«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс
календарно-тематическое планирование

Попова Марина Юрьевна

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) по варианту 8.3, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ras_1_klass.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 3» Камышловского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Коррекционно - развивающие логопедические занятия

с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»

на 2022 – 2023 учебный год

1 класс

                                                                                         Учитель-логопед

                                                                                                МАОУ «Школа № 3»

                                                                                   Попова М.Ю.  

г.Камышлов, 2022г.

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цели и задачи

1.2. Характеристика детей с ЗПР

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся

2.3. Тематическое планирование

2.4. Планирование работы с педагогами

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Пояснительная записка

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) по варианту 8.3, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического кабинета организуется на основании:

• Конституция РФ;

• Конвенция о правах ребенка;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);

• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 – ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07 "Об оказании логопедической помощи»;

• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с расстройствами аутистического спектра, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых и неречевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.

1.    Целевой раздел.

1.1 Цель и задачи программы

Цель реализации реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с РАС, обучающихся в общеобразовательной школе.

Задачи программы: 

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения

Общие задачи:

1. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.

2. Создание условий, способствующих освоению детьми с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных занятий для детей с РАС.

5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении и сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра по вопросам особенностей речевого развития.

6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с расстройствами аутистического спектра по вопросам возрастных особенностей речевого развития.

Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 8.3):

1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.

2. Обучать его простым навыкам речевого контакта (развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития учащегося, использование мимики и жестов в общении, обогащать и активизировать словарный запас);

 3. Развивать устную речь (развитие артикуляционной моторики и фонематических процессов, формирование правильного физиологического дыхания, создание условий для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся, развитие грамматического строя речи, фразовой и связной речь);

4. Подготовить к обучению письменной речи (формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза, создание базы для успешного овладения навыками чтения и письма);

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

1.2. Характеристика детей с РАС

Детский аутизм рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности. Предполагается, что снижение порога дискомфорта в восприятии таких этологически значимых впечатлений: как человеческое лицо, голос, прикосновения может формировать у ребенка поведение избегания. Их не радует новизна, для них не характерно стремление преодолеть трудности. У детей с РАС часто возникают трудности развития невербальной коммуникации. Ребенок не обращается сам и почти не отзывается на имя, не организуется речью, плохо выполняет самые простые инструкции. Речь может практически не развиваться, дети остаются мутичными или начинают произносить слова вне коммуникации. Ребенок может замолчать совсем, может вокализировать, щебетать, чмокать, скрипеть, но может и интонировать нечто схожее с речью, но вне коммуникации. Отмечается эхолалия, причем иногда достаточно отчетливое воспроизведение сложных звукосочетаний. Проблема в том, что эти возможности проявляются случайно, не фиксируются и не воспроизводятся снова. Понимание речи других людей таким ребенком могут оцениваться лишь по косвенным признакам, по учету в его поведении вербальной информации. Речь свернутая (телеграфный стиль), с трудностями освоения первого лица. Проблемы развития речи проявляются на ряду с нарушениями развития средств невербальной коммуникации – адекватной жестикуляции, мимики, интонации, которая в данном случае тоже не поддерживает коммуникацию. Характерна особая просодика: необычное звучание и изменение темпа, высоты и силы голоса, монотонные, скандированные или спецефически певучие интонации, шепот при начале эхолаличной речи. Как уже отмечалось, дети удивляют абсолютной грамотностью и могут успешно и с удовольствием изучать иностранные языки, при этом учителя отмечают, что и свой собственный язык они осваивают как иностранный. Для всех детей с аутизмом кто развивает некоторую способность к символической коммуникации - речи, знаку, письму, проблемой является именно ее использование. Лексический запас у детей с расстройствами аутистического спектра ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов. У детей отмечается неустойчивое внимание, недостаточное развитие словесно-логического мышления, трудности формирования и формулирования собственных мыслей, недостаточное развитие связной речи и низкий уровень учебной мотивации.

1.3 Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы

В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с РАС, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

•        принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

•        принцип единства диагностики и коррекции;

•        приоритетности коррекции причинного типа;

•        принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

•        деятельностный принцип коррекции;

•        принцип учёта неравномерности детского развития;

•        принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;

•        принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении речевых нарушений;

•        принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

•        принцип программированного обучения;

•        принцип возрастания сложности;

•        принцип учета объема и степени разнообразия материала;

•        принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

•        принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности.

Специфические подходы:

•        системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;

•        коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;

•        комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;

•        индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с РАС школьного возраста.

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая

деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей; определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.

  •  Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния

речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения. В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения. Диагностический этап включает в себя следующие направления: диагностика речевой функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения.

  • На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация

разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения. Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.

  • Аналитический этап: оценивается результативность занятий

посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются основные направления работы на следующий учебный год.

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной логопедической программы

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Достижение личностных результатов обеспечивается овладением доступными видами деятельности и опытом социального взаимодействия.

 потребности в общении, владения навыками коммуникации и осознание языка как основного средства человеческого общения;

 овладения социально-бытовыми умениями и навыками, используемыми в повседневной жизни: владение речевыми средствами для включения в повседневные бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах деятельности;

 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 развитие осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы.

Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать собеседников, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметными результатами 

коррекционной работы в начальной школе являются: формирование речевой деятельности обучающихся, профилактика вторичных речеязыковых расстройств, развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности, языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи и связной речи. Самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации. Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная).

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления:

•        диагностическое;

•        коррекционно-развивающее;

•        консультативное;

•        информационно-просветительское.

Диагностическая работа: проводится комплексное обследование обучающихся с РАС: изучаются общие сведения о ребенке, социальной ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.

Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:

•        Общая и мелкая моторика

•        Строение и моторика органов артикуляционного аппарата

•        Звукопроизношение

•        Фонематическое восприятие

•        Слоговая структура слова

•        Понимание речи

•        Лексико-грамматический строй речи

•        Связная речь

•        Письменная речь

Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС, проведение индивидуальных коррекционно–развивающих занятий.

Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.

Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения детей с РАС.

        

        2.2. План коррекционной работы с обучающимся с РАС

Основные методы работы:

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, беседа);
  • Практические (развивающие упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря, игры, корректирующие фонематический слух, упражнения, способствующие развитию графо-моторных навыков, игры по развитию мышления, воображения, внимания.

При реализации программы используются различные методы обучения:

  • Практические (упражнение; подражательно-исполнительские);
  • Игровой метод;
  • Наглядные методы;
  • Словесные методы.

Коррекционная работа с детьми с РАС построена по следующим направлениям:

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации и альтернативной коммуникации: установление контакта, увеличение потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, адекватное использование жестов и других способов невербальной коммуникации.

Развитие понимания обращенной речи: развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений; отработка словаря имен существительных и прилагательных, глаголов по темам; формирование фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие понимания прочитанного слова, предложения и текста.

В результате реализации направления учащаяся будет уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии; осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект; варьировать артикуляционные уклады звуков, безошибочно использовать звук во всех видах речи; дифференцировать звуки близкие по способу и месту образования, акустическим признакам; различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст»;

Средства: профили артикуляции звуков, звуковые линейки, разноцветные круги для звукового анализа; ленты звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и т.д., УМК, различные игры и упражнения.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи: развитие коммуникативных способностей и связной речи; уточнение, обогащение и активизация словаря, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; увеличение объёма знаний об окружающем мире.

В результате реализации направления учащаяся будет уметь: правильно использовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); владеть навыками языкового анализа и синтеза; владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов.

Средства: схемы для определения количества слов в предложении; значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями; предметный тематический словарь в картинках, УМК, игры.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор необходимых языковых средств.

В результате реализации направления учащаяся будет уметь: строить собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.

Средства: сюжетные картинки; карточки для установления последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной речи; тексты для пересказов; УМК, игры и упражнения.

Развитие и совершенствование неречевых процессов: совершенствование моторной сферы, пространственно-временных представлений, графо-моторного навыка; развитие социальных навыков; совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков.

В результате реализации направления учащаяся будет уметь: знать направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы; уметь планировать предстоящую деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей деятельности; соблюдать речевой этикет при общении.

Средства: игры, упражнения, УМК, схемы.

Контроль реализации программы:

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября), при необходимости, промежуточной и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). Проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется коррекционная работа на следующий учебный год, разрабатывается индивидуальный маршрут коррекции устной и письменной речи, проводится корректировка программ.

2.3 Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Логопедическое обследование.

4

Установление зрительного контакта и выполнение простых инструкций. Любимые предметы. Активизация слухового внимания

2

Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих действий с речевой инструкцией. Понимание отдельных простых просьб в знакомых ситуациях.

2

Окружающие предметы: узнавание и называние их. Использование простых жестов.

2

Узнавание и показывание картинок по словесной инструкции.

2

Выработка учебного стереотипа.

2

Слова-действия. Показывание действий самостоятельно или по подражанию и на картинке. Отражённые действия. «Сделай, как я», «Сделай так».

2

Узнавание предметов по их назначению. Называет и показывает назначения предметов. Узнай предмет по описанию (выбор из двух-трех)

2

Узнавание окружающих звуков, показывание картинки, характеризующей звук или называние звука. Подражательная речевая деятельность. Слуховое восприятие. «Кто как кричит».

2

 Развитие умения делать выбор: Да/Нет (предпочтение и не предпочтение). Подражательная речевая деятельность. «Громко-тихо».

1

Понимание вопросов Кто Это? Что это? Называние или показывание желаемых предметов.

1

 Развитие умения отвечать на социально значимые вопросы (Как тебя зовут? Сколько лет?)

1

Формы, фигуры, цвета, их узнавание и называние.

1

Части тела. «Что есть у меня». Пространство собственного тела, расположение объектов по отношению к собственному телу.

2

Узнавание и называние комнат в квартире и мест общего пользования (парк, магазин), их функций.

2

Имитирование действий в паре со звуком.

2

Использование коммуникационной системы обмена изображениями. Использование предметных символов. Составление календаря активности.

2

Использование фотографий. Составление фотоальбома про себя. Имена близких людей.

2

Понимание вопросов объясняющие субъект действия: Кто ест? Кто читает? Что лежит? С опорой на жест или демонстрацию действия. Составление визуального расписания с помощью графических символов.

2

Предметные действия. По демонстрации действий. Кто стучит? Кто пришел? Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением (Игра “Теремок”). Развитие мелкой моторики (штриховка, обводка, соединение точек).  

1

Предметные действия. Чем рисую? Что рисую? Одновременное рисование (говорим о кошке и сразу символически изображаем его)

1

Соотнесение объектов и картинок с написанным словом и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

2

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (задания на компьютере). Карточки – опоры с названием времен года, месяцев и дне недели.

2

Упражнения для нижней челюсти. Жевательная гимнастика. Накопление пассивного словаря, слова-предметы (рассматривание предметов, наблюдения за животными).

2

Упражнения на динамическую организацию движений языка. Накопление пассивного словаря, слова-признаки. Сравнение, обобщение и классификация предметов.

2

Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей. Накопление пассивного словаря, слова-действия (наблюдение за деятельностью людей).

2

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ. Рассматривание картин, с пояснениями и рассказом.

2

Буквы и числа узнавание и называние. Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха. Чтение загадок. Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.

2

Заучивание предложений и слов с выраженным ритмическим рисунком. Соотнесение неизвестных слов с уже известными, проговаривание слов детьми в разном контексте.

2

Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета или простого действия). Синонимы.

2

Формирование простого и распространенного предложения. Антонимы.

2

Упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

1

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение прямых и обратных слогов и целыми словами.

2

Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Списывание слов и предложений с печатного образца.

1

Повторное логопедическое обследование. Подведение итогов работы за год.

4

2.4. Планирование работы с педагогами

Содержание работы

Сроки

Приемы педагогической работы по обучению и воспитанию детей с РАС.

Консультирование по требованию педагога

        2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с РАС.

Направления работы

Виды работы

Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения

Беседа,

индивидуальное консультирование

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальное консультирование,

родительские собрания

Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения

Беседа,

индивидуальное консультирование,

посещение учебных занятий родителями,

индивидуальный опрос,

анкетирование.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия:

Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся с РАС в 1 классе соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.

В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с РАС и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

Документация:

- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения).

- Рабочие программы.

- Методические материалы.

- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.

- Журнал обследования устной и письменной речи.

- Журнал движения детей.

- Речевые карты на каждого обучающегося.

- Годовой план работы учителя-логопеда.

- Тетради для письменных работ обучающихся.

- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

Диагностический материал: материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).

Методический раздел: методическая литература, материал из опыта работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по взаимодействию с ППк.

Наглядно-дидактический материал: дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: пособия по развитию связной речи, игрушки, сборники сказок, рассказов для составления пересказов; дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам  (согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов);

альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.

Оборудование: игрушки, пособия для развития дыхания, зеркала по количеству обучающихся, лента звуков и букв.

Мебель: стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, офисные диваны, для проведения консультаций с родителями и педагогами, рабочий стол и стул.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

1. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. «Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы».

2. Богдашина О. «Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма»: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой.

3. Богдашина О. «Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие/под науч. ред. Е.А. Черенёвой.

4. Черенова Е.А. «Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России».

5. Хаустов А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра».

6. Козырева Л.М. «Программно-методические материалы для

логопедических занятий»

7. Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих

детей с использованием инновационных технологий”

8. Нуриева Л.Г. “Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы”

9. Цуканова С.П , Бетц Л.Л. “Я учусь говорить и читать”

10. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. “Сборник упражнений по

исправлению недостатков письма и чтения”

11. Ефименкова Л.М. “Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов”

12. Козырева О.А. «Комплект рабочих тетрадей по русскому языку, чтению и развитию речи».

13. Прищепова И.В. “Речевое развитие младших школьников”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Рабочая программа по учебному предмету родной язык для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, 6 класс

Данная рабочая программа будет полезна педагогам, работающим с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. Она рассчитана на 17 часов (0, 5 часов в неделю, 34 учебные недели) и основана на п...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Логопедического обследования детей с расстройствами аутистического спектра.

Цель:          Цель: сформировать умение подбирать диагностический инструментарий для проведения логопедического обследования детей с расстройствами аутистического с...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...