Приемы создания комического - урок внеклассного чтения 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Петряшина Елена Сергеевна

Представлена технологическая карта урока внеклассного чтения в 6 классе на тему "Приемы создания комического".

Данная разработка будет уместна при проведении уроков литературы в 6 классе при изучении темы "комическое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_sozdaniya_komicheskogo_tk.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урок внеклассного чтения. ФГОС. 6 класс

Технологическая карта

Предмет: литература

Класс: 6

Тип урока: урок-исследование

УМК: программа В.Я. Коровиной и др. (М. : Просвещение, 2013)

Тема

Приемы создания комического в рассказах А. Гиваргизова

Цель

Анализ рассказов А.Гиваргизова «Педсовет», «Памятник кошке»

Задачи

обучающие – формировать умения анализа эпического произведения, понимание приёмов создания комического, закрепить значение ряда терминов

развивающие – стимулировать у учащихся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно

воспитательные – формировать у учащихся понятия о чувстве  собственного достоинства, принципиальности, порядочности

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения

Основные понятия

Биография, прием, комическое, юмор

Ресурсы

Основные: Литература 6 класс: Учбеник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] / М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

Тексты рассказов «Педсовет», «Памятник кошке» А.Гиваргизова.

Дополнительные:

http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk

Сайт А. Гиваргизова.

Википедия.

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

  1. 2. Актуализация знаний.
  2. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что такое юмор? Смех? комическое? Какие приемы создания комического использует А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»?

Обучающиеся дают определение понятие комического, приводят примеры комического из произведений, изученных ранее.

Работа с копилкой.

Работа с электронным вариантом «Голубой книги» находят приемы создания комического в рассказе А.Чехова (http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk)

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями

Формирование аналитического мышления, умения обосновать свою точку зрения, целеполагание, умение ставить учебную цель и задачи.

  1. 3. Постановка учебной задачи.
  2. Цель: формулирование темы урока

Постановка проблемы: мы научились определять комическое в тексте А.П. Чехова начала 20 века, как в текстах современного детского писателя проявляется прием комического?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Обучающиеся заполняют первые вопросы анкеты (образец см. в Приложении 4), рассуждают о том, что такое смешное, юмористическое в современном понимании, отличается ли современное понимание комического от понимания его в 19-20 вв.?

После чего обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Работа с анкетой.

Владение навыками устного аргументированного высказывания

Способность ставить цели и задачи

  1. 4. Открытие учащимися новых знаний.
  2. Цель: познакомить с биографией А. Гиваргизова, проследить приемы комического в его рассказах

Учитель предлагает обучающимся разбиться на группы и дает задание каждой из групп: после прочтения текста, пользуясь общей схемой, составляют вопросы к тексту различных  типов:

1 группа: Вопросы: кто сделал? Что сделал? Где происходило? При каких обстоятельствах? Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

2 группа: вопросы о причинах и следствиях: почему?зачем? что из этого получилось? Вопросы – предположения о возможных вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение: что бы изменилось бы, если бы…

3 группа: опросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувств испытывает герой в такой-то момент, в такой-то ситуации?

Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц: правильно ли поступил …? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?

4 группа: Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам …? Понравилось ли вам …?

Вопросы, требующие постановки себя на место героя художественного произведения: как бы вы поступили на месте …?

Составление обучающимися различных видов вопросов к текстам А.Гиваргизова

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстами А. Гиваргизова.

Работа с выдержками из инструкций по составлению вопросов.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение

Определение основной и второстепенной информации для каждого конкретного вопроса. Выдвижение гипотез и их доказательство. Выбор основания для вопроса.

  1. 5. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности.
  2. Цель: закрепить полученные знания

Работа в парах сильный-слабый. Учитель предлагает задание «Слова-ключики»: подчеркнуть ключевые слова, фразы или предложения, которые вызывают смех в каждом из рассказов, объяснить свой выбор, обосновать, с помощью какого приема автор создает смешное в каждом из выделенных предложений.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, копилке и т.п. (Слабый отвечает, сильный ученик добавляет и комментирует, отвечает на вопросы учеников и учителя)

Навыки отображения учебного материала, выделения существенного, формирование обобщенных знаний. Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  1. 6. Включение новых знаний в систему знаний.
  2. Цель: включение нового знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся создать алгоритм: «Как находить комическое в текстах А. Гиваргизова?»

Оформляют алгоритм в виде блок-схем с последующим прочтением их вслух (демонстрацией) и обсуждением нескольких работ.

Самостоятельная творческая работа

Создание алгоритма, его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

  1. 7. Рефлексия.
  2. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Рефлексия ученическая и учительская

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты.

«Сегодня на уроке я…»:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие вопросы возникли в конце урока?

Формирование навыков рефлексии

  1. 8. Д.З.

Задание 1 уровня:

Ответить на вопрос: Почему рассказ «Педсовет», «Памятник кошке» можно назвать смешными?

Задание 2 уровня:

Выбрать любой рассказ А. Гиваргизова и проанализировать средства создания комического.

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, задание какого уровня они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы создания комического в художественном произведении.

«Мир уцелел, потому что смеялся».Приемы создания комического в художественном произведении. Цель урока:овладение знаниями о приемах создания комического в литературном произведении.Задачи:1)...

Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"

       Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»

Конспект урока  литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...