Методическая разработка "Уроки литературы с привлечением исторического материала"
методическая разработка (6 класс) на тему

Мидукова Ольга Владимировна

Особенности интегрированных уроков литературы и истории, формы работы учащихся при подготовке к интегрированному уроку, пример урока литературы в 6 классе с привлечением обширного исторического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatury_s_privlecheniem_istoricheskogo_materiala.odt33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки литературы с привлечением исторического материала

Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.  Действительно, интегрированные уроки стали эффективным средством формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук.

Интегрированные уроки обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными уроками. В первую очередь, интегрированный урок – это результат совместного живого творчества учителя и ученика. Роль ученика на интегрированном уроке не воспроизведение и пересказ знаний, а самостоятельный поиск их, но самое главное – это определение индивидуального пути освоения и применения этих знаний. Поэтому одной из особенностей интегрированного урока является длительная подготовка учителя и учеников к такому уроку, а также самостоятельная работа учащихся с дополнительными материалами.

Одним из наиболее ярких примеров такого сочетания дисциплин служат уроки литературы и истории. Цель интегрированного урока – дать учащимся целостную картину изучаемого процесса, достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Исследователь процесса интеграции в обучении Шалова Г.И. утверждает, что суммарное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения. С этой точки зрения особенно интересным для школьников является вопрос исторической личности. К вопросам личности в истории писатели и ученые подходили по-разному. Историки констатируют только факты, не затрагивают глубоко саму личность, ее характер и чувства, эмоции, мотивы поступков. А писателей интересует и внутренний мир, и окружение, и личные переживания событий героями. Такой синтез оказывается очень важным для учащихся.

В целом, при подготовке к этим урокам можно предложить учащимся следующие формы работы:

  1. составление биографической справки об историческом деятеле или событии. С нашей точки зрения, эта работа является обязательной при изучении художественных произведений;
  2. подготовка сообщений об оценке личности представителями разных социальных слоев и сословий, например, Оценка личности Е. Пугачева: позиция Екатерины II и правящего дворянство-помещичьего сословия, отношение народа, отношение Пушкина.
  3. поиск документальных  свидетельств, воспоминаний очевидцев и участников событий;
  4. составление маршрутов исторических действий, например Схема движения войск Пугачева в ходе Крестьянской войны или маршрут наступления Наполеона и движения русской армии в Отечественную войну в 1812 года и т.д.;
  5. поиск фрагментов художественных фильмов, репродукций известных картин, музыкальных произведений, наиболее ярко иллюстрирующих историческое событие,
  6. предварительная работа в группах, например «историки» и «литературоведы», с проведением диспута по предложенной теме;
  7. подготовка электронной презентации,
  8. сравнительный анализ произведений, например А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и С.А. Есенин «Пугачев» и т.д.

Конспект  урока  литературы в  6 классе.

Н.А. Некрасов. Стихотворение « Железная дорога» (1862)

Тип урока:  Изучение нового материала.

Цели:  

Образовательные:  Научить анализировать прочитанное: определять тему и идею произведения; выделять композиционные части; видеть средства художественной выразительности в тексте;  исследовать историческую эпоху, показанную Н.А. Некрасовым в стихотворении «Железная дорога».

Развивающие:  Развивать умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы с художественным произведением.

Воспитательные:  Воспитывать любовь к художественной литературе и чтению, воспитывать  культуру труда.

Методические приемы:  чтение наизусть,  выразительное чтение, слово учителя, подготовленные сообщения учащихся, индивидуальная беседа, работа со словом,  работа по вопросам,  анализ стихотворения, эвристическая беседа.

Средства обучения:  портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, презентация, репродукции.

Структура урока:

1 этап -  организационный (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания)

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (актуализация ранее полученных знаний, постановка учебной цели).

3 этап - обучающий (организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения).

4 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап. Оргмомент.

2 этап. Объявление темы и  цели урока. Сегодня мы обратимся к творчеству выдающегося русского поэта Николая Алексеевича Некрасова и познакомимся с его замечательным стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году (Слайд 1). Цель нашего урока - проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Подготовка к усвоению знаний.

Слово учителя: Изучая творчество Н.А.Некрасова в начальных классах, в 5 классе, вы познакомились уже  с многими произведениями поэта. Какие из них вы можете назвать? (Это стихотворения:  «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», «Несжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др.) Может быть, вы вспомните строчки из этих произведений?

Какова основная тематика произведений Некрасова? Сообщение учащегося.

Николай Алексеевич Некрасов вырос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков - наёмные рабочие в России, которые, идя по берегу, тянули при помощи бечевы речное судно против течения.

Отец будущего поэта был жестоким помещиком-крепостником.  Он запрещал сыну бывать в убогих крестьянских избах, играть  с крестьянскими детьми. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Поэтому нелегкую  жизнь крестьян, их труд он знал очень хорошо. Это и помогло в дальнейшем поэту в изображении нелегкой крестьянской доли.

Летом 1838 года Некрасов, не окончив курса гимназии, против воли отца переехал в Петербург, горя желанием стать литератором. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа. Сильная воля и постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов.

Слово учителя: Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году. А эпиграфом к нашему уроку станут замечательные слова самого Некрасова о русском народе (Слайд 2)

Интервью: Но вначале я бы хотела взять у вас интервью: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Учащиеся делятся впечатлениями).

3 этап. Обучающий. Работа по содержанию текста.

Работа со словом

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение  «Железная дорога»? (С эпиграфа)

- Что такое эпиграф? Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Посмотрите на эпиграф Некрасова. - Чем он необычен? - Что обычно в качестве эпиграфа? - А что у нас? Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне. Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является откликом на разговор в вагоне. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр — «граф Петр Андреич Клейнмихель».

- Итак, в эпиграфе поставлен вопрос: Кто строил дорогу? Ответ: Граф Петр Андреевич Клейнмихель. Наша поэтическая задача сегодня – проверка справедливости мнения, обозначенного в эпиграфе. (Слайд 3).

Историческая справка (Слайд 4).  Подготовленное сообщение учащегося.

В 1837 году по указу императора Николая I было начато строительство первой железной дороги, которая соединила Петербург и Царское Село. ЕЕ протяженность составила всего 27,5 километров. Это была первая железная дорога, а уже в 1842 году началось строительство дороги между Петербургом и Москвой. Начальником строительства был назначен граф П.А. Клейнмихель.

По воспоминаниям современников, граф отличался жестокостью и бесчеловечным обращением с крестьянами.

-Как построено стихотворение? - Сколько частей выделяет автор? (4)

-Внимательно прослушаем 1часть. ( чтение 1части наизусть) Спасибо. Оценка.

- Что представляет собой 1 часть? Это пейзаж, изображение осенней природы. (Слайд 5)

-Каким настроением он проникнут? Настроением бодрости, ясности, покоя.

-Какова лексика 1-й части? Лексика создает радостное настроение.

- С  помощью  каких художественно-изобразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени? - Какие средства вы знаете? Давайте найдем их в тексте. Эпитеты – усталые силы, студеная речка, морозные ночи, ясные, тихие дни. Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный, безобразье в природе. Олицетворение - воздух бодрит. Сравнение-  лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель; листья, как ковер. Повтор - славная осень! Инверсия – на речке студеной; Лечу я; по рельсам чугунным.

-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы? -Какой можно сделать вывод? - Что хочет сказать нам поэт? Он любит свою Родину- Русь. Это человек творец, который открывает прекрасное в самом  обыденном (Слайд 5).

Вывод: Так, еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе. (Чтение 2-ой части) - Что можно сказать о построении 2 части? - С чего начинает автор? Возражая генералу, поэт просит разрешения показать Ване правду. Показать,  а не рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.

— Почему автор называет голод царем? В чем проявляется власть этого царя?

      Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей:

Водит он армии; в море судами

 Правит; в артели сгоняет людей,

 Ходит за плугом, стоит за плечами

 Каменотесцев, ткачей.

С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т.е. заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое.

 Перечитаем строки:

Многие — в страшной борьбе,

 К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

 Гроб обрели здесь себе.

- Какой художественный прием использован в этом отрывке? Антитеза.

- Какую картину рисует автор далее? Автор создает фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

 С вечно согнутой спиной.

 Жили в землянках, боролися с голодом,

 Мерзли и мокли, болели цингой.

 Грабили нас грамотеи-десятники,

 Секло начальство, давила нужда...»

Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т.е. «плоды пожинать». Она вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду.

Прочитаем обращение автора к Ване:

Не ужасайся их пения дикого!

 С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,

 С разных концов государства великого —

 Это все братья твои — мужики!

-К какому выводу подводит нас поэт? - Кто истинный строитель дороги? Простой  народ- труженик. Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а  простой русский народ.

Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика уважать.

Подготовленное сообщение 1-го учащегося (Слайд 6)

- Обратим внимание на репродукцию картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) и иллюстрацию к стихотворению И. Глазунова «Железная дорога» (1970). Как эти картины помогают понять особенности труда железнодорожных рабочих?

Художник выбрал в герои рабочих, показал их каторжный труд. Вот везет тяжело груженную тачку рабочий с белым платком на голове. Его могучие руки, широкие плечи, уверенные движения выдают огромную силу. Видно, он и душою крепок, никакой труд не сломит его, не согнет. За ним привычно толкает тачку угрюмый усач с нависшими на лоб волосами - он погружен в свои невеселые мысли. Третьим идет юноша, почти мальчик: он очень устал, у него уже нет сил сжимать рукояти тачки. К рукоятям привязана лямка - рабочие перекидывают ее через плечи, чтобы, обессилев, не выпустить тачку из рук. Лямка глубоко врезалась в худые плечи мальчика. Вдали на пригорке стоит надсмотрщик в картузе, поддевке и красной рубахе навыпуск. В руке у него палка. Он готов обругать, а то и ударить каждого, кто на минуту замешкается, остановится, распрямит спину.

Перед вами иллюстрация художника «Железная дорога»

Вы знаете, что Глазунов - иллюстратор русской классики. Главным объектом его изображения является родной народ, его духовный мир. Человеческое лицо главное для Ильи Глазунова.

Вглядитесь в лица изображённых людей. Какие внутренние чувства, эмоции отражаются на них? (На лицах людей усталость, измученность, безнадежность)

Подготовленное сообщение 2-го учащегося (Слайд 7)

Нами были найдены документальные свидетельства нечеловеческих условий, в которых работали русские мужики на строительстве первой железной дороги — воспоминания инженера А. Панаева:

«На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую, каторжную работу в среднем около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода.
 
 Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения».

Слово учителя

- Читаем 3 часть. - Что мы слышим здесь? Свисток паровоза развеивает сон Вани, и мы слышим мнение генерала. Для него народ - варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков.

- 4 часть.  Окончание работ. « Светлая сторона» жизни.

- Каков заработок? Окончание работ: Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у канторы… Ничего, еще должны остались.

- Как ведут себя мужики? Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил  и ….. закричали ура!

  • Каково авторское отношение к  изображаемому? Вот вам и  «светлая сторона»  жизни. Остается безрадостное, тягостное впечатление.

Подготовленное сообщение учащихся (Слайды 8-12)

В ходе подготовки к уроку мы решили найти фотосвидетельства со строительства проводившейся в конце 19 — начале 20 века Транссибирской железнодорожной магистрали, чтобы получить представление об условиях, в которых осуществлялось строительство.  Найденные нами фотографии подтверждают гипотезу о том, что строительство железных дорог в России в 19 веке являлись результатом тяжелого физического труда множества простых русских людей-тружеников.

4 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания

Слово учителя

- Подведем итог: О чем стихотворение? О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе.

- Определим главную тему произведения (Самостоятельно) Тема родины и судьбы народа- труженика.

-Что хотел автор сказать этим произведением? Что  мы пытались  выяснить на протяжении урока? Автор пытается разрешить: Кто истинный строитель дороги?

-Какая основная идея стихотворения? Идея: Истинный строитель дороги - народ- труженик.

Закончить урок хотелось бы словами К.И. Чуковского: «Железная дорога Н. А. Некрасова явилась…гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы.
«Железная дорога» есть первая по времени поэма о творческом народном труде» (
Слайд 13)

Домашнее задание: Ответьте письменно на вопрос: Почему стихотворение посвящено детям? С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе» (Слайд 14).


Список использованной литературы:

  1. Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения [Электронный ресурс]// http://iknigi.net/avtor-elena-reznikova/50288-osnovy-integrirovannogo-obucheniya-elena-reznikova/read/page-6.html
  2. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
  3. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. – Л.: РГПУ, 1989.- 94 с.
  4. Шалова Г.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.

Список использованных источников:

  1. Учебник: Литература: 6 класс. Учебник-хрестома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Интегрированный урок на тему: «Практикум по подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку (с привлечением исторического материала об Александре Невском)»

Данный урок представляет собой подготовку при сдаче основного государственного экзамена  в 9 классе.Рассчитан на 2 часа....

Досуговые мероприятия с привлечением математического материала

Ниже представлен конспек досугового мероприятия по математике для 5-7 классов. КВН "Занимательная математика"...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Методические рекомендации для проведения занятий по литературе с привлечением произведений лагерной тематики в школах при ИУ

Желание провести урок, посвящённый лагерной лирике, в условиях школы при исправительном учреждении совершенно естественно. Привлекает здесь, в первую очередь, сильное мотивационное начало. Учащимся-ос...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...