Использование стандартного набора программ Windows в работе учителя-логопеда
статья по теме

Ахмина Наталья Владимировна
Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – это еще и преодоление последствий, вызванных той или иной патологией, социальная адаптация учащегося в обществе. Решить эти задачи в школе возможно только при высоком коррекционно-развивающем уровне обучения учащихся. Этому способствует использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в специальной педагогике. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых на уроках логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование стандартного набора программ Windows в работе учителя-логопеда

Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – это еще и преодоление последствий, вызванных той или иной патологией, социальная адаптация учащегося в обществе. Решить эти задачи в школе возможно только при высоком коррекционно-развивающем уровне обучения учащихся. Этому способствует использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в специальной педагогике.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых на уроках логопедии. Компьютерные средства представляют для логопеда  дополнительный набор возможностей коррекции речевого развитии. В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения, поэтому коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает применение специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих, диагностических, развивающих).

Использование различных образовательных средств информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении позволяет решить следующие задачи:

  1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
  2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач, т.е. применение полученных знаний на практике.
  3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
  4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
  5. Восстановление знаний, умений и навыков.
  6. Контроль и дифференцированное оценивание уровней знаний и умений.

Общение с компьютером у школьников вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивация, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов.

Использование ИКТ логопедом не вытесняет основные методики коррекции речи, а лишь дополняет их, делая процесс обучения более приятным ученикам и менее трудоемким для педагога.  Выбор ИКТ широк, от специальных узконаправленных программ, до обычных текстовых редакторов. В настоящее время наиболее широкое распространение получил набор программ Windows, который помогает решать широкий спектр задач коррекционного обучения и во многом облегчает работу логопеда. Освоение ряда компьютерных программ позволяет учителю-логопеду создавать ЦОРы непосредственно при подготовке к занятиям путём применения педагогического дизайна,  активно вовлекать детей в учебно-коррекционный процесс, а также помогает во многом автоматизировать и ускорить обработку рабочих материалов самого логопеда.

Рассмотрим возможности применения учителем-логопедом наиболее популярных приложений для Windows, таких как: Paint, Word, Power Point, FineReader, Movie Maker, Звукозапись, Microsoft Office Excel.

       Paint

 Как известно, при обучении хорошие результаты дают игровые формы проведения занятий. Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, отрабатывать лексические темы, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики и пространственного восприятия. Для контроля знаний, например, можно использовать заполнение кроссвордов.

       Данная программа позволяет довольно быстро оформить кроссворд. Конечно, с помощью Paint можно получить нечто большее, чем кроссворд, но для этого надо приложить довольно значительные усилия.

 FineReader

 Любому учителю, и в том числе учителю-логопеду в своей работе приходится работать с текстами. При этом надо переработать множество литературы и выбрать из неё то, что пригодится на каждом конкретном уроке или мероприятии. Ввести со сканера текст в компьютер — задача не слишком трудная. Однако работать с таким текстом невозможно: как и любое сканированное изображение, страница с текстом представляет собой графический файл — обычную картинку. Отсюда возникают проблемы: во-первых, в графическом формате страница занимает слишком много места.  И вторая, самая главная проблема: сканированный текст можно будет только читать, но не редактировать и не вставлять его фрагменты в создаваемый вами документ. Ведь сам сканер распознавать буквы именно как буквы не умеет. К счастью, на свете существуют программы, способные перевести сканированный текст из графического в текстовый формат — программы распознавания текста. Одна из этих программ – FineReader. Именно эта программа упоминается в первую очередь, когда речь заходит о системах распознавания.

  Microsoft word

Наличие установленного на компьютере текстового редактора и принтера позволяет создавать учителю-логопеду раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо копированием). Возможно создание собственных сборников упражнений для каждой группы учащихся в соответствии с разработанным планированием. Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Наиболее распространённый текстовый редактор Microsoft Office Word 2007. Текстовый редактор Word позволяет вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. С его помощью можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты проверочных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам.

Также возможно использование текстового редактора самими детьми (3-4 классов) для коррекции связной речи. О.И.Кукушкина в своей статье «Новое средство развития письменной речи детей» (Дефектология №1,2004) дает развернутое описание преимуществ использования текстовых редакторов перед обычными средствами редактирования текста, такими как переписывание или исправление найденных ошибок.

Остановимся на этих преимуществах более подробно.

 1)Детям  с речевыми нарушениями очень важно иметь в своем распоряжении средства редакти рования речи, которые не отягощают и без того трудный для них процесс письма, не отбивают желания совершенствовать свою речь, позволяют свободно экспериментировать с языковым материалом в процессе по строения текста. Данную возможность нам дает текстовый редактор.

2) Представим, что уже в младшем школьном воз расте ребенок овладел компьютерной технологией создания и редактирования доступных ему текстов. Это означает, что он может самостоятельно написать текст на экране компьютера, отредактировать его с помощью взрослого в разных аспек тах, не переписывая и не оставляя следа от многочисленных исправлений. Итогом станет безупречная работа, которую можно распечатать и представить окружающим. Таким об разом, за счет применения компьютерной технологии снима ется проблема ненавистного переписывания текста в целях устранения допущенных неточностей, и у ребенка появляется желанная возможность не оставлять следа от своих, подчас бесконечных ошибок.

В традиционном обучении редактирование, как правило, огорчает ребенка. Чем больше ошибок он находит в своем тексте, тем хуже выглядит его работа, тем более явной ста новится его несостоятельность. В таких условиях нелегко формировать у ребенка стремление находить и исправлять свои ошибки. На компьютере ситуация меняется. Чем больше ошибок он найдет в своем сочинении, чем более старательно и умело будет редактировать собственную речь, тем лучше будет становиться работа. У школьника появля ется новое отношение к редактированию как к необходимому, полезному, а возможно, и интересному компоненту сочинительства. Таким образом, обучение тексто вому редактору и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи может предоставить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него рабо те над речью.

3) Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целост ный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно ана лизируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Таким образом, благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.).

4) Благодаря компьютерной технологии взрослый получает возможность приучать ребенка редактировать текст последо вательно, выбирая необходимый порядок работы и выделяя аспект за аспектом; многократно возвращаться к своему про изведению и заканчивать работу над ним лишь тогда, когда замысел и его воплощение в речи пришли в необходимое соответствие.

5) При помощи ново го средства, основанного на применении информационных технологий, можно попытаться преодолеть представление ребенка о редактировании как о наказании за совершенные ошибки, вызвать у него стремление находить и исправлять допущенные погрешности. Этот аргумент нам ка жется особенно важным потому, что обучение детей, испыты вающих значительные трудности на пути освоения письмен ной речи, должно быть построено так, чтобы не закреплять у них ощущение своей неполноценности, а дать возможность чувствовать себя все более и более умелым автором по мере преодоления этих трудностей.

Необходимо научить детей применять имеющиеся в редак торе способы проверки орфографии и грамматики, поскольку их характерной особенностью является пропуск допущенных ошибок в ходе самостоятельной проверки текста.

Переход к работе с текстом на компьютере в младшей школе не может рассматриваться как всемогущее средство развития письменной речи детей. Однако в силу своих осо бенностей компьютерная технология помогает мотивировать ребенка к трудной для него работе над построе нием текста, перенести акцент в работе с рутинных процессов переписывания сочинений на их осмысленное редактирование, сделать речь предметом анализа, обеспечить значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом. В этом состоит уникальность текстовых редакторов как средств раз вития письменной речи детей младшего школьного возраста и смысл его применения в специальном обучении.

Power Point 

Позволяет создать презентации разнопланового содержания, в зависимости от целей занятия. Это могут быть и разнообразные задания, направленные на повторение или изучение нового материала, фрагменты урока. Создание презентации в программе Power Point – одна из новых форм отчёта по проведённому открытому занятию или выступлению.  При изучении материала учителю необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Программа РоwеrРоint предназначена специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера. Возможности программы РоwегРоint позволяют создавать мультимедийные пособия со звуковым сопровождением и анимацией. Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность. Для изготовления презентаций нового материала или электронных пособий на базе РоwerPoint нужно составить и отредактировать документ, состоящий из отдельных частей - слайдов, и сохранить его полностью водном файле. Эта программа является базовой для подготовки учителем мультимедийных уроков.

 Movie Maker 

Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии.

Очень наглядным будет видеоролик с артикуляционной гимнастикой, которую дети выполняют вместе с любимым родителем (конечно, предварительно необходимо снять данный ролик на камеру, или сделать серию фотоснимков детей и их родителей). Аналогично можно анимировать упражнения для пальчиковой гимнастики или физминутки. Видеоролик оживит любое занятие. Так, например, в серии занятий по развитию речи по теме “Осень” можно использовала созданные самостоятельно видеоролики ”Осенние листья”, “Север – территория чудес””, которые, благодаря соответствующему музыкальному оформлению, создадут у ребят лирическое настроение, побудят их к творческой деятельности.  Видеоролик ”Природа Африки” поможет на занятии по развитию связной речи по теме ”Зоопарк”. После просмотра и короткой беседы о животных, работы по словоизменению, можно плавно перейти к работе по печатному тексту “Зоопарк”. Занятие обязательно пройдет увлекательно и результативно.

Звукозапись

 Отдельно хочется выделить работу с программой Звукозапись. Для логопеда данная программа – инструмент для отслеживания динамики коррекционной работы по исправлению недостатков произношения, развитию связной речи. Работа с микрофоном, наушниками с прослушиванием своего голоса через колонки компьютера вызывает у детей живой интерес, способствует созданию положительной мотивации для дальнейшей работы по исправлению речевых нарушений.

 Microsoft Office Excel 

В работе учителя-логопеда часто возникает необходимость представления статистических данных в наглядном виде для последующего анализа и планирования коррекционного процесса. Параметров оценивания устной и письменной речи учащихся довольно много. Логопед постоянно ведет мониторинг успешности речевой деятельности не только целых классов в начальной школе, но и каждой группы логопункта, а также каждого ученика в отдельности. Эту работу проще, быстрее (и приятнее) выполнять с привлечением компьютера. Например, приложение Excel стало стандартом для обработки табличных данных и построения различных диаграмм. Электронные таблицы Ехсеl позволяют производить сложные вычисления над числами по установленным формулам. Это очень удобно при обработке данных диагностики. Например, тестовая методика диагностики речи младших школьников Т.А.Фотековой подразумевает довольно объемные расчеты результатов уровня речевой успешности ребенка, которые представлены в бальном и процентном виде. С помощью таблицы Ехсеl рассчитать уровни всех детей вместе или в отдельности, либо сформировав какие-либо группы, выделить и сравнить отдельные параметры или группу параметров, проследить динамику развития возможно очень быстро. Построив один раз таблицу, можно совершенствовать ее до бесконечности, добавляя все новые и новые расчеты.  Оформить результаты в более наглядной форме позволит автоматически построенная диаграмма.

Также данный редактор возможно использовать и детьми 3, 4 классов. Например, для построения семантического поля слова, группы родственных слов, а также составления лексических групп и т.п.

Все вышеперечисленные программы являются основными при подготовке учителем-логопедом раздаточного материала. Владение этими программами значительно экономит время, затраченное на подготовку к урокам, и поднимает качество применяемых на уроке материалов на более высокий уровень.

Приведем примеры использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении:

1. Для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, мы предлагаем следующий вид задания. Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв "б - д": данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц ("б" - белка, "д" - дятел). Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.

Также используя анимацию, пишем прописную букву "д" на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

2. На каждом логопедическом занятии необходимо проводить для учеников зрительную гимнастику. Предлагаем очень интересную зарядку для глаз, подготовленную заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит муха, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется муха, и произносит в итоге полученное слово.

3. Дети очень любят выполнять задания самостоятельно на компьютере, за отведенное время им необходимо пройти несколько уровней, за каждый верный ответ они получают бонусы. Например, при правильном выполнении задания на компьютере появляется фрагмент картинки, задача – собрать её целиком. Такого рода соревновательный момент значительно повышает мотивацию к учению.

4. В случаях, когда дети заменяют в произношении звук «ж» на «ш», после этапов постановки и автоматизации данного звука, необходимо провести дифференциацию этих звуков. В этом отношении, эффективен следующий вид задания: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо – «ш». Ученику необходимо нажимать на изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном нажатии внизу экрана один из кружков окрашивается зеленым цветом, и картинка исчезает, при неправильном - звучит сигнал, и кружок окрашивается в красный цвет. В дальнейшем, учитель может посмотреть, сколько раз ошибся ребёнок. Такой род задания можно использовать неоднократно в качестве тренировки.

  Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:

  1.  использование игровой формы обучения;
  2. полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
  3. дифференцированный подхода к обучению;
  4. объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
  5. формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  6. повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои,  звуковые эффекты);
  7. формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;
  8. активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно – развивающем процессе;

экономия временных ресурсов.

           Уроки с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий потенциал учащихся.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения – повышения уровня знаний.


Список литературы

  1. Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. – № 1. с. 47-55
  2. О.И. Кукушкина «Новое средство развития письменной речи детей» //Дефектология №1, 2004
  3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2005
  4. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа ”Игры для Тигры”/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5(14). – с.285-287

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психиче...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...


 

Комментарии

Ахмина Наталья Владимировна

Статья написана в соавторстве с учителем-логопедом МАОУ СОШ №94 Тевс Ю.Е.