, 2011

Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс. -  М.: Дрофа, 2011


204


204


204

 Расхождений  в часах нет /  есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении)

Сопоставление  мною Примерной и авторской программ выявило отсутствие в авторской программе следующих дидактических единиц,  которые необходимо добавить к изучению (в последующем рабочая программа скорректирована мною с учетом данных недостатков):

Разделы науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Фонетика Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики.  Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Лексикология   и   фразеология

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков).

Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства" устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика Морфология

Морфология.

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики.

Система частей речи в русском языке.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Имя существительное

Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой

характеристики.

Правильное употребление имени существительного в речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.

Содержание Примерной программы, в отличие от авторской, направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Деятельностиый подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания -развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

Введение. Общие сведения о языке (4 ч)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Наука о русском   языке, ее основные разделы.

Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (8 ч).

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (17 ч)

Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Сумма часов, отведенных на изучение русского языка в каждом классе, складывается из следующего: первое слагаемое — часы для уроков изучения языка, второе — для уроков по развитию связной речи.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.

Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Умения и навыки:

опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;

находить орфограммы — гласные буквы в корне и приставке и орфограммы — согласные (звонкие и глухие, непроизносимые);

узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.

Синтаксис и пунктуация (49 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

Умения и навыки:

различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;

использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);

находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);

отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);

производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;

применять изученные правила пунктуации при письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке (1ч)

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (5+13 ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

Алфавит.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью
ь.        

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы после ц.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

Умения и навыки:

слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;

акцентировать ударные слоги;

в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

Морфемика. Орфография (36 ч)

Понятие о морфемике.

Основа слова и окончание.

Корень слова. Приставки, суффиксы.

Словообразование. Основные способы образования слов (7 ч)

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных     а — о

Правописание корней с чередованием гласных е и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание   приставок   роз-    (рос-)   —   раз-(рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Умения и навыки:

осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;

видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила;

пользоваться морфемным и словообразовательным словарями;

производить этимологический анализ слов в практических целях.

Лексика (25 ч)

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Фразеологизмы.

Пословицы, поговорки, афоризмы.

Толковые словари русского языка.

Умения и навыки:

пользоваться словарями;

подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;

выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;

производить (выборочно) лексический разбор слова;

совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов;

обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.

ГРАММАТИКА

Морфология

Части речи самостоятельные и служебные (1ч).

Самостоятельные части речи

Имя существительное (23 ч)

Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Род имен существительных. Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Склонение существительных в единственном числе.

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание ь и ов ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.

Разносклоняемые имена существительные.

Правописание суффикса -ен в существительных на -мя.

Неизменяемые существительные. Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок.

Правописание суффиксов -ик, -ек; -ок, -ек; -онк-(-ОНОК-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик, -щик.

Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);

использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;

употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

Повторение (15 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

часы

Наименование разделов

план

дата

1.

4

Введение. Общие сведения о языке                                                                    

2.

8

Вводный курс. Орфография

3.

17

Морфология и орфография

4.

49

Синтаксис и пунктуация

5.

1

Основной курс русского языка. Понятие о литературном языке

6.

5

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

7.

13

Орфография

8.

36

Морфемика. Орфография

9.

7

Словообразование

10.

25

Лексикология. Фразеология

11.

24

Морфология. Существительное

12.

15

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

ИТОГО: 204 часа

Поурочное календарное  планирование

5 класс

№ п/п

Наименование раздела Подраздел Тема урока

Кол-во часов

Контрольные работы

Уроки развития речи

Вид самостоятельной работы

Дата

1.


Введение


 Путешествие по страницам ' учебника

1

Ответить на вопрос: общее и различное в названиях, структуре, содержании пособий, входящих в УМК

2.

Общие   сведения 0 языке.

Наука о русском   языке, ее основные разделы

1

Устное сообщение: чему я должен научиться в 5 классе (на основе памяток)

3.

Роль    языка в жизни общества

1

Работа с высказываниями о русском языке

4.

Р/Р Устная и письменная форма речи

1

Урок    развития речи

Составить памятку на основе советов

Д.С.Лихачева «Как  учиться   говорить и писать»

5.

Вводный курс. Орфография Орфограмма

1

Ответить   на   вопрос: в каких морфемах может быть орфограмма?

6.

Правописание         безударных гласных      в корне слова

1

Работа со словарем         морфем.

7.

Правописание  гласных в приставках

1

8.

Правописание гласных ,И, А, У   после      шипящих

1

Осложненное списывание

9.

Правописание   звонких и глухих согласных      в корне слова

1

Заполнить таблицу своими примерами.     Объяснительный диктант

10.

Правописание     непроизносимых и удвоенных согласных

1

11.

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Диктант   с   грамматическим заданием

12.

Анализ   контрольного диктанта

1

13.

Морфология и орфография Самостоятельные      и служебные части речи

1

Заполнить таблицу  «Части  речи» своими   примерами.

14.

Имя существительное

1

15.

Имя существительное

1

Диктант «Проверяю себя»

16.

Имя    прилагательное

1

17.

Р/Р  Что  такое     диалог или      монолог?  

1

Урок    развития речи

18.

Глагол

1

Составить текст (4-5 предл.) об одной из профессий

19.

Изменение глагола     по временам

1

Предупредительный диктант

20

Спряжение глагола. Правописание безударных   личных окончаний глаголов

1

Создать текст по сюжетным     картинкам

21

Правописание НЕ с

глаголами.    

Орфограмма -ТСЯ.-ТЬСЯ в глаголах

1

Выборочный диктант

22

Р/Р Как вести беседу?

1

Урок    развития речи

Составление текстов по рисункам (

23

Наречие

1

Подобрать   наречие   к   глаголам, составить         со словосочетаниями предложения

24

Правописание наречий

1

Образовать наречия   от   прилагательных,     произвести синонимичную  замену.  

25

Местоимение. Личные местоимения

1

Редакторская правка.  

26

Притяжательные, вопросительные      и неопределенные   местоимения

1

Предупредительный диктант

27

Служебные части    речи. Предлоги    и союзы

1

Составить устное высказывание   по учебной      статье §9

28

Частицы. Правописание частиц

1

Выборочный диктант

29

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Зачет

30

Синтаксис и пунктуация Синтаксис как     раздел грамматики. Пунктуация как  система правил  правописания предложений

1

Синтаксический разбор

31

Пунктуационный    разбор

1

Составление схем     предложений.  

32

Р/Р  Что  та кое текст?

1

Урок    развития речи

Подбор заголовка к тексту. Чтение текстов. Пересказ. Создание текста

33

Предложение

1

Творческое списывание

34

Виды    предложений    

по цели  

высказывания

1

Устное сообщение о предложении по плану.

35

Невосклицательные предложения и   предложения    восклицательные

1

\

36

Р/Р Что значит писать и говорить   на тему?

1

Урок    развития речи

\

37

Р/Р    Обучение      выборочному  

изложению текста

1

Урок    развития речи

\

38

Члены предложения

1

\ Составление предложений по схемам

39

Главные члены предложения

1

\

40

Синтаксический   разбор предложения

1

\

41

Тире   между подлежащим и сказуемым

1

Осложненное списывание

42

Главные члены предложения. Тире   между подлежащим и сказуемым

1

43

Р/Р    Обучение   написанию

сочинения на тему: «Памятный день летних каникул»

1

Урок    развития речи

Создание текста

44

Второстепенные члены    предложения

1

45

Определение как второстепенный член     предложения.

1

Сочинение-миниатюра        по данному   началу.

46

Дополнение как      второстепенный член     предложения

1

Составить    инструкцию о том, как сделать   «птичью столовую».

47

Обстоятельство         как второстепенный член предложения

1

48

Повторение по        теме: «Второстепенные члены    предложения»

1

Анализ текста

49

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Диктант с грамматическим заданием

50

Анализ   диктанта           с грамматическим     заданием

1

Работа над ошибками

51

Словосочетание. Подчинительные словосочетания

1

Выписать из текста словосочетания, составить их схемы

52

Сочинительные словосочетания

1

Объяснительный диктант

53

Предложения с однородными членами

1

Диктант «Проверяю себя»

54

Знаки     препинания      в предложении с однородными членами

1

Графический диктант

55

Обобщающее слово в

предложении с однородными членами

1

56

Однородные члены предложения     и знаки      препинания      в них

1

57

Основная мысль    текста

1

Урок развития речи

Составление схемы структуры текста.

58

59

Р/Р    Обучение  изложению

2

Уроки развития речи

Подробное изложение

60

Обращение

1

Из текста басен И.А.Крылова выписать предложения с обращениями

61

Предложение с обращениями

1

Диктант «Проверяю себя»

62

63

Предложения  с вводными     словами

2

Предупредительный диктант

64

Сложные предложения:     союзные   и   бессоюзные

1

Комментированное   письмо.   Составление     схем предложений

65

66

Сложносочиненные   и сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложном предложении

2

67

Сложное предложение, его использование в речи

1

Редакторская правка.

68

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Тест

69

Р/Р Для чего нужен план?

1

Урок   развития речи

70

71

Предложения   с   прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

2

Составить    предложения  с  вводными      словами, включить   в   них «слова   вежливости» и обращения

72

Прямая

речь.

Диалог

1

73

Систематизация          и обобщение изученного по         теме «Синтаксис и      пунктуация»

1

Объяснительный диктант

74

Контрольная работа      по теме    «Синтаксис         и пунктуация»

1

Контрольная работа

Комплексный анализ текста

75

Анализ   контрольной работы

1

76

Р/Р  Как связать     предложения     в тексте? Цепная       связь предложений в тексте

1

Урок   развития речи

Изложение-миниатюра! Творческое    списывание

77

78

Р/Р Изложение,      близ кое к тексту

2

Уроки     развития речи

Изложение

79

Основной курс русского языка Понятие     о литературном языке

1

Редактирование текста.  

80

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Фонетика    и орфоэпия как разделы науки о языке.        Звуки речи

1

Составление звуковой записи слов

81

Р/Р Учитесь выразительно читать

1

Урок развития речи

82

Звуки речи и буквы.     Алфавит

1

Составить список названий птиц, рыб, цветов по алфавиту

83

Гласные     и согласные звуки.    Правила    переноса слов

1

Составить     план устного    сообщения о звуках речи

84

Ударение

1

Тест

85

86

Орфограмма.       Типы орфограмм

2

87

Правописание        безударных гласных      в корне слова

1

88

Буквы     Ё-0 после      шипящих в корне слова

1

Выборочный диктант

89

Гласные  буквы И-Ы после Ц

1

Распределительный диктант.

90

Р/Р    Параллельная связь   предложений     в тексте

1

Урок развития речи

Создать текст по данному началу, указать сцепляющие слова

91

Звонкие      и глухие      согласные звуки и их обозначение на письме

1

Восстановить буквенный облик слов по их фонетическим записям. Диктант «Проверяю себя»

92

Правописание   слов   с непроизносимыми      и двойными согласными

1

.   Составить   таблицу «Правописание согласных в корне»,      заполнить ее   своими   примерами

93

Твердые     и мягкие     согласные звуки.    Обозначение мягкости    согласных с помощью мягкого знака

1

Распределительный диктант

94

Значения букв    Я, Ю, Е,  Ё.     Правописание разделительных Ъ и Ь знаков

1

Распределительный диктант

95

96

97

Систематизация  и повторение изученного по      темам: «Фонетика. Графика. Орфография.   Орфоэпия»

Контрольная работа

3

Составить    обобщающую таблицу «Орфограммы, изученные в разделе «Фонетика»

98

Морфемика. Орфографи

Морфемика как    раздел лингвистики. Понятие     о морфемике

1

Доказать, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова

99

100

Основа слова и окончание

2

Морфемный разбор слов

101

102

Корень слова. Исторические изменения в составе слова

2

Выборочный диктант

103

104

Приставка

Суффикс

2

Морфемный разбор. Составление слов по схемам

105

Р/Р       Функциональные стили речи. Разговорный стиль

1

Урок развития речи

106

107

108

109

Чередование гласных звуков в корне

Морфемный разбор слова

4

110

Р/Р     Подготовка   к   сочинению на грамматическую тему о слове

1

Урок   развития речи

111

Р/Р Книжные стили.      Характеристики   научного стиля

1

Урок   развития речи

Изложение-миниатюра текста научного стиля

112

Правописание корней с чередованием    гласных А-О.   в   корнях    -ЛАГ-/-ЛОЖ-

1

Составить таблицу «Орфограммы-гласные в корне слова»

113

Правописание  гласных в корнях -КАС-/-КОС-

1

114

Правописание гласных А-0     в корнях    -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС-

1 '

Заполнить таблицу        примерами слов с изученной орфограммой.

115

Правописание   гласных А-0 в корнях -ГОР -/-ГАР -, -ЗОР-/-ЗАР -

1

Заполнить таблицу       примерами

116

117

Р/Р Художественный стиль.     Метафора    как средство выразительности

2

Уроки развития речи

Сочинение метафорических загадок

118

119

Правописание корней с чередованием    Е-И,    -А(Я) /-ИМ / -ИН-

2

Выборочный. диктант

120

Обобщение и     систематизация изученного     по теме  

«Морфемика»

1

121

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Диктант

122

Анализ   контрольного диктанта

1

Индивидуальная работа по карточкам

123

Правописание   приставок,   не   изменяющихся на письме

1

Диктант «Проверяю себя». Сопоставление звучания и написания приставок на согласную

124

Правописание   приставок,    не изменяющихся на     письме. Приставка С-

1

Письмо по памяти

125

126

Правописание   приставок,   оканчивающихся на -З(-С)

2

Выборочный диктант

127

Буква      -Ы- после     приставок, оканчивающихся       на согласный

1

128

129

Р/Р      Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Первый снег»

2

Уроки развития речи

Подробное изложение

130

131

Правописание   приставок -ПРИ- и -ПРЕ-

2

Диктант «Проверяю себя»

132

Правописание   приставок в слове

1

133

Р/Р       Типы речи

1

Урок   развития речи

Анализ текстов

134

135

Словообразование

Основные способы образования слов

Словообразовательный словарь, его назначение

2

Осложненное списывание

136

137

Основные способы  образования слов

Сложные и сложносокращенные слова.

2

138

Систематизация          и обобщение изученного в разделе «Морфемика.     Словообразование.    Орфография»

1

139

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Тест

140

Р/Р   Повествовать        -значит    рассказывать

1

Урок   развития речи

Составление плана    будущего сочинения

141

142

Лексика. Фразеология.

Лексикология как раздел науки о языке.   Словарное     богатство   русского языка

2

143

Толковые словари русского языка, их     использование для уточнения лексического   значения слова

1

Записать     слова по    их    лексическому   значению.

144

145

Однозначные и многозначные слова

2

Работа   с   толковым      словарем.

146

Прямое      и

переносное

значение

1

147

Выборочное

изложение

текста

1

Уроки     развития речи

Выборочное изложение

148

Омонимы

1

Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах, загадках

149

150

Синонимы

Лексический разбор слова

2

Составить    синонимический ряд

151

152

Антонимы

2

Привести примеры пословиц, найти в них антонимы

153

Р/Р    Описание предмета

1

Урок   развития речи

Составить план текста

154

Слова      общеупотребительные и ограниченные   в употреблении

1

Выборочное списывание.

155

Жаргонизмы

1

Редактирование текста

156

Устаревшие слова

1

Привести примеры устаревших слов из учебника истории

157

Неологизмы

1

158

Исконно русские       и заимствованные слова

1

Найти в толковом словаре значения иностранных слов

159

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.  Сфера   их  употребления

1

Анализ текстов разных стилей

160

161

Р/Р Изложение, близкое к тексту

2

Уроки     развития речи

Изложение, близкое к тексту

162

Фразеология как    раздел лексикологии

1

Выписать примеры фразеологизмов из словаря.

163

Систематизация         и обобщение изученного по    разделу «Лексикология   и   фразеология»

1

Выступления учащихся, самооценка и

взаимооценка выступлений

164

Р/Р    Подготовка   к  сочинению     о любимом животном

1

Урок   развития речи

Работа с текстами-образцами. Составление плана

165

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Комплексный анализ текста

166

Морфология

Морфология как    раздел грамматики

1

167

Имя существительное как       самостоятельная часть    речи. Одушевленные    и    неодушевленные     имена существительные

1

168

Собственные и нарицательные имена существительные

1

169

Род       имен существительных. Существительные общего рода

1

170

171

Число   имен существительных.

2

Выборочный диктант

172

Падеж        и склонение имен    существительных. Особенности склонения существительных    на -ИЕ,   -ИЙ,   -ИЯ

1

Диктант «Проверяю себя»

173

Правописание О-Ё после      шипящих   и   Ц   в окончаниях существительных

1

Осложненное списывание

174

175

Р/Р     Рассуждение    как тип речи

2

Урок   развития речи

Анализ текстов

176

Разносклоняемые    существительные

1

Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных

177

Несклоняемые существительные

1

Составить      словарные  статьи   с 2-3       несклоняемыми    существительными

178

Словообразование имен    существительных.    Образование   существительных с помощью      суффиксов

1

Выборочный диктант

179

Гласные     в суффиксах существительных     -ЕК и -ИК

1

Взаимо-

диктант

180

Гласные О-Е после      шипящих         в суффиксах существительных

1

181

Образование   существительных при   помощи приставок. Правописание    НЕ    с существительными

1

Объяснительный диктант.

182

Правописание    НЕ    с существительными

1

Осложненное списывание

183

Образование       имен существительных при помощи сложения

1

184

185

Систематизация          и обобщение изученного по          теме «Имя   существительное»

2

Работа с текстом

186

Контрольная работа

1

Контрольная работа

187

Р/Р      Текст как  речевое произведение.    Выбор языковых средств       в зависимости от         типа. Лексические средства связи   предложений     в тексте

1

Урок   развития речи

188

189

Р/Р Сочинение  по  картине

И.И.Шишкин а    «Утро    в сосновом бору»

2

Уроки     развития речи

Сочинение по картине

190

191

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе Синтаксис и пунктуация. Знаки     препинания     в простом предложении

 

2

Письмо по памяти.  

192

193

Правописание  гласных и  согласных в корне

2

Написать    небольшой юмористический текст,    используя омофоны

194

195

Правописание       имен существительных

2

Взаимо-

диктант

196

197

Употребление   синонимов,     антонимов         и фразеологизмов в речи

2

Редактирова

ние текста. Письмо по памяти

198

199

200

Правописание   приставок

3

Творческое    списывание. Тест

201

202

Основные нормы     построения текста

2

Редактирование текста. Устное высказывание: какие знаки употре бляются для обозначения ошибок в по строении текста?

203

204

Контрольная работа

2

Контрольная работа

Комплексный анализ текста

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку:

для учащихся:

  1. Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2005.
  3. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2005.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994.
  5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
  6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987.
  7. Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  1. Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Леденева В.В. Русский язык. Лексика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  3.  Леденева В.В. Русский язык. Фонетика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  4.  Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  5.  Шаповалова Т.Е. Морфемика и словообразование. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
  6.  Канафьева А.В., Леденева В.В. Русский язык. Имя существительное. Тематическая тетрадь. -   М.: Дрофа, 2005.

для учителя:

  1. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002.
  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
  6. Шипицына Г.М., Петровская С.С, Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005.
  7. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005.
  8. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
  9. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Требования  к  уровню подготовки  учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность:

аудирование:

  1. понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  1. владеть техникой чтения;
  2. выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  3. разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  4. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  5. владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  6. прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  7. извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  8. правильно расставлять логические ударения, паузы;
  9. выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  1. доказательно отвечать на вопросы учителя;
  2. подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  3. создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  4. выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  1. подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  2. создавать письменные высказывания разных типов речи;
  3. составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  4. определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  5. делить текст на абзацы;
  6. писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  7. пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  8. выражать свое отношение к предмету речи;
  9. находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  10. подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  11. использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  12. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  1. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  2. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  3. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  4. находить в художественном тексте явления звукописи;
  5. правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  6. работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  1. правильно произносить названия букв русского алфавита;
  2. свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  3. проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  1. выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  2. подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  3. учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  4. пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  5. объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  1. объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  2. пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  3. распределять слова на тематические группы;
  4. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  5. различать прямое и переносное значение слов;
  6. отличать омонимы от многозначных слов;
  7. подбирать синонимы и антонимы;
  8. выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  9. находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  10. владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  11. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  1. различать части речи;
  2. правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  3. уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  4. отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  1. находить орфограммы в морфемах;
  2. группировать слова по видам орфограмм;
  3. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  4. устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  5. самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  1. выделять словосочетания в предложении;
  2. определять главное и зависимое слово;
  3. составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  4. выделять основы предложений с двумя главными членами;
  5. конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  6. характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  1. составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  2. опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  3. находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  4. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  5. устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  6. самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  1. диктант  (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
  2. тест;
  3. изложение (подробное, выборочное, сжатое);
  4. списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
  5. сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
  6. устное сообщение на лингвистическую тему.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - 9-е изд. - М.: Дрофа, 2006.
  2. Купалова А. Ю., Еремеева А. П., Лидман-Орлова Г. К., Мо-лодцова С. Н., Пахнова Т. М., Пименова С. Н., Пичугов Ю. С, Талалаева Л.Ю. Русский язык. Практика. 5 класс. - 6-е изд. - М.: Дрофа, 2006.
  3. Никитина Е. И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. - 9-е изд. - М.: Дрофа, 2006.
  4. Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1971.
  5. Баранов М. Т. Русский язык в 5-6 классах. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1979.
  6. Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение, 2001.
  7. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. М.: Просвещение, 1980.
  8. Панов М. В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 1984.
  9. Халинова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. - М: Дрофа, 1996.
  1. Костяева Т. А., Рыбченкова Л. М. Проверочные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. - 3-е изд.-М.: АЗЪ, 1995.
  3. Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь. - М.: Просвещение, 1981.
  4. Костомаров В. Г., Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Вопросы языкознания, 1977.
  5. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. -М.: Вопросы языкознания, 1969.
  6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М: Вопросы языкознания, 1988.
  7. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Вопросы языкознания, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочие программы по русскому языку 2018-2019 учебный год

Учебник. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.Русский язык....