Главные вкладки

    «Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Рыжкова Татьяна Николаевна

    Урок внеклассного чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx18.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение  
    «Средняя школа № 4»
    г. Кимры  Тверской области
    Конспект урока по литературе
    в 7 классе
    «Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»













                              Подготовила
                                                                             учитель русского языка и литературы
                               Рыжкова Т.Н.


    Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе по теме:
    «Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»


    Подготовила учитель русского языка и литературы Рыжкова Т.Н.
    Подготовительный этап: чтение произведения Улицкой
    Познавательная задача урока — развитие умения творческого чтения, формирование способностей учащихся к самостоятельной аналитической работе с информацией любой сложности.
    Воспитательная задача — развитие у детей чувства нравственной и моральной ответственности перед людьми.

    Ход урока
    Цель урока: познакомиться с именем современной писательницы Л. Улицкой , развивать умения творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

    1. Приветствие. Оргмомент.
    2. В программу по литературе в 7 классе включены произведения и на историческую тему, и на патриотическую. Особое место в ней занимают произведения, посвященные теме «детство», проблемам взаимоотношения взрослых и детей. Думаю, подбор такой тематики не случаен, так как в вашем подростковом возрасте процесс формирования характера, поиск образцов для подражания идет очень активно. И предлагаю сегодня повести разговор на такую тему:«Людмила Улицкая «Капустное чудо». Чудо человеческого преображения в рассказе».
    3. Известно ли вам имя автора, выделенное на слайде? Смотри слайд 1.
    4. Давайте познакомимся с кратким сообщением о жизни и творчестве современной писательницы. Смотри слайд 2.
    5. Показ слайдов 1, 2.
    6. Для прозы Улицкой характерно исследование процессов, происходящих во внутреннем мире взрослого человека и ребенка. Под микроскопом писательницы — человеческая жизнь, судьбы людей.
    7. Отметим, ребята: многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце сороковых.

    Подтверждение тому — рассказ «Капустное чудо».

    1. Что может означать название рассказа? Что вы ждете от рассказа с таким названием? Предлагаю перейти к аналитической работе: перед вами рабочий лист, в котором вам необходимо заполнить графу «Мои ожидания». Чтение работ.
    2. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, рядом с чужими людьми. Что вы почувствовали: холод или тепло, свою необходимость или ненужность?
    3. Что же нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность и необходимость друг в друге? Ответы запишите в рабочем листе в графе «Мои ожидания».
    4. Чтение ответов.
    5. Слайд 3. Обобщим сказанное.
    6. Настало время знакомства с рассказом. У вас на столах лежат тексты. Начнем читать произведение. (Чтение рассказа по цепочке до слов «Ольга всхлипывала».)
    7. О том, чем закончится рассказ узнаем позже. А теперь попробуем проанализировать прочитанное.

    - Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой)

    - Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек)

    - Что о них узнаем?

    1. Слайд 4. (сестры)
    2. Есть ли в рассказе подробное описание внешности героинь? (нет, только отдельные детали)
    3. Главное не в описании портрета, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. В этом большую роль играет пейзаж.
    4. Слайд 5 «Пейзаж»
    5. Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. (ответы)

    - В этих коротких описаниях особую смысловую нагрузку имеют отдельные детали-символы.

    1. Слайд 6 «Детали-символы»
    2. Эти символы помогают уяснить внутреннее состояние персонажей. Каково оно? (ответы детей) (сиротство, беззащитность, бесприютность)
    3. И детали-символы в рассказе, и понимание внутреннего состояния девочек позволяют определить один из ключевых мотивов произведения.
    4. Обратимся к выдержкам из словаря.

    Слайд 7 - «Мотив»

    1. Хочу помочь вам в нахождении мотива произведения. Ответьте прежде на мой вопрос.

    - Почему почти всю работу по дому девочки делали сами?

    1. Значит, каков ключевой мотив? (мотив быстрого взросления детей. Это один из ключевых мотивов в художественном мире Улицкой)

    - Что повлияло на взросление девочек? (события войны, потеря близких)

    1. Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастья: потеря денег)
    2. Отложим текст рассказа и попробуем спрогнозировать его финал. В рабочем листе в графе «прогноз» запишите ответ на вопрос: “Чем закончится рассказ?”
    3. В рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в перерастает в развязку . Дочитаем рассказ. (читает учитель)
    4. Слайд 8. «продолжение рассказа»
    5. Чудом стало «бело-голубое» сияние капусты как дара свыше. Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь — капусту.

    Совершается «капустное чудо». Так мы с вами подошли опять к названию рассказа.

    1. Обратим внимание на особенность этого сочетания слов — соединяются 2 несопоставимых понятия.
    2. Предлагаю в рабочем листе в графе «ассоциативный ряд» записать слова «чудо» и «капустный». (удивительный, поразительный, необычный – из капусты) Несопоставимые слова. Такое художественное средство в литературе называется оксюмороном.
    3. Посмотрим на определение этого понятия. Слайд 9 «Оксюморон».

    - Какое же новое смысловое понятие у этого сочетания мы может выделить?

    Вернемся к началу урока.

    - Какие качества помогают сблизить людей?

    1. Слайд 10 «взаимную привязанность»

    - Изменилось ли отношение Игнатьевой к девочкам в финале рассказа?

    - Что поняла баба Таня? (что не сможет без девочек)- Значит, произошло чудо.

    1. Изменился человек в своем отношении к окружающим.

    Итоги урока.

    Герои нашего рассказа не встречаются. В конце рассказа у автора и читателя остается только надежда на чудо человеческой преображения. Это семя есть в каждом человеке, и нужен толчок, чтоб оно пробудилось.

    1. Слайд 11 «произведение»

    Слайд 12 «домашнее задание»

    Домашнее задание.

    Попробуйте в свободное от уроков время обратиться к книге как источнику содержательного проведения досуга.



























    Список литературы:

    1. Улицкая Л. Е. - Энциклопедия — Википедия.

    2. Словарь литературоведческих терминов.

    3. Детство — 49 (рассказы) «Капустное чудо».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"

    Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока -  воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять...

    разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой

    Урок внеклассного чтения  по творчеству  Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...

    Урок по рассказу Л.Улицкой "Бедная счастливая Колыванова"

    Данная работа  может быть полезна учителю-словеснику, работающему в старших классах, поможет провести урок литературы на материале современной (новейшей)литературы. В неё включены сценарный план ...

    Урок литературы в 11 классе "Ответственность за любовь" ( по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары")

    Цель урока: провести  анализ рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», углубить знания учащихся об особенностях болезни Дауна. Сформировать гуманное отношение к людям с синдромом Дауна. З...

    "Капустное чудо"

    Презентация предназначена для учащихся 5 класса при изучений рассказа Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Произведение изучается на уроках внеклассного чтения....