Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая» Преображение Марии.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чикина Елена Николаевна

Урок по литературе в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Преображение Марии.


Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

Цели урока: 

1) через прочтение  художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;

2) заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании;

3) развивать умение делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.

4)развивать активную мыслительную деятельность учащихся.

Содержание урока.

  1. Вступительное слово учителя

На доске эпиграфы.

Люди – это всегда дети своих матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!

М. Горький “Сказки об Италии”.

…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.

В. Закруткин “Матерь человеческая”.

«Матерь Человеческая» Виталия Закруткина - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью  спасти  и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно  нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.

Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Той, кому в годы войны приходилось труднее всего. Она должна была заменить ушедшего мужа, и в то же время продолжать свой труд – труд матери. Неслучайно я взяла для названия темы нашего урока строку из стихотворения Д. Кедрина “Солдатка”: “Есть материнства женская работа…” А дальше есть продолжение: “И есть мужской тяжёлый труд войны”.

Произведений, посвящённых матерям, очень много. Мне особенно понравились высокие слова М. Горького, которые я выбрала в качестве эпиграфа. (Обращение к эпиграфу).

 - Как понимаете эти слова?

В повести перед нами искорёженная мёртвая Земля, Маленькая женщина Мария не хочет жить в опустевшем мире, и именно ей предстоит стать Матерью Человеческой. Повесть написана на основе реальных фактов. В. Закруткин в книге «Страницы о себе»

  1. Сообщение ученика.  «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)

«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного  гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего  живого...

          Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»

         

  1. Слово учителя.

 Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей

любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

Осмысление названия произведения.

Мария берёт на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех них становится матерью. Почему автор назвал своё произведение “Матерь человеческая”, а не “мать”, “мама”? (“Матерь” - слово старославянское, слово высокого стиля). О святых вещах нужно говорить возвышенными совами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отзывался о Матери.

  1. Беседа по вопросам 

Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу рассказать о ней людям…»

О Владычице Царица Небесная!

Ты мне упования и прибежище,

Покров и заступление и помощь.

                           Из молитвы.  

Вопросы  к учащимся.

  • Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?
  • Почему он вспоминает  о ней, глядя на скульптуру Мадонны?
  • Почему автор пишет, что не имеет права забыть «эту женщину»? Почему Мария напомнила ему Богоматерь?

(На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки  есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»
Общее: обе лишись своих детей, жестокая судьба, но и та, и другая нашли в себе силы жить после трагедии, чтобы сохранить память о погибших 

  1. Сообщение ученика…

Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, « что она не одна, что  в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…»  И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом  пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук  Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого  из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то  у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной  ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем,не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам,детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете…А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б  не  умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро  приучили б  тебя к  тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и  девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и  хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…  

             Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой…»).

  1. Эпизод «Описание сельского кладбища» (Выразительное чтение.)

Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые ( вернее память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ… И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.

        Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя , «а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?( Выслушать мнения ребят).

          Кладбище помогает рода ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем, первым хуторянином , просит совета у матери. Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили?

         Помянув своих земляков, ощутив  неразрывную  связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает  то решение, которое подсказывает ей сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила, как будто обращалась к живому: « Ты был первым, и они не посрамили  твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и  те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней…»

          На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле…

  1. Самостоятельный анализ эпизода ( просмотр отрывка фильма «Матерь человеческая» Режиссер: Леонид Головня).

Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.

          1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?

          2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

          3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

« Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…» : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему.

          Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде  чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…»

             Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь…, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивала крыльями».                

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не  ведая, вступила

На путь утешительницы, помощницы, заступницы…

  1. Анализ тем произведения 
  • Какие темы звучат в произведении? (Темы Родины, детства и взросления, мужества, семьи, любви, жизни и смерти, скорби и печали, труда, природы, животных, героизма и подвига, народа, смирения…).
  • Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры.
  • Учащиеся были распределены по группам для анализа тем.

Работа с текстом.

1 вариант.

1) На Марию навалился липкий, холодный страх. “Это Саню убили”, - молнией обожгла её страшная догадка.

2) Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь…

2 вариант.

Земля глухо, утробно гудела. Мария поняла: по дороге вдоль хутора едут немецкие танки. Она видела их однажды, грузные, пышущие жаром громадины с чёрными крестами и чужими, непонятными буквами на боках и башнях.

3 вариант.

Опомнитесь люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!

4 вариант.

В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, ещё чернели оголённые, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре.

  1.  Анализ проблематики произведения.

  • Какие проблемы поднимают эти темы? (Война и дети; война и материнство; война и стремление к добру).
  • Человек ответственен за всё живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти ещё чью- то жизнь.

 



-
Скольким живым существам она стала Матерью?

(овцы, лошади, коровы, 2 собаки, голуби, куры; Вернеру Брахту, семерым детишкам из детдома).

- Какую отдачу взамен своей любви и заботы о них она получила? Закономерно ли это? В какой момент она поняла, что она стала матерью всех?

(Рождение сына в погребе. После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в  разгуле убийств ,жестокости, крови она родила не только сына… но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери защиты и ласки». Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её  преображение в Матерь Человеческую.

- Что помогло Марии выжить, победить злобу, месть, желание умереть?
(Милосердие, материнское чувство ответственности и любви).

  1. Анализ художественных средств.
  • Учитель вместе с учащимися анализирует отрывок из повести. “Она слегка приподнялась, опустила только что рождённого сына…”.
  • С помощью каких приёмов автор создаёт образы и подводит к выводам?


Вывод: не зная толком Богоматери (ей запрещали, как комсомолке, верить в Бога), она последовала её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой. Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто заглушена временем, эпохой,  идеологией, насаждаемой насильно. Но в подсознании героини вера живёт. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины- Матери и гимн материнству. К концу повести героиня,представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости. ( Прочитать от слов:» Она стояла на покатом холме с младенцем на руках…)

10. Итог урока, выводы.
- Символом единения времён и поколений была, есть и будет Мать Бога и человека…

«…засияет над Землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, надежды, вечной нашей любви…»

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие мысли вы возьмёте с собой во взрослую жизнь? Почему?

- С какой молитвой мы обращаемся к иконе Деве Марии, Богородице, Богоматери и почему?
(Культ Матери и материнства на Руси с древнейших времён; поиск помощи и защиты, как ребёнок ищет у своей матери).

( Класс затемняется, включается фонограмма «Ave, Maria» И.-С. Баха-Ш. Гуно в исполнении Анны Герман или Ф. Шуберта в исполнении Р. Лоретти.  

На партах тексты.


Текст на латыни

Áve, María, grátia pléna; Dóminus técum:

benedícta tu in muliéribus, et benedíctus

frúctus véntris túi, Iésus.

Sáncta María, Máter Déi, óra pro nóbis peccatóribus,

nunc et in hóra mórtis nóstrae. Ámen.

Текст на русском

Радуйся, Мария, благодати полная!

Господь с Тобою;

благословенна Ты между женами,

и благословен плод чрева Твоего Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей. Аминь.

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Проект памятника Марии» или «Чем меня тронула повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая"

Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая". Разработка урока состоит из конспекта и презентации....

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...

Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")

Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...

Урок - размышление по повести В. Закруткина "Матерь человеческая".

Урок- размышление по проблеме "Человек на войне". Материал урока может быть использован при подготовке как к сочиенению по литературе в 11 классе, так и при подборке литературных аргументов при выполн...

Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая".11 класс

Презентация к уроку по повести В. Закруткина "Матерь Человеческая". 11 класс...

Урок литературы "Слово о матери" (по отрывку из повести В. Закруткина "Матерь человеческая").8 класс

Цель урока: подвести обучающихся к процессу осознания того, что быть настоящим человеком -значит жить по гуманным принципам (человеколюбие, добро, милосердие, прощение, забота,  вера,  надеж...