Применение ИКТ при выполнении проектной работы
статья по литературе на тему

Статья опубликована в альманахе "Таланты России" (имеется свидетельство о публикации, 20015г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_iktv_proekte.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ при выполнении

проектной работы

Шубунова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района

Г. Санкт-Петербурга

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. На мой взгляд, наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Под исследовательской деятельностью я понимаю творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

         В процессе разработки моей программы «Ученик — исследователь», я определила три методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельности в школе:

1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;

2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (творческие мастерские);

3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя (учебный, календарный, тематический планы).

         Я считаю, что вся практика по организации исследовательской деятельности должна быть направлена на разработку этих блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи: рождение и воспитание молодого исследователя.

Исследовательская работа в то же время в основном направлена практические основные исследовательские умения и навыки: 

  1 - выявление (понимание) проблемы;

  2 - формулирование проблемы;

  3 - формулирование предмета как объекта исследования и постановка цели;

  4 -  объяснение неясных вопросов;

  5 -  формулирование гипотезы;

  6 -  планирование и разработка учебных действий;

  7 -  выбор методов исследования;

  8 -  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

  9 -  проведение исследования;

 10 - анализ и синтез собранных данных;

 11 - сопоставление полученных данных и умозаключений;

 12 - обработка результатов;

 13 - проверка гипотез;

 14 - подготовка, написание работы;

 15 - структура текста;

 16 - публичная защита.

Безусловно, ещё до принятия документов ФГОС, думаю, каждый учитель готовил к своим урокам презентации, применяя ИКТ, ученики тоже проявляли инициативу на этом поприще. Сегодня задача школы суметь заинтересовать и привлечь учащихся к работе над проектом по любому предмету. Работая над Программой и планом, а также изучая предыдущие презентации учеников, я пришла к мысли о необходимости формирования исследовательских умений и навыков у учащихся 5-9 классов, а именно:

-   умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;

-   формулировать цели и задачи исследования;

-  умение определять возможные методы решения несложной проблемы;

-  умение подбирать литературу, источники, которые относятся к исследуемому вопросу;

-  умение составления БД (базу данных);

-  умение составления раздела «Состояние вопроса» (рассуждения и доказательства).

-  умение определять возможные методы исследования;

-  умение написать тезисы по учебному исследованию;

-  умение защитить результаты работы на школьной конференции.

Программа «Ученик — исследователь»

Наименование

Содержание

Предмет исследования

Формирование исследовательских умений и навыков учащихся

Формы занятий при формировании исследовательских умений и навыков учащихся

Урок, проектный урок, спец. курс «Введение в научное исследование»

Контингент учащихся

5-9-е классы

Формы защиты исследовательской работы

Доклад, творческая работа, исследовательская работа, проект, диплом.

Участие в конкурсах и олимпиадах

Школьные, районные, городские проектные конкурсы

Исследовательская работа в то же время в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования (более подробно написано выше). Конечно, каждый учитель, работая с учеником или группой, рассчитывает на хорошие результаты, поэтому я определила три этапа работы, подобно композиции сочинения.

Ожидаемые результаты по этапам выполнения проектно-исследовательской работы:

  Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:

1)  подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;

2)  выбор источников, требующих детального изучения;

3)  обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».

Рекомендации: вначале изучаются опубликованные литература и источники, затем используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.

Карточка: 1 – заголовок (главная мысль текста); 2 – текст из литературного источника; 3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).

Результат I этапа:

1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы;

 2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;

3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

  Этап II. Разработка и организация выполнения работы:

1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;

2 – анализ особенностей объекта исследования;

3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, сравнительных и др.);

4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).

Результаты II этапа работы:

1 – составление плана;

2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования;

3 – уточняются ожидаемые результаты.

  Этап III. Составление и оформление работы. План работы над проектом.

Эта работа может быть промежуточным отчётом (докладом), рефератом, творческой работой.

1. Промежуточный отчёт.  Основное содержание доклада – отчёт об определённом этапе работы с выступлением ученика и научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).

2. Реферат.  Реферат может рассматриваться как информационный обзор по теме, в которой присутствуют анализ, обобщение, обработка материала и сделаны собственные выводы. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.

Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:

1)  умение использовать рациональные приёмы в работе с литературой;

2)  умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;

3)  умение формулировать выводы и предложения.

Целевое назначение сбора материала и его основные функции:

1 -  информативная (какая основная информация заключена в проекте);

2 -  индикативная (описание первичного материала);

3 -  функция поиска информации и документов;

4 -  ознакомительная (источник для получения справочных данных).

Учащиеся должны четко усвоить структуру оформления презентации исследовательской работы, а именно, что после титульного листа публикуется план исследовательской работы:

Введение (один–два машинописных листа): обоснование темы, её актуальность, значимость, перечисление вопросов, рассматриваемых в работе, определяются цели и задачи работы, приводится обзор источников и литературы.

Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть исследования, может состоять из двух – трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы лучше и иначе, чем до сих пор.

Объём работы в среднем составляет 20 файлов.

Библиография.

Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые в работе над проектом, повышают интерес к изучаемому предмету, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, повышают качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами....

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

рассказ о работе летней конференции Турнира городов руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г.И....

Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка

Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....

Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала

Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...

Применение арт-терапии в работе с детьми

В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.

В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...