Рабочая программа по литературе для 8 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС ООО
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Баринова Светлана Викторовна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Разделы программы: "Пояснительная записка", "Общая характеристика учебного предмета", "Место курса «Литература» в учебном плане", "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса", "Содержание учебного предмета", "Планируемые результаты изучения учебного предмета", "Тематическое планирование", "Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса", "Календарно-тематическое планирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.8_-_kopiya.docx80.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования  Киреевский район

     СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

     Заместитель директора по УВР                          Директор МКОУ «Бородинская СОШ»

     _________________  Р.Р. Кисямова                     ______________________    Е.Г. Глебова

     «____» ___________________ 2015г.                    «____» _______________________ 2015г.

Рабочая программа

   Предмет: литература

   Класс: 8

   Годовое количество часов: 70

   Ф.И.О. учителя: Баринова Светлана Викторовна

   Учебный год: 2015 - 2016

«Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла,

протокол № ___ от                   «____» ___________________ 2015г.

п. Бородинский

2015

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Пояснительная записка

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

 Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В 7 классе доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя. Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть. Кроме характеристики одного художественного произведения, вводятся элементы сопоставительного анализа. Производится усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Происходит знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.

Место курса «Литература» в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;уважительного отношения к русской литературе;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

  • устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • самостоятельномопределении цели своего обучения, постановке и формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельномпланировании пути достижения целей, в том числе альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации,  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • уменииопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • уменииорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • уменииосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью;
  • владении основами самоконтроля, самооценки, принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формировании и развитии компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;
  • формировании и развитии экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознании значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимании литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;
  • овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.        

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

 1) в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы  XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Введение. Художественная  литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс

Из устного народного творчества. Исторические песни. Периоды создания русских исторических песен. Темы и герои. XVI век. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне «Иван Грозный молится по сыне». Песни-плачи. XVII век. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета». Средства выразительности в исторической песне. Параллелизм. Постоянные эпитеты. Песни о Степани Разине  и солдатские песни XVII - XVIII веков. («Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск») Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Из древнерусской литературы. Тематическое и жанровое многообразие произведений древнерусской литературы. Агиография. «Житие Сергия Радонежского». Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. Зайцева.

Слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод. Тема добра и зла в «Слове о погибели Русской земли».

Глубина нравственных представлений о человеке в «Житии Александра Невского». Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. Державин – поэт и государственный деятель. Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. Новаторство Г.Р. Державина. Ода «Вельможа».

Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести.

Из русской литературы XIX века

Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое».

Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. «Лесной царь» В.А. Жуковского и И.-В. Гете. «Перчатка» В.А. Жуковского и Ф. Шиллера.

История жанра баллады. В. Скотт. Баллада «Клятва Мойны». Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного.

К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы его стихотворений. Думы  «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

А.С. Пушкин. Тематическое богатство его поэзии. Художественная идея стихотворений «И.И. Пущину», «Бесы». Послание как жанр. Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роль эпиграфов в романе. Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Портрет и пейзаж в романе. Образ-характер. Нравственная красота Маши Мироновой. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачев, Екатерина II). Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Название и идейный смысл произведения. Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий – пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия. Выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. Смысл финала поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри».

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Драма как род литературы. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее сценическая судьба. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Гоголь о комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство художника в создании речевых характеристик. «Говорящие» фамилии. Ремарки как форма авторской позиции.

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Прототипы лирической повести. Сюжет и фабула произведения. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера. Психологизм русской прозы.

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народа в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…». Человек и природа в стихотворении Н.А. Некрасова «Зеленый Шум». Народность. Фольклорные приемы в поэзии. Выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…»

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Образ Снегурочки. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Л.Н. Толстой – наш великий земляк. Становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Особенности сюжета и композиции. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.  Приемы создания образов. Контраст. Роль художественной детали в раскрытии характеров. Второй план в рассказе. Полковник на балу и после бала.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Основные вехи биографии писателя, традиции романтизма в его творчестве. Проблема цели и смысла жизни; истинные и ложные ценности в рассказе «Макар Чудра». Образы-символы. Образ героя и рассказчика в рассказе М. Горького  «Мой спутник».

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Конфликт в лирическом стихотворении.

Н.А. Тэффи. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Свои и чужие». История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. Лирическая сатира. Литературный анекдот. Юмор, сатира, сарказм.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказы «Обезьяний язык», «Галоша». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказа: от анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Н.А. Заболоцкий – поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов. Тема и мотив в стихотворениях: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Стилизация. Стихотворения: «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы»

А.Т. Твардовский. Биографические сведения о поэте. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль». Дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. Изображение трудностей послевоенного времени в рассказе «Уроки французского». События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Нравственная проблематика произведения. Сопоставительный анализ образов. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.

Литература народов России. М. Карим. Поэма «Бессмертие». Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы А.Т. Твардовского.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. Отражение в трагедии «Ромео и Джульетта» «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Рыцарский роман «Дон Кихот». Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности. Пародия.

Дж.Г. Байрон. Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом в стихотворении «Душа моя мрачна». Байрон и русская литература.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

•  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 • выразительно читать;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема  

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов

1

Введение

Работать с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), выразительно читать. Составлять вопросы к статье учебника. Высказывать личные соображения. Давать письменный ответ на вопрос.

1

3

Из устного народного творчества

Овладевать  теоретико-литературными понятиями: песня, историческая песня, песня-плач, параллелизм, постоянные эпитеты. Характеризовать отличия былины от исторической песни. Видеть  черты русского национального характера в героях исторических песен. Соотносить текст литературного произведения с репродукциями  картин. Работать в группах. Читать выразительно фрагмент былины. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т.п.). Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Выявлять черты фольклорной традиции  в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Сопоставлять образы исторических песен в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.

Исследовать  жанровое многообразие русских песен и  своеобразие поэтического языка русской    народной песни. Определять характерные признаки лирических жанров. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Работать с репродукциями картин русских художников. Прослушивать музыкальные фрагменты. Готовить развернутый письменный ответ. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению.

3

4

Из древнерусской литературы

Усвоить теоретико-литературные понятия: житийная литература, агиография, сказание, слово, моление, летописный свод. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Характеризовать художественную уникальность литературы Древней Руси, выявление идейного и художественного потенциала древнерусской литературы в новой и новейшей литературе России. Готовить развернутый устный ответ, подбирать цитаты из текста. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Готовить подробный пересказ эпизода. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Пересказывать содержание художественного произведения с изменением лица. Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона. Формулировать вопросы по тексту произведения. давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

3

5

Из русской литературы XVIII века

Готовить развернутый устный ответ, подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта, писателя, об истории создания произведения. Усвоить  теоретико-литературные понятия: ода, сентиментализм, сентиментальная повесть.  Характеризовать своеобразие языка писателя. Конспектировать статью учебника. Пересказывать прочитанный текст сжато. 

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Воспринимать  текст литературного произведения.  Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно стихотворение.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать общую характеристику художественного мира произведения. Группировать образы комедии. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Рецензировать ответ одноклассников.

5

6

Из русской литературы XIX века

Отмечать особенности русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: баллада, дума, песня, романтизм, элегия, послание, исторический роман, фабула, лиро-эпическая поэма, поэтический синтаксис, романтические традиции, драма, комедия, «говорящие» фамилии, лирическая поветь, прообраз, прототип, фольклорные приемы в поэзии, бессоюзие.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать выразительно наизусть художественный текст. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актеров.

Определять характерные признаки лирических и лироэпических жанров на примерах изучаемых произведений. Учитывать жизненную основу  и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Соотносить персонаж и прототип, прообраз. Характеризовать  идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Учитывать жизненную основу  и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Соотносить  образы лирического героя  и поэта. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. Составлять план литературного произведения.

Выявлять черты фольклорной традиции  в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Сопоставлять части литературного произведения.  

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы. Формулировать художественную идею рассказа и стихотворения в прозе.

Отличать иллюстрации к тексту от тематически близких картин.

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Определять мораль и ее роль в сказке. Работать в группе. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

36

7

Из русской литературы XX века

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.  Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Усвоить теоретико-литературные понятия: образ-символ, литературный анекдот, мотив и тема, стилизация,

Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Соотносить персонаж и прототип. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателя, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Готовить тезисы и вопросы для дискуссии. Владеть монологической и диалогической речью.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.

Различать  образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Соотносить образы автора и биографического автора. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать  идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства. С  помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ.  Исследовать художественный текст самостоятельно.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  

Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определенной эпохи. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Рецензировать  устно выразительное чтение стихотворений одноклассниками, актерами. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Определять лексическое значение слов по контексту или с помощью словарей.

Составлять тезисный план статьи учебника. Писать сочинение в жанре эссе. Работать над проектом. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Оценивать собственный ответ. Давать общую характеристику художественного мира произведения.

16

8

Из зарубежной  литературы

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.

Усвоить теоретико-литературные понятия: трагедия, рыцарский роман, романный герой, пародия.

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Создавать собственные речевые высказывания. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Давать устный или письменный ответ на вопрос по содержанию произведения, в том числе с использованием цитирования. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Различать  образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Формировать  убеждение в том, что в мире существует добро, справедливость, мужество, порядочность, честь. Сопоставлять персонажей литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

4

9

Итоги

Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Оценивать собственный ответ. Рецензировать устные ответы одноклассников.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровые различия изученных произведений.  Работать в группах. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Сопоставлять персонажей литературных произведений.

Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам. Анализировать  и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному. Определять  для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы. Выбирать  произведения для самостоятельного чтения. Определять  актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

УМК обучающихся

Литература: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

УМК учителя

1. Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по литературе. Саратов: Лицей, 2005

2. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строчки. – М.: Школьная пресса, 2002

3. Предметные недели в школе. Русский язык и литература./Косивцова Л.И. – Волгоград: Учитель, 2010

4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс/Сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010

6. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999

7. Литература.  5 – 11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Н.Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008

8. Соловьева Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина Литература». 8 класс. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный,  словообразовательный, орфографический словари.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературе.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экран.

Колонки.

Электронные образовательные ресурсы

Древнерусская культура, литература и искусство (обучающий CD-диск)

Видеотека учителя-словесника. Мифы народов мира (обучающий CD-диск)

Видеотека учителя-словесника. В.М. Шукшин

Видеотека учителя-словесника. А.С. Пушкин

Видеотека учителя-словесника. М.Ю. Лермонтов

Видеотека учителя-словесника. Н.В. Гоголь

Большая детская энциклопедия. Литература (обучающий CD-диск)

Мировая художественная культура (обучающий CD-диск)

Энциклопедия русской литературы (обучающий CD-диск)

А.П. Чехов. Повести и рассказы. Аудиокнига

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (обучающий CD-диск)

Энциклопедия русской литературы (обучающий CD-диск)

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие тематике программы по литературе

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников,  дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

Введение (1 час)

1

Художественная  литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс

Из устного народного творчества (3 часа)

2

Исторические песни. Периоды создания русских исторических песен. Темы и герои. XVI век. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне «Иван Грозный молится по сыне»

3

Песни-плачи. XVII век. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета». Средства выразительности в исторической песне. Параллелизм. Постоянные эпитеты.

4

Песни о Степани Разине  и солдатские песни XVII - XVIII веков. («Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск») Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Из древнерусской литературы (3 часа)

5

Тематическое и жанровое многообразие произведений древнерусской литературы. Агиография. «Житие Сергия Радонежского». Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. Зайцева

6

Слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод. Тема добра и зла в «Слове о погибели Русской земли». Р.Р. Художественный пересказ отрывка из «Слова о погибели Русской земли».

7

Глубина нравственных представлений о человеке в «Житии Александра Невского». Основные нравственные проблемы житийной литературы. Проект «Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографии»

Из русской литературы XVIII века (5 часов)

8

Г.Р. Державин – поэт и государственный деятель. Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии

9

Внеклассное чтение. Новаторство Г.Р. Державина. Ода «Вельможа»

10

Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин

11

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

12

Лабораторная работа №1 «Отражение художественных принципов сентиментализма в повести»

Из русской литературы XIX века (36 часов)

13

Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое»

14

Внеклассное чтение. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. Р.Р. «Лесной царь» В.А. Жуковского и И.-В. Гете. «Перчатка» В.А. Жуковского и Ф. Шиллера.

15

Внеклассное чтение. История жанра баллады. В. Скотт. Баллада «Клятва Мойны». Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного.

16

К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы его стихотворений. Думы  «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Р.Р. Сопоставление баллад Жуковского «Лесной царь» и Рылеева «Смерть Ермака»

17

А.С. Пушкин. Тематическое богатство его поэзии. Художественная идея стихотворений «И.И. Пущину», «Бесы». Послание как жанр.

18

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роль эпиграфов в романе

Сообщения: «Первые жизненные испытания Гринева», «Что такое милосердие?»

19

Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Портрет и пейзаж в романе

РР. Письменный ответ на вопрос: «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»

20

Р.Р. Образ-характер. Нравственная красота Маши Мироновой.

21

Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачев, Екатерина II). Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. РР. Рассуждение на тему: «Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева?».

22

Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Название и идейный смысл произведения.

23

Р.Р. Сочинение на выбранную тему по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Каким я представляю Пугачева после прочтения повести Пушкина «Капитанская дочка»; Рыцарство Петра Гринева; Нравственная красота Маши Мироновой

24

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий – пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия. Выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

25

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Проект «М.Ю. Лермонтов – художник». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы.

26

Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Р.Р. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему.

27

Смысл финала поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри»

«Чем меня привлекает  Мцыри?», «Подвиг ради свободы»

28

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Драма как род литературы. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее сценическая судьба. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Гоголь о комедии.

29

Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии.

Сообщения «Двойники в комедии», «Роль писем и записок в комедии»

30

Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление.

31

Лабораторная работа №2 «Авторские средства раскрытия характеров». (Мастерство художника в создании речевых характеристик. «Говорящие» фамилии. Ремарки как форма авторской позиции и др.)

32

Р.Р. Конкурс на лучшее инсценирование эпизодов комедии «Ревизор»

33

РР. Сочинение–рассуждение

Случаен ли самообман чиновников? Почему такой ничтожный человек как Хлестаков мог показаться чиновникам ревизором? Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?

34

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Прототипы лирической повести. Сюжет и фабула произведения

35

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера. Психологизм русской прозы

36

Р.Р. Дискуссия «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего»

Мотив России в повести. Разное восприятие повести – свидетельство разнообразия литературных вкусов или различных социальных убеждений?

37

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению – анализу эпизода

Мотив рока

38

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народа в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»

39

Человек и природа в стихотворении Н.А. Некрасова «Зеленый Шум». Народность. Фольклорные приемы в поэзии. Выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. Р.Р. Устное рисование

40

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…». Исследовательская работа с текстом

41

Лабораторная работа №3 «Анализ стихотворения А.А. Фета» (Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…»)

42

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

43

Образ Снегурочки. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Р.Р. Составление цитатного плана.

44

Л.Н. Толстой – наш великий земляк. Р.Р. Защита творческих работ: проектов «Памятники Л.Н. Толстому»,  «Портреты Л.Н. Толстого», рефератов «Семья на страницах повести Отрочество», «История на страницах рассказа «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Особенности сюжета и композиции.

45

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.  

46

Лабораторная работа №4 «Приемы создания образов». (Контраст. Роль художественной детали в раскрытии характеров. Второй план в рассказе. Исследовательская работа с текстом). Полковник на балу и после бала.

47

РР. Сочинение-рассуждение на основе сравнения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

«Полковник на балу и после бала», «Письмо Ивана Васильевича Вареньке», «Страничка из дневника Ивана Васильевича», «Утро, изменившее жизнь»

48

Р.Р. Исследовательский проект «Тема поэта и поэзии в творчестве писателей XIX и XX века»

Из русской литературы ХХ века (16 часов)

49

М. Горький. Основные вехи биографии писателя, традиции романтизма в его творчестве. Р.Р. Защита рефератов «Раннее творчество Горького: проблематика и художественные особенности», «Герои ранних рассказов Горького», «Произведения Горького в живописи и киноискусстве». Проблема цели и смысла жизни; истинные и ложные ценности в рассказе «Макар Чудра». Образы-символы

50

Образ героя и рассказчика в рассказе М. Горького  «Мой спутник»

51

Р.Р. Исследовательский проект «Горький, Толстой и Тургенев о русском языке»

52

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Конфликт в лирическом стихотворении.

53

Н.А. Тэффи. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Свои и чужие». История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. Лирическая сатира. Литературный анекдот. Юмор, сатира, сарказм.

54

М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказа: от анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

55

Внеклассное чтение. Смешное и грустное в рассказах М.М. Зощенко. «Галоша»

56

Н.А. Заболоцкий – поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов. Тема и мотив в стихотворениях: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

57

М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Стилизация. Р.Р. Исследовательская работа с текстом стихотворений «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы»

58

Р.Р. Внеклассное чтение. Литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского»

59

А.Т. Твардовский. Биографические сведения о поэте. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль». Дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

60

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Р.Р. Образ рассказчика

61

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. Изображение трудностей послевоенного времени в рассказе «Уроки французского». События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Нравственная проблематика произведения.

62

РР. Сопоставительный анализ образов. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.

63

Р.Р. Сочинение-эссе «Нравственный выбор моего ровесника» или «Уроки на всю жизнь» (по выбору учащихся)

64

Внеклассное чтение. Литература народов России. М. Карим. Поэма «Бессмертие». Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы А.Т. Твардовского

Из зарубежной литературы (4 часа)

65

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы

66

Отражение в трагедии «Ромео и Джульетта» «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Р.Р. Письменный ответ на один из вопросов: «Как природа раскрывает чувства героев?», «Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви?», «Кто из героев трагедии наиболее близок мне по духу?»

67

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Рыцарский роман «Дон Кихот». Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности. Пародия

68

Дж.Г. Байрон. Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом в стихотворении «Душа моя мрачна». Байрон и русская литература.

Итоги (2 часа)

69

Внеклассное чтение. Читательская конференция.

70

Литературная викторина.  Рекомендации книг для летнего чтения.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

рабочая программа по литературе, 5 класс, по Г.С. Меркину в соответствии с ФГОС

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по литературе «Программа  к...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...

Рабочая программа по литературе для 6 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по литературе для 6  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Фед...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Фед...

Рабочая программа по физической культуре 8 класс (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»В. И. Ляха, А. А. Зданевича ...