Главные вкладки

    Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая". Разработка урока состоит из конспекта и презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preobrazhenie_marii.doc59 КБ
    Office presentation icon preobrazhenie_marii-1.ppt1.44 МБ

    Предварительный просмотр:

                                  Преображение Марии.


    Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

    Цели урока: 

    1) через прочтение  художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;

    2) заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании;

    3) развивать умение делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.

    Содержание урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    «Матерь Человеческая» Виталия Закруткина - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью  спасти  и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно  нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.

     

    2. Музыкальное вступление.

    «Песня о Земле» В.Высоцкого. Она перенесёт вас в то суровое время, когда происходит действие повести, вызовет раздумья: «Почему урок, посвящённый повести Закруткина, начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?»

    3. Обобщение ученика.

    В песне Высоцкого перед нами измученная, искореженная, мертвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому  что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа»…

        И в  повести мы видим страшную картину опустошения и разрушения. Кажется, это конец мира, который избежала только маленькая женщина Мария, которой предстоит стать Матерью Человеческой.                    

         

    4.  «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)

    «Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного  гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего  живого...

              Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»

               Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей

    любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю .

    5. Слово учителя.

    Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу рассказать о ней людям…»

    О Владычице Царица Небесная!

    Ты мне упования и прибежище,

    Покров и заступление и помощь.

                               Из молитвы.  

    Материнства не взять у Земли,

    Не отнять, как не вычерпать море.

     

                              В. Высоцкий.    

    Вопросы  к учащимся.

    1) Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?

    2) Почему он вспоминает  о ней , глядя на скульптуру Мадонны?

    6. Обобщение.  

    Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине -  простой русской крестьянке, которой тоже выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей , преданных мученической казни. Но горе русской крестьянки кажется Закруткину  масштабнее и неизбывнее горя Пречистой. В Матери Иисуса Христа люди видели «теплую заступницу мира холодного» (М.Ю. Лермонтов),молитвенницу перед Богом за нас, грешных. Поэтому именно у Нее миллионы людей ищут помощи и защиты (как ищет их ребенок у своей матери), преклоняют колена перед Ее чудотворными иконами.  Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто заглушена временем, эпохой,  идеологией, насаждаемой насильно. Но в подсознании героини вера живёт. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины- Матери и гимн материнству. К концу повести героиня,представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости. ( Прочитать от слов:» Она стояла на покатом холме с младенцем на руках…)

    7. Работа с репродукциями.

    Взгляните и подумайте…

    -Какие из этих репродукций вы могли бы соотнести с повестью и с её главной героиней? Почему?

    -Какая вам кажется наиболее созвучной повести по смыслу? Почему?

    (Выслушать варианты ответов учащихся , а затем сообщение ученика)

    8. Сообщение  ученика.

    Обе картины соотносимы с произведением Закруткина. Но самой созвучной повести картиной можно назвать « Мать партизана»(1972г.)

              Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна, красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй чёрных виселиц.

               Страшно это противопоставление Мадонны без младенца, возникшей, как грёза, детской фигурки и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства.

    9. Слово учителя.

    На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова ,односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки  есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»

    10. Поразмышляем над прочитанным.

    -Почему Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить?

    11.Сообщение ученика…

    Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, « что она не одна, что  в ней теплится иная , пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…»  И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом  пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук  Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого  из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плачь. «Пальцы-то  у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной  ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем,не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам,детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете…А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б  не  умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро  приучили б  тебя к  тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и  девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и  хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…  

                 Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой…

    12. Эпизод «Описание сельского кладбища» (Слово учителя. Выразительное чтение.)

    Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые ( вернее память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ… И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.

            Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя, « а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?( Выслушать мнения ребят).

              Кладбище помогает рода ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем , первым хуторянином , просит совета у матери. Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили?

             Помянув своих земляков, ощутив  неразрывную  связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает  то решение, которое подсказывает ей сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся, промолвила, как будто обращалась к живому: « Ты был первым, и они не посрамили  твою память, и те, кто лежит тут с тобой , и  те, кого казнили и угнали злые враги. Негожи и мне быть последней…»

              На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле…

    13.Самостоятельный анализ эпизода.

    Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.

              1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?

              2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

              3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

    14.Обобщение…

    « Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…» : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему.

              Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде  чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…»

                 Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь… напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и , надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивая крыльями».

                     

    Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не  ведая, вступила

    На путь утешительницы, помощницы, заступницы…

    15.Знаешь ли ты…

    1. Нельзя нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если Человеком овладевает желание отомстить.
    2. Всё больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманитарными принципами, приходят к выводу, что в ситуациях вооружённых конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия.
    3. Как ты думаешь, действительно ли месть во время войны особенно опасна? Почему?

    16.Поразмышляем над прочитанным…

    1. Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства.
    2. Когда она начинает ощущать себя матерью всех?
    3. Что же помогло ей выжить?

    17. Обобщение учителя.

    Мария испытывает острое чувство материнства, когда она нашла голодных, измученных детей в копне сена, а потом, когда они впервые назвали её мамой

    После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось,что в свисте пуль и грохоте снарядов, в  разгуле убийств,жестокости,крови она родила не только сына… но содрагаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери защиты и ласки».Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её  преображение в Матерь Человеческую.

    Помогло выжить Марии материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала  Её  примеру , став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.          

    18..«…Пусть поколения знают…»

    ( Класс затемняется, включается фонограмма «Ave, Maria» И.-С. Баха-Ш. Гуно в исполнении Анны Герман или Ф. Шуберта в исполнении Р. Лоретти.

     

    19.  Демонстрация слайдов.  Домашнее задание.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

    же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

    Конспект урока по литературе в 11 классе по теме "Мечта и реальность в рассказе "Огонь и пыль"

     Материал представляет собой конспект урока, посвященный изучению творчества Т.Толстой. Рассказ небольшой по объему, но в нём дана оценка современной жизни, человека. Предусмотрена группов...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

    Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....

    Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....