РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
учебно-методический материал

Курганская Татьяна Александровна

Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, преодоления недостатков в психомоторном развитии, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Поповская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.К. Горбанева

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрено на заседании МСШ

Протокол №1 от 30.08.2018г.

Руководитель МСШ

______________ О. А. Фоменко              

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________ М. В. Нардова

«Утверждаю»

Директор школы

______________ Н. В. Иващенко

Приказ №136 от 01.09.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие»

для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант    )

1 КЛАСС

Программа разработана:

Курганской Татьяной Александровной,

                                                                                                                                                                                    учителем иностранного языка  

                                                                                                                                                                                                  первой квалификационной категории

                                                                                             

                

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ребенок с РАС имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Такие обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т.д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, преодоления недостатков в психомоторном развитии, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

- формирование на основе активизации работы моторных органов и кинетико-кинестетического чувства адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

- коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем целенаправленного воспитания у него восприятия формы, конструкции, положения в пространстве.

- формирование пространственных ориентировок.

- обогащение пассивного словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

- развитие крупной, речевой и мелкой моторики, совершенствование тактильно-двигательной сферы.

- формирование точности и целенаправленности зрительно-моторных движений и действий.

В первом классе фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие». Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Данная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 класса с расстройством аутистического спектра «Сенсорное развитие» рассчитана на 33 часа. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (33 учебные недели). Продолжительность занятий - 20 минут.  Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха и вкуса

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Название раздела

Количество часов

Вводное занятие

2

Исследование психомоторики и сенсорных процессов

3

Восприятие раздражителей различной модальности

3

Реагирование на раздражители различной модальности

3

Повторение воздействия раздражителей

3

Узнавание людей, предметов и ситуаций 

3

Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам

3

Манипулирование предметами        

3

Зрительный контроль

3

Узнавание и понимание функции предметов

3

Итоговая диагностика

3

Итоговое занятие

1

Планируемые результаты

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обучающиеся должны знать:

- правила пользования письменными принадлежностями;

- кинезиологические упражнения.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

- распознавать основные эмоции;

- выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

- составлять предмет из частей.

Восприятие формы, цвета, размера

Обучающиеся должны знать:

- названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;

- названия основных размеров: длина, ширина, высота;

- названия форм предметов;

- цвет - свойство предмета.

Обучающиеся должны уметь:

- выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать и называть основные цвета;

- сравнивать предметы по размерам;

- сравнивают предметы по характеру материала;

- различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

- различать звуки окружающей действительности.

Развитие пространственно-временного восприятия        

Обучающиеся должны знать:

- название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

- отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

- названия дней: вчера, сегодня, завтра;

- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

- названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающиеся должны уметь:

- определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

- ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;

- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

- применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;

- определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;

- выделять части суток и определять порядок дней недели;

- ориентироваться на поле бумаги;

- определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.

- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- составлять предмет из 2-3 частей.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;

- уметь замечать новое развивать, быт любознательным, наблюдательным;

- в предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- уметь обратиться ко взрослому за помощью;

- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год

п/п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

План.

Факт.

1

Вводное занятие

1

2

Исследование психомоторики и сенсорных процессов

1

3

Исследование психомоторики и сенсорных процессов

1

4

Исследование психомоторики и сенсорных процессов

1

5

Игра «Мои игрушки»

1

6

Игра «Повтори движение»

1

7

Игра «В мире запахов»

1

8

Игра «Звуки в природе»

1

9

Игра «Ближе, дальше»

1

10

Игра «Что это?»

1

11

Игра «Жарко-холодно»

1

12

Игра «Наши пальчики»

1

13

Игра «Выбери игрушку»

1

14

Игра «Что изменилось»

1

15

Игра «Что спряталось»

1

16

Игра «Мое и чужое»

1

17

Игра «Твое и мое»

1

18

Игра «Делаем вместе»

1

19

Игра «Кто к нам пришел?»

1

20

Игра «Паровозик»

1

21

Игра «Волшебный мешочек»

1

22

Игра «Что мы делали - покажем»

1

23

Игра «Сделай так»

1

24

Игра «На полянке»

1

25

Игра «Солнечные зайчики»

1

26

Игра «Послушная кукла»

1

27

Игра «Разноцветный ручеек»

1

28

Игра «Я и мои игрушки»

1

29

Игра «Повтори за мной»

1

30

Итоговая диагностика

1

31

Итоговая диагностика

1

32

Итоговая диагностика

1

33

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая к...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

Рабочая программа учебного курса "Ручной труд" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

3,4 классы1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» и "ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" для обучающихся с расстройством аутистического спектра по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (Вариант 8.4)

Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации является одним из важных методов в работе с детьми с РАС. При использовании данной системы, ребенок, испытывающий тяжелые трудности к...