ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
статья

Самофалова Оксана Алексеевна

В статье раскрывается значение и методика организации коррекционно-развивающих занятий с применением песочной терапии для детей с расстройствами аутистического спектра, которые позволяют снижать тревожность, корригировать эмоциональные и когнитивные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nk-565-rr_samofalova_statya.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.4

Самофалова О.А.

Учитель-дефектолог

ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»,

г. Курск, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация:

В статье раскрывается значение и методика организации коррекционно-развивающих занятий с применением песочной терапии для детей с расстройствами аутистического спектра, которые позволяют снижать тревожность, корригировать эмоциональные и когнитивные нарушения.

Ключевые слова:

Аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), песочная терапия, эмоциональное напряжение, тревожность, тактильные ощущения, коррекция.

        Опыт коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) показывает, что технология песочной терапии оказывает на вышеуказанную категорию детей устойчивое положительное воздействие. Песочная терапия способствует  продуктивному взаимодействию педагога и ребенка с РАС, формированию его эмоциональной сферы, снижению уровня тревожности, обогащению сенсорного опыта [2]. Приемы песочной терапии дают возможность детям с РАС проявлять свои внутренние переживания альтернативным способом, выражая их при помощи символов. Учитывая то, что возможности вербального общения у детей с РАС затруднены, песочная терапия помогает преодолеть коммуникативный барьер, наладить продуктивное взаимодействие ребенка с окружающими его людьми, способствует мобилизации его внутренних ресурсов и потенциала [1].

На занятиях с песком используется следующее оборудование:

– ящики с сухим, мокрым или кинетическим песком;

– различные приспособления и предметы-орудия (лопатки, совки, емкости разных размеров и объемов, воронки, мельницы, кисточки, палочки и т.д.);

– коллекции миниатюрных фигурок (люди, животные, машины, дома, предметы быта, деревья, цветы, инструменты и т.д.);

– емкости с цветным песком;

– листы-основы с отрывной клеящейся поверхностью (для рисования цветным песком);

– световой стол или световой планшет для рисования песком.

        Работа на каждом занятии включает 4 этапа:

        1. Организационный момент (ритуал начала занятии, использование визуального расписания, ритуал приветствия песка, возможность манипулирования с уже знакомым предметом).

        Каждое занятие необходимо начинать с ритуала приветствия. Например, попросить ребенка «поздороваться» с песком, дотронувшись до него.

        2. Диагностика эмоционального состояния детей (определение потребности ребенка, выбор игр и упражнений в соответствии с его эмоциональным статусом).

        3. Использование техник песочной терапии.

        4. Итог занятия (ритуал «прощания» с песком, использование визуального расписания, использование индивидуального поощрения; консультирование родителей).

Самые популярные упражнения, используемые на занятиях:

– опускание рук в песок с выполнением различных движений (в том числе под музыку);

– пересыпание песка из кулака в песочницу, на ладонь педагога, на свою ладонь («песочный дождь»), в емкости, используя различные приспособления;

– скольжение пальцами и ладонями по поверхности песка, выполнение зигзагообразных и круговых движений;

– выполнение на сухом и мокром песке отпечатков ладонями рук, кулаками, костяшками кистей рук;

– имитация следов на песке (идут медвежата, ползут змейки, прыгают зайцы, бегут жучки-паучки);

– закапывание в песке мелких предметов, разыскивание их с помощью рук, палочек, кисточек;

– выстраивание песочных горок;

– копирование на песке фигуры, изображенной на предлагаемой ребенку карточке.

Цветной песок имеет дополнительные преимущества, которые состоят в мощном воздействии цвета на эмоциональную сферу ребенка. В процессе работы с цветным песком ребенок выбирает его цвет, проецируя эмоций [4].

В настоящее время популярным является рисование на песке с использованием светового стола или светового планшета, при котором идет воздействие на зрительную, слуховую, тактильную сенсорные системы, так как данный вид деятельности осуществляется под музыку с излучением от стола света и мягкого тепла [3].

Диагностика, проведенная после курса песочной терапии с детьми РАС, выявила у них позитивные результаты: развитие интереса к окружающему миру, формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации, снижение психоэмоциональной напряженности, тревожности, развитие познавательных психических процессов.

Список использованной литературы:

1. Воронова, В.В. Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра / В.В. Воронова. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2021. –   № 30. – С. 100-103. – URL: https://moluch.ru/archive/372/83331/ (дата обращения: 01.04.2024).

2. Котлованова, О.В. Опыт применения песочной арт-терапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра / О.В. Котлованова. – Текст: непосредственный // Аутизм и нарушения развития. Вып. 2 (47). – М., Изд-во МГППУ, 2020. – С. 53 - 59.

3. Мальцева, Н.А. Песочная терапия в работе с особым ребенком / Н.А. Мальцева. – Текст: непосредственный // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Научно-практический сборник. Вып. 8. – М.: Теревинф, 2019. – С. 120 - 125.

4. Поликарпова, И.В. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей-сирот: методические рекомендации / И.В. Поликарпова. – Текст: непосредственный. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. — 43 с.

© Самофалова О.А., 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психиче...

«Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда»

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком по...

«Расстройства аутистического спектра (РАС). Организация коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми в ДОУ».

Встретить такого ребенка с РАС может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развити...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТОРА Сообщение

Современные методы и приемы  обучения и социализации детей с РАСЗа последние 15 лет активно развивается теория и практика обучения, коррекции и социализации детей с расстройствами аутистического ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людь...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...