«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Рыжкова Татьяна Николаевна

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  
«Средняя школа № 4»
г. Кимры  Тверской области
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»













                          Подготовила
                                                                         учитель русского языка и литературы
                           Рыжкова Т.Н.


Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе по теме:
«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»»


Подготовила учитель русского языка и литературы Рыжкова Т.Н.
Подготовительный этап: чтение произведения Улицкой
Познавательная задача урока — развитие умения творческого чтения, формирование способностей учащихся к самостоятельной аналитической работе с информацией любой сложности.
Воспитательная задача — развитие у детей чувства нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Ход урока
Цель урока: познакомиться с именем современной писательницы Л. Улицкой , развивать умения творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

  1. Приветствие. Оргмомент.
  2. В программу по литературе в 7 классе включены произведения и на историческую тему, и на патриотическую. Особое место в ней занимают произведения, посвященные теме «детство», проблемам взаимоотношения взрослых и детей. Думаю, подбор такой тематики не случаен, так как в вашем подростковом возрасте процесс формирования характера, поиск образцов для подражания идет очень активно. И предлагаю сегодня повести разговор на такую тему:«Людмила Улицкая «Капустное чудо». Чудо человеческого преображения в рассказе».
  3. Известно ли вам имя автора, выделенное на слайде? Смотри слайд 1.
  4. Давайте познакомимся с кратким сообщением о жизни и творчестве современной писательницы. Смотри слайд 2.
  5. Показ слайдов 1, 2.
  6. Для прозы Улицкой характерно исследование процессов, происходящих во внутреннем мире взрослого человека и ребенка. Под микроскопом писательницы — человеческая жизнь, судьбы людей.
  7. Отметим, ребята: многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце сороковых.

Подтверждение тому — рассказ «Капустное чудо».

  1. Что может означать название рассказа? Что вы ждете от рассказа с таким названием? Предлагаю перейти к аналитической работе: перед вами рабочий лист, в котором вам необходимо заполнить графу «Мои ожидания». Чтение работ.
  2. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, рядом с чужими людьми. Что вы почувствовали: холод или тепло, свою необходимость или ненужность?
  3. Что же нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность и необходимость друг в друге? Ответы запишите в рабочем листе в графе «Мои ожидания».
  4. Чтение ответов.
  5. Слайд 3. Обобщим сказанное.
  6. Настало время знакомства с рассказом. У вас на столах лежат тексты. Начнем читать произведение. (Чтение рассказа по цепочке до слов «Ольга всхлипывала».)
  7. О том, чем закончится рассказ узнаем позже. А теперь попробуем проанализировать прочитанное.

- Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой)

- Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек)

- Что о них узнаем?

  1. Слайд 4. (сестры)
  2. Есть ли в рассказе подробное описание внешности героинь? (нет, только отдельные детали)
  3. Главное не в описании портрета, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. В этом большую роль играет пейзаж.
  4. Слайд 5 «Пейзаж»
  5. Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. (ответы)

- В этих коротких описаниях особую смысловую нагрузку имеют отдельные детали-символы.

  1. Слайд 6 «Детали-символы»
  2. Эти символы помогают уяснить внутреннее состояние персонажей. Каково оно? (ответы детей) (сиротство, беззащитность, бесприютность)
  3. И детали-символы в рассказе, и понимание внутреннего состояния девочек позволяют определить один из ключевых мотивов произведения.
  4. Обратимся к выдержкам из словаря.

Слайд 7 - «Мотив»

  1. Хочу помочь вам в нахождении мотива произведения. Ответьте прежде на мой вопрос.

- Почему почти всю работу по дому девочки делали сами?

  1. Значит, каков ключевой мотив? (мотив быстрого взросления детей. Это один из ключевых мотивов в художественном мире Улицкой)

- Что повлияло на взросление девочек? (события войны, потеря близких)

  1. Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастья: потеря денег)
  2. Отложим текст рассказа и попробуем спрогнозировать его финал. В рабочем листе в графе «прогноз» запишите ответ на вопрос: “Чем закончится рассказ?”
  3. В рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в перерастает в развязку . Дочитаем рассказ. (читает учитель)
  4. Слайд 8. «продолжение рассказа»
  5. Чудом стало «бело-голубое» сияние капусты как дара свыше. Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь — капусту.

Совершается «капустное чудо». Так мы с вами подошли опять к названию рассказа.

  1. Обратим внимание на особенность этого сочетания слов — соединяются 2 несопоставимых понятия.
  2. Предлагаю в рабочем листе в графе «ассоциативный ряд» записать слова «чудо» и «капустный». (удивительный, поразительный, необычный – из капусты) Несопоставимые слова. Такое художественное средство в литературе называется оксюмороном.
  3. Посмотрим на определение этого понятия. Слайд 9 «Оксюморон».

- Какое же новое смысловое понятие у этого сочетания мы может выделить?

Вернемся к началу урока.

- Какие качества помогают сблизить людей?

  1. Слайд 10 «взаимную привязанность»

- Изменилось ли отношение Игнатьевой к девочкам в финале рассказа?

- Что поняла баба Таня? (что не сможет без девочек)- Значит, произошло чудо.

  1. Изменился человек в своем отношении к окружающим.

Итоги урока.

Герои нашего рассказа не встречаются. В конце рассказа у автора и читателя остается только надежда на чудо человеческой преображения. Это семя есть в каждом человеке, и нужен толчок, чтоб оно пробудилось.

  1. Слайд 11 «произведение»

Слайд 12 «домашнее задание»

Домашнее задание.

Попробуйте в свободное от уроков время обратиться к книге как источнику содержательного проведения досуга.



























Список литературы:

1. Улицкая Л. Е. - Энциклопедия — Википедия.

2. Словарь литературоведческих терминов.

3. Детство — 49 (рассказы) «Капустное чудо».