Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
статья по психологии на тему

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,


ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК


655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,

Тел.: 8 (39042) 6-43-91; 2-36-33    Факс:  8 (39042) 6-43-91

   E-mail: school_8_031@mail.ru

        

Педагог- психолог Аникина Г.В. ВКК

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

          Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

         Процесс игры  в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

 В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными , неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми , испытывающие проблемы стыда, вины, лжи,  трудности принятия своих чувств. Кроме того, пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке.

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры- экскурсии по городу.

Проективные игры:  проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется  психологическая  диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х  человек, и более,  в зависимости от размера песочницы.

  Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки»(Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. 

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

В классической песочной терапии  происходит «круговорот» переносов в природе. Сначала внутреннюю реальность переносят на песок. Затем опыт переносится во внутренний мир, в бессознательный слой. Затем в виде некоторых моделей переносится в реальную жизнь. В индивидуальной работе психолог никогда ничего не вносит в песочницу, ничего не изменяет.  Когда в процессе анализа нужно, с разрешения ребёнка можно брать предмет, смотреть, но не менять. «Создает» песочницу и «разбирает» ее сам ребёнок. Во время работы особое внимание обратить на то, какую фигурку выбрал первой – идентификация с собой, со своим «я».

Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева, голубой и жёлтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо, солнце.

 Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

  объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

  фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного  психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арт-терапии в работе с детьми

В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка....

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

"Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни"....

Юнгианская песочная терапия в работе с детьми

Игра с песком является естественной формой самовыражения для детей. Песочная игротерапия помогает детям выражать свои чувства и начать понимать чувства других. Игры в песок способствуют развитию и сам...

Презентация "Методы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"

В презентации представлен инновационный подход к работе психолога, дефектолога в работе с песком с детьми с ОВЗ. Презентация использовалась при выступлении с докладом на городском методическом объедин...