Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Моисеева Марина Анатольевна

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Учебный предмет: Литература

Уровень образования школьников: Урок предназначен для 6 класса, уровень класса – средний.

Форма учебной работы: Классно-урочная.

Организация работы: коллективная, групповая.

Люди – это всегда дети своих матерей…

Ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…

Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!                                                               М. Горький “Сказки об Италии”.

Тема урока: В. А.Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с фрагментом повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая»; формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.

Развивающие:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Воспитательные:

Подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить; воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: Урок новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Применяемая технология: Развитие критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал: текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vosslavim_zhenshchinu-mat.ppt2.13 МБ
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто сказал: «Всё сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя»? Кто сказал, что земля умерла? Нет, она затаилась на время. В. Высоцкий

Слайд 3

Виталий Александрович Закруткин(1908 – 1984) В 1969 году написал повесть «Матерь человеческая». О простой женщине-крестьянке, сумевшей выстоять в страшных испытаниях и стать продолжательницей рода и возродить к жизни родную Землю.

Слайд 4

С древнейших времён сложился у челове- чества культ Матери и материнства. Этот культ стал потом основой поклонения Христианской Деве Марии, Богоматери, Царице Небесной. Виталий Закруткин создал словесную икону Женщине –Матери. Не зря он называет свою героиню Марией.

Слайд 5

Из книги В. Закруткина «О себе»: «Я своими глазами увидел всё, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростов- чанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожжённые от начала до конца».

Слайд 6

« Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу… В полдень въеха- ли в чёрные развалины какого-то сожжённого гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Вдруг из-за какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырёх, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Она, придя в себя, рассказала нам всё, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…» В. Закруткин

Слайд 7

«…разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы… Кто же измерит их горе? Кто исчислит все их утраты? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слёзы, за всё, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелёгкой земле?»

Слайд 8

«Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей Надежды, вечной нашей любви…» В. Закруткин

Слайд 9

Образы Богоматери, Мадонны, Матери запечатлены на иконах и полотнах художников. Все живописцы подчёркивают в своих героинях любовь Женщины-Матери к своему ребёнку, младенцу, мудрую сосредоточенность на нём и его жизни. Почти в каждой из них чувствуется затаённая печаль, предчувствие будущего страдания и готовность принять его ради жизни на Земле.

Слайд 10

О Владычице Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров, и заступление, и помощь. «Богоматерь Владимирская» Мать и Христос-младенец, соприкасаясь щеками, являют всему миру взаимную нежность, трогательную заботу друг о друге. В несколько условных чертах лица Богоматери художник передал полную благородства и сдержанности человеческую скорбь Марии, которая провидит будущее Сына – смерть на кресте.

Слайд 11

Наперекор изменчивой судьбе Художники прославили в веках Не девушку с венцом на голове, А женщину с ребёнком на руках. М. Врубель «Мадонна с младенцем»

Слайд 12

Бортоломео Эстебан Мурильо. «Мадонна в облаках»

Слайд 13

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем»

Слайд 15

К.С. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде»

Слайд 16

«Партизанская мадонна». М.А. Савицкий

Слайд 17

М.А. Савицкий. «Мать партизана» Страшно это противопоставление Мадонны без младенца, возникшей как грёза, детской фигурки, и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства.

Слайд 18

Ю.П. Кугач. Летом 1941 (Наши солдаты)

Слайд 19

А.М. Мыльников «Прощание» Я сына родила не для войны! Не для войны букварь ему давала, Тревожилась, Гордилась, Тосковала.

Слайд 20

Боль за сыновей – сильнее мела Выбелит ей косы добела. Если даже сердце очерствело, Дайте маме капельку тепла! Если ваши матери устали, Добрый отдых вы им дать должны… Берегите их от чёрных шалей! Берегите женщин от войны!

Слайд 21

«Восславим Женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, вот что насыщает нас любовью к жизни». М. Горький.



Предварительный просмотр:

Урок по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Учебный предмет: Литература

Уровень образования школьников: Урок предназначен для 6 класса, уровень класса – средний.

Форма учебной работы: Классно-урочная.

Организация работы: коллективная, групповая.

Люди – это всегда дети своих матерей…

Ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…

Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!                                                               М. Горький “Сказки об Италии”.

Тема урока: В. А.Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с фрагментом повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая»; формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.

Развивающие:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Воспитательные:

Подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить; воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: Урок новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Применяемая технология: Развитие критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал: текст.

ХОД УРОКА

Небольшой литературный монтаж читают дети.

1 учащийся:         Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

   2 учащийся:                  Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила,

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

3 учащийся:                   Она поседела в разлуке

За годы великой войны.

Её терпеливые руки

Огнём и трудом крещены.

В те годы пришлось ей не сладко:

Ушла вся семья воевать,

А дома она –

И солдатка,

И наша солдатская мать.

Но беды она выносила,

Не хмуря бровей.

Пахала она и косила

За мужа,

За старшего сына,

За младших своих сыновей.

И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Её материнское слово,

Её сокровенное «жду»!

4 учащийся:          В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь,

В мир приходит женщина, чтоб очаг сберечь,

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть,

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Подвиг женщин-тружениц тыла был равен подвигу воинов на фронте. Мы преклоняемся перед их мужеством.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина – одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы войны. В основе лежат реальные события, военные действия 43 года под Ростовым. Закруткин написал повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

- Как сложилась жизнь героини повести?

(Учащийся рассказывает о нелегком детстве, юности героини повести).В гражданскую войну Марии было семь лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-коммуниста. Когда умерла мать, ей было шестнадцать лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он — шофером, она — дояркой. У них рос сын Вася.

Великая Отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини повести. На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына, сожгли хутор, а все население его (около ста человек) погнали в Германию; и Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...»    

I. На стадии Вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?

- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?

- Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?

Прогнозирование по названию.

- Фрагмент из повести «Матерь человеческая». Как вы думаете, о чём отрывок?

Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.

Сегодня мы будем читать фрагмент из повести В. Закруткина «Матерь человеческая», но читать не как обычно, а с остановками.

II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема “вызов - осмысление - размышление”. Учащиеся получают следующий алгоритм работы:

- чтение текста от “остановки до остановки”;

- вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

- ответ – предположение, его обоснование.

Итак, Читаем текст (работа ведется только индивидуально).

«Матерь человеческая»

Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить…

Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

- Чем можно объяснить такое поведение собаки?

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.

- Как вы думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть?

- Попробуйте передать чувства героини через определения или цветовую палитру.

- Какие цвета будут доминировать?

Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.

Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…

Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…

Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: «Смертию смерть поправ…»

- Какое желание овладело Марией?

- Какова проблема фрагмента повести?

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и…

- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание?

В это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

-Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

- Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле – всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему – не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

- Как будут меняться в связи с этим ощущения героини?

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:

- Ты небось пить хочешь?

Немец закивал головой.

- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.

Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…

Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу.

- Что мне с тобой делать? – качая головой, спросила Мария. – Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?

Вернер Брахт – так звали немца – молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба.

Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи:

- Мама! Мама!

И Мария поняла,

- Как вы думаете, что поняла Мария?

что она – последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…

Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Почему?

Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…

Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…

Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…

- Какова же проблема фрагмента из повести «Матерь человеческая»? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?

Вывод: Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

Подведение итогов урока

Учитель: Какие мысли и чувства вызывает повесть В. Закруткина?

- Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой, достойны всеобщего признания и любви.

- Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям.

- Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах.

III. Стадия Рефлексии – завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.

На стадии рефлексии проводится творческая работа.

 Покажите этот рассказ при помощи цвета. Докажите, почему это так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка "Уроки литературы с привлечением исторического материала"

Особенности интегрированных уроков литературы и истории, формы работы учащихся при подготовке к интегрированному уроку, пример урока литературы в 6 классе с привлечением обширного исторического матери...