Главные вкладки

    Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ
    учебно-методический материал на тему

    Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

           Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

           Мы все прекрасно знаем, что дети-логопаты редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Как же  помочь детям с  этими нарушениями?  Подготовить их  к школе, социально  адаптировать.? Изучив и проанализировав научно-методическую литературу  и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участия всех педагогов работающих с этими детьми.

    На фоне комплексной логопедической помощи  песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_pesochnoy_terapii.rar6.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ

           Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

           Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

           Мы все прекрасно знаем, что дети-логопаты редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Как же  помочь детям с  этими нарушениями?  Подготовить их  к школе, социально  адаптировать.? Изучив и проанализировав научно-методическую литературу  и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участия всех педагогов работающих с этими детьми.

          Совместно с коллегами был разработан координационный план деятельности специалистов по развитию мелкой моторики рук у детей с глазной  и речевой патологией. Совместно с врачом-педиатром, психологом изучив анамнез детей    было установлено, что 60% детей, посещающих детский сад имеют заключение-ММД.  Дети гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые.

          Взаимодействуя с психологом, мы решили,  что для работы с такими детьми очень хорошо  подходят «Игры с песком», так как песочные игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.

          Это дает возможность стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, корректировать его психику. В песочной игре учитель-логопед  и ребёнок  легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнёрские доверительные отношения. Успешно развиваются и интеллектуальные способности ребёнка, ориентировка в пространстве, тактильно-кинестетическая чувствительность, фонематический слух, а главное для нас  учителей-логопедов -речь и моторика .

            Игры с песком  используем в индивидуальной  и  подгрупповой работе.

         При организации игр  руководствуемся следующими принципами:

    • Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.

    • Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.

    • Уважение к детскому творчеству, фантазии.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

    Свою работу, по развитию мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста с глазной и речевой патологией через игры с песком,  мы построили в несколько этапов:

    1. Ориентировочный этап

    На данном этапе песочных игр познакомили детей с игрушкой-посредником - ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех к себе в песочницу, в свою волшебную страну. Через игрушку дети были ознакомлены с правилами поведения в песочнице.

    • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы

    • Нельзя бросать песок в детей или брать его в рот

    • После игры необходимо помочь Песочной фее убрать песочницу

    • После игры в песке  необходимо помыть руки или воспользоваться влажными салфетками

    Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания с ФЕЕЙ (звучание колокольчика).

    2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка

    На данном этапе ребёнок знакомится с песком, с его свойствами. Песочная фея предлагает такие игры: «Здравствуй песок», «Узоры на песке». Пальчиковые игры .

    3. Этап игр и упражнений с погружением в песок

    Предлагаются игры: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки», «Кроты», «Секрет», постановки сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

    Проанализировав методическую литературу мы  используем  игры с песком для   детей всех возрастных групп.

    В младшем дошк. возрасте используются формочки. Совочки. Дети играют в традиционные игры с песком.

    В среднем дошк. возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: Горячее-холодное». «Сухое-мокрое», «Твёрдое-мягкое», «Гладкое-шершавое»

    В старшем дошк.возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму. Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. «Графические диктанты», «Допиши букву». «Слепи букву», «Выложи букву», «Найди букву», «Слоговые дорожки».

    Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешным.

    Чтобы отследить эффективность проводимой работы, было проведено промежуточное обследование. Полученные результаты показали положительную динамику, уровень сформированности мелкой моторики рук значительно вырос во всех логопедических группах.(диаграммы)

    Родители часто задают вопросы, чем занять ребёнка в свободное время, во время каникул. Поэтому для родителей были проведены консультации и открытые занятия с использованием песочных игр.

    Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

    - существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;

    - снижается уровень напряжения и возбудимости;

    - совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а следовательно развивается речь;

    На фоне комплексной логопедической помощи  песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

                                             Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование стандартного набора программ Windows в работе учителя-логопеда

    Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – это еще и преодоление ...

    Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

    Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

    Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

    Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

    В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

    Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

    «Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда»

    Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком по...