Главные вкладки

    Открытый урок по литературе в 10классе по повести В. Закруткина "Матерь человеческая"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Манакова Ирина Анатольевна

    Технологическая карта урока по теме "Женщина - мать в произведениях о Великой Отечественной войне" (на примере повести В. А. Закруткина "Матерь человеческая". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.docx397.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ СОШ с. Аджим

    Малмыжского района Кировской области

    Урок литературы в 10 классе

    28. 11. 2014 г.

    Технологическая карта урока  «Образ матери в художественной литературе»

    Женщина – мать в произведениях о Великой Отечественной войне.

    (на примере повести  В.А. Закруткина «Матерь человеческая»).

    1. Манакова Ирина Анатольевна – учитель русского языка и литературы.
    2. Класс:  10.       Дата:  28.11. 2014.            Предмет: литература.
    3. Тема урока: «Образ матери в художественной литературе»: Женщина – мать в произведениях о Великой Отечественной войне (на примере повести  В.А. Закруткина «Матерь человеческая»).
    4. Урок внеклассного чтения
    5. Цели урока:

    Дидактическая: восприятие, осмысление и первичное закрепление учебной информации по теме «Образ матери в художественной литературе»

    Образовательная:  познакомить с краткой биографией писателя, исторической основой создания произведения, раскрыть понятие «мать» и её образы, представленные в повести, через чтение и анализ эпизодов открыть знание всего текста повести Закруткина, пробуждать у учащихся желание читать.

    Развивающая: формировать у учащихся навыки анализа художественного текста, развивать речь учащихся, владеть монологической речью; развивать активную мыслительную деятельность, умение пересказывать, навыки выразительного чтения.

    Воспитывающая: способствовать воспитанию эмоционально чутких людей:

    - подвести учащихся к пониманию, что мать - самое святое для человека, первоначало жизни на Земле, основа счастья, добра, любви;

    - раскрыть учащимся духовную красоту и величие, силу духа русской женщины, человечность, милосердие, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны, великий подвиг материнства.

    - помочь увидеть доброту главной героини повести, её трудолюбие, щедрость души, вызвать сопереживание за судьбы людей, на плечи которых легла основная тяжесть войны;

    - воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.

    - вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые несёт с собою война.

    1. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
    2. Вид урока: урок - размышление.
    3. Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, пересказ, выразительное чтение.
    4. Оборудование урока: тексты, презентация, попурри из песен о маме, таблицы.
    5. Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
    6. Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый.

     Эпиграф:

    Прославим женщину - Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!

    Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!                                                            

                                                                                                                  М. Горький.

     

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1.Организа-

    ционный момент

    Проверяет готовность класса к уроку

    Проверяют готовность  к уроку

    2. Целеполага-

    ние, мотивация

    Предлагает послушать притчу, ответить на вопрос, сформулировать  тему и цели урока, записать тему урока.

    Отвечают на вопрос, формулируют цели урока, записывают тему урока.

    3.Актуализа-

    ция

    Предлагает ответить на вопрос:

    Что вы знаете об участии женщин в В.О.войне? Предлагает послушать стихотворение М. Исаковского «Русской женщине», краткий рассказ о писателе, об истории написания произведения.

    Отвечают на вопрос, слушают.

    4. Первичное усвоение знаний

    Обсуждение 1 эпизода – беседа.

    Предлагает по ходу урока заполнить таблицы. Организует работу с текстом повести.

    Задаёт вопросы: Какие чувства вы испытали, когда прочитали повесть «Матерь человеческая»? С каких слов начинается повесть? Зачитайте. Почему автор говорит, что не имеет права забывать эту женщину? Почему он вспоминает о ней именно тогда, когда глядит на скульптуру Мадонны? Почему он их сравнивает?

     Предлагает послушать историю Иисуса Христа  и отрывок из поэмы А. Ахматовой «Реквием». Предлагает ответить на вопросы:  Что пережила Мария? Вспомните эпизод, где главная героиня обращается к Богу, что она просит у Бога? Почему Мария возродилась к жизни? Какая картина предстаёт перед Марией? Выделите детали из текста. Какой цвет подчёркивает В.А. Закруткин? 

    Работают с текстом произведения. Отвечают на вопросы.

    Сравнивают образы Мадонны и Марии, выделяют общие черты.

    Слушают

    Отвечают на вопросы, пересказывают сжато.

    Выделяют из текста детали разорённой земли.

    5. Осознание и осмысление знаний

    Организует работу с текстом: 1 группа – работа с эпизодом «Мария и Вернер Брахт». Предлагает кратко пересказать встречу с немцем - мальчишкой. Ответить на вопросы:  Какое чувство испытала Мария, когда впервые увидела раненого немца-мальчишку? Перескажите. Почему Мария не убила врага? Как автор передаёт внутренне состояние Марии? Какие черты характера Марии проявляются в этом эпизоде? Что вы можете сказать об этой птице? Что символизирует голубь? А для Марии кто слились воедино в образе умирающего немецкого мальчика? Сделайте вывод: Кем становится Мария для Вернера Брахта?  

    2 группа  - эпизоды, связанные с погребением мёртвых

    Найдите эпизоды, связанные с погребением мёртвых. С какими словами провожает Мария каждого? Зачитать выразительно некоторые из них. Что напоминают эти слова?

    Какой образ матери мы видим в данных эпизодах? Какие черты характера Марии проявляются в этом эпизоде?

    3 группа  - эпизод «Внутренний диалог Марии и посещение кладбища»

     Какое событие предшествовало посещению кладбища? Перескажите кратко этот диалог. Как вы думаете, почему именно на кладбище идёт Мария в поисках ответа? Почему она вспоминает там  Радуницу - день поминовения усопших? Как вы думаете, нашла ли Мария ответы на мучившие её вопросы? Почему вы так решили?

    Какой образ  матери вырастает перед нами? Какие черты характера Марии проявляются в этом эпизоде? Какой образ матери мы видим в самоотверженном труде Марии?

     4 группа - эпизод «Дети».

    Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства?

    Расскажите кратко этот эпизод.  Как она называет детей?  В какой момент дети стали называть её мамой? Какой образ матери вы видите в этом эпизоде? Какие черты характера Марии проявляются в этом эпизоде? Когда же Мария начинает ощущать себя матерью всех? Что Мария ощутила после рождения? Какой образ матери мы видим в Марии этот момент?

    Обсуждают, отвечают, пересказывают, извлекают из текстов необходимую информацию, выделяют главные черты характера героини, делают выводы, строят монологическое высказывание

    Обсуждают, отвечают, выразительно зачитывают, извлекают из текстов необходимую информацию, выделяют главные черты характера героини, делают выводы, строят монологическое высказывание.

    Обсуждают, отвечают, пересказывают, извлекают из текстов необходимую информацию, выделяют главные черты характера героини, делают выводы, строят монологическое высказывание

    Обсуждают, отвечают, пересказывают, извлекают из текстов необходимую информацию, выделяют главные черты характера героини, делают выводы, строят монологическое высказывание

    6. Первичное закрепление знаний

    Какие образы матери вы выделили в повести "Матерь человеческая"

    Работа с таблицей, выводы. 

    Образы матери в эпизоде

    Мария и Вернер Брахт

    Погребение мёртвых

    Внутренний диалог и посещение кладбища

    Труд Марии

    Дети

    Вы все будете жить

    Прямое значение

    Матерь человеческая

    Что становится символом жизни в повести?

    Предлагает ответить на вопрос:  Как заканчивается повесть? Почему командир полка преклонил колени перед Марией?

    Заполнить таблицу, сравнить с товарищем, сделать выводы.

    • Составляют  в парах  таблицу (общие черты)

    Мария

    Мария

    Мать Иисуса

    Простая русская женщина

    Матерь человеческая

    Почему повесть называется "Матерь человеческая"?

    Работа с эпиграфом. Какие слова можно особо выделить?

    Предлагает послушать отрывок из поэмы Расула Гамзатова.

    Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, сравнивают друг с другом, оценивают себя и действия партнёра, формулируют и аргументируют своё мнение.

    Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, сравнивают друг с другом, оценивают себя и действия партнёра, формулируют и аргументируют своё мнение.

    Выразительно читают, отвечают на вопросы, делают вывод.

    7. Домашнее задание

    Дает домашнее задание, комментирует Написать сочинение на одну из тем на выбор:

     а) "Гимн материнству"

     б) «Есть женщины в русских селеньях»

    Записывают д/з

    8. Рефлексия

    Организует рефлексию. Продолжите незаконченные предложения: «Самым интересным для меня было…»; «Меня удивило…»; «Теперь я знаю…»; «Я ещё хотел бы узнать…»

    Подписывают поздравительную открытку для мам под музыку.

    Проводят самооценку, высказывают и аргументируют своё мнение, делятся впечатлениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературе "Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина " Капитанская дочка".

    Отбор, обобщение, систематизация материала, сопоставление пейзажных сцен из трех произведений, загадка. глубина и обаяние личности Пугачева, символический образ метели в русской литературе....

    Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

    Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

    Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

    Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

    Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

    План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

            План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...