"В стране березового ситца"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Мишустина Елена Валерьевна

Разработка урока-викторины по творчеству С.А. Есенина. Урок был подготовлен для проведения в армках предметной недели. Необходимые знания - тема Родины в творчестве русского поэта Серебряного века. Цели - повторение и закрепление знаний по теме, развитие языковых, познавательных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_berezovogo_sittsa.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Смоленский лицей профессионального образования»

Методическая разработка

Урок-викторина

«В стране берёзового ситца»

(по творчеству С.А. Есенина)

Выполнил:

преподаватель

 русского языка и литературы

Мишустина Е.В.

с. Смоленское, 2014 год

Литературная викторина, посвящённая творчеству С.А. Есенина.

Повторение темы Родины в лирике поэта.

Цели:

-  закрепление у  учащихся знаний по теме Родины в лирике С. Есенина;

-  повторение  основных этапов жизни поэта,  особенностей  его духовного мира и  поэтического мастерства;

-  развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся;

- формулирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание культуры чтения, потребности в чтении.

Оборудование:

 - электронная презентация, портрет поэта, раздаточный материал.

Ход урока:

 - Здравствуйте, знатоки русской поэзии! Я с легкостью называю вас знатоками в данном вопросе, потому что имею на это право. За время обучения вы досконально изучили творчество поэтов Золотого века русской поэзии и подробно познакомились с творчеством поэтов Серебряного века. Именно познакомились, потому что многообразие имен и масштаб литературного наследия этого периода русской литературы не имеет границ. Новые имена, новые направления и формы стихотворных текстов – теперь вы профессионально в них разбираетесь.

    Сегодня хотелось бы вспомнить одного из блистательной плеяды поэтов Серебряного века, оставившего неизгладимый след в сердцах русских людей, и остановиться подробно на его жизни и творчестве.

(определение темы урока, постановка целей)

Подсказка №1:

 - ЕГО любили и ненавидели, называли «Советским Пушкиным» за понятный язык и красоту слога. Недоброжелатели объявляли его прямой противоположностью Пушкина по таланту. Но, если он и был противоположностью Александра Сергеевича, то только с документальной точки зрения. О каком поэте идет речь?

(Речь идет о Сергее Александровиче Есенине).

Подсказка №2:

- «Среди грузовиков с восставшими солдатами он невозмутимо правил гоголевской тройкой. Он был ее последний ямщик». О ком сказал Эмиль Кроткий эти слова?

(О Есенине).

И, наконец, подсказка №3, музыкальная:

(звучит песня «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина)

 - Итак,  кто автор стихов прозвучавшей песни, о каком поэте идет речь?

(ответ учащихся)

- Да, действительно, героем нашей викторины станет Сергей Александрович Есенин, один из любимейших в России поэтов. Напомните, кстати, годы жизни поэта?

(1895 – 1925)

  Сергей Есенин прожил всего 30 лет. Всего 30 – но каких ярких! «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до смерти. Но и за то, что он дал – огромная благодарность читателей. Ведь его стихи – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песня о великом и вечном – о России:

Но и тогда,
Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

   Это замечательное стихотворение Сергея Есенина будет эпиграфом к уроку.

  Урок пройдет в три этапа:

  На первом этапе вам поможет знание биографии Есенина, написанной в учебнике и усвоенной  из дополнительной литературы;

  Во втором этапе вас выручит хорошая память на стихотворные тексты о Родине и природе и взаимовыручка, так как работать вы будете в парах;

  Третий этап – проверка знания литературных терминов и умения работать в группе –  анализ стихотворений Есенина и заполнение таблицы. Для работы нужно сосредоточиться, удачи всем!

  А теперь нужно  вспомнить изученный материал и максимально быстро ответить на вопросы по биографии поэта.

Этап 1.

Викторина по биографии Сергея Есенина:

1.Где родился Есенин?

(В селе Константиново, Кузьминской волости, Рязанского уезда, Рязанской губернии).

2.Назовите первое появившееся в печати стихотворение Есенина? (Стихотворение «Береза»  было напечатано в журнале «Мирок» в январе 1914 года под псевдонимом Аристон).

3.В марте 1915 года в Москве произошла встреча Есенина с известным русским поэтом, о чем позже в «Автобиографии»  Сергей Александрович писал, что в первый раз в жизни «видел живого поэта». Назовите имя поэта. (Александр Блок, который  высоко оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями).

4.Как называется первая книга Есенина?

 («Радуница»).

5.К какому литературно-художественному течению принадлежал Есенин? (Есенин принадлежал в литературно-художественному течению имажинизм. Имажинисты утверждали необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества).

6.Какое стихотворение читал Есенин М. Горькому во время их встречи в Берлине в 1922 году?

(Стихотворение «Песнь о собаке»).

7.О какой поэме Есенин говорил: «..лучшее из всего, что я написал»?

(О поэме «Анна Снегина»).

8.Назовите  имя русского писателя и его произведение, под влиянием которого Есенин написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»?

( Н.В.  Гоголь,  «Мертвые души».  В автобиографии 1922 года Есенин написал о Гоголе «любимый мой писатель»).

9.Назовите последнее, предсмертное стихотворение С. Есенина. (Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»).

10.Где находится могила Есенина?

( В Москве на Ваганьковском кладбище).

11. В творчестве Сергея Есенина встречается слово «шушун». Что оно означает и в каком стихотворении прописано?

(Род старинной верхней одежды,  стихотворение «Письмо матери»: «Не ходи так часто на дорогу // В старомодном ветхом шушуне»).

12. Последней женой поэта стала Софья Андреевна Есенина, внучка одного из величайших писателей 19 века. Назовите его фамилию.

(Лев Николаевич Толстой)

13. В своих стихах Сергей Есенин просил не делать этого в Рязани, но, как принято говорить, «благодарные потомки», не послушались поэта и сделали это. Что именно?

( Поставили ему памятник)

14. Сколько сестёр было у Есенина и как их звали?

(Две, Катя и Шура)

15. Назовите любимые цветы С. Есенина!

(Васильки)

Этап 2.

 «Растерянные строчки» - работа в парах. Этап включает в себя три задания, в которых необходимо вспомнить, из каких стихотворений Есенина о Родине и природе взяты эти строки. В 3-м задании стихотворение нужно «дописать». Пара, выполнившая все задания, поднимает руки.

  1. Откуда эти строки:

1. Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

(«Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

2. Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

 («Клен ты мой опавший…»)

3.  Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку.

(«Над окошком месяц…»)

4.  И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

(«Песнь о собаке»)

  II.      Из каких произведений С. А. Есенина взяты эти картины природы:

1. Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

(«Пороша»)

2.Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

(«Сыплет черемуха снегом»)

3.  Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(«Нивы сжаты, рощи голы»)

4.  Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 («Отговорила роща золотая..»)

5. Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

(«Анна Снегина»)

III.  Восстановите недостающие слова в стихотворении:

Белая _________ (береза)

Под _______ (моим) окном

Принакрылась ________ (снегом),

Точно _________ (серебром).

На ___________(пушистых) ветках

Снежною _______(каймой)

_______________(Распустились) кисти

Белой ___________(бахромой).

И стоит ________ (береза)

В _________ (сонной) тишине,

И горят _________ (снежинки)

В _________ (золотом) огне.

А ________ (заря), лениво

Обходя _________ (кругом),

Обсыпает ________ (ветки)

___________ (Новым) серебром.

(1913г.)

 Этап 3.

  Работа в группах по 4 человека, анализ стихотворения  и  заполнение таблицы. Группа, выполнившая задание, поднимает руки. Стихотворение выразительно читаете и озвучиваете таблицу по столбцам.

Вариант 1:

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, каждого спроси, -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Вариант 2:

«Я покинул родимый дом…»

Я покинул родимый дом,

        Голубую оставил Русь.        

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Таблица:

Название

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Авторское отношение

 

 Все молодцы! Теперь листы с заданиями нужно подписать и сдать для проверки, чтобы за урок все получили заслуженные хорошие оценки.

 Этап 4.

  Подведение итогов, рефлексия:

 - Вы приняли участие в викторине по творчеству этого замечательного поэта.

- Какие знания вам помогли при выполнении заданий?

- Что необходимо изучить дополнительно?

- Какие новые знания вы получили на уроке?

- Какую пользу для себя вы вынесете с урока?

   Сергей Есенин – поэт-патриот, он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем  творчестве». Пусть после нашего урока мы все станем чуть больше любить свою Родину – Россию, и бережнее относиться друг к другу.

   А закончить урок хочется стихотворением Татьяны Зубковой, посвященным «последнему певцу деревни» Сергею Есенину.

(стихотворение в исполнении учащейся)

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы – сёстры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышатся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью нА плечи села.

И в ельнике горели ярко свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

Литература и источники:

  1. http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/skandalnyj-genij-564605 © AdMe.ru
  2. http://www.rg.ru/2008/03/06/esenin-portrer.html
  3. http://sitefaktov.ru/index.php/home/591-esenin
  4. Бельская Л.Л., Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990г.
  5. Наумов Е.И., Сергей Есенин. Жизнь и творчество. – Л.: Учпедгиз, 1960г.

Этап 2.

 «Растерянные строчки» - работа в парах. Этап включает в себя три задания, в которых необходимо вспомнить, из каких стихотворений Есенина о Родине и природе взяты эти строки. В 3-м задании стихотворение нужно «дописать». Пара, выполнившая все задания, поднимает руки.

  1. Откуда эти строки:

1. Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

________________________________

2. Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

_________________________________

3.  Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку.

________________________________

4.  И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

_________________________________

  II.      Из каких произведений С. А. Есенина взяты эти картины природы:

1. Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

__________________________

2.Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

________________________

3.  Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

________________________

4.  Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

____________________________

5. Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

______________________________

III.  Восстановите недостающие слова в стихотворении:

Белая _________

Под _______ окном

Принакрылась ________,

Точно _________.

На ___________ ветках

Снежною _______

_______________ кисти

Белой ___________.

И стоит ________

В _________  тишине,

И горят _________

В _________  огне.

А ________ , лениво

Обходя _________ ,

Обсыпает ________  

___________  серебром.

(1913г.)

 Этап 3.

  Работа в группах по 4 человека, анализ стихотворения  и  заполнение таблицы. Группа, выполнившая задание, поднимает руки. Стихотворение выразительно читаете и озвучиваете таблицу по столбцам.

Вариант 1:

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, каждого спроси, -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Таблица:

Название

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Авторское отношение

Этап 3.

  Работа в группах по 4 человека, анализ стихотворения  и  заполнение таблицы. Группа, выполнившая задание, поднимает руки. Стихотворение выразительно читаете и озвучиваете таблицу по столбцам.

Вариант 2:

«Я покинул родимый дом…»

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Таблица:

Название

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Авторское отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Сергей Есенин -поэт страны березового ситца

В данной Презентации отражаются основные вехи творчества Сергея Есенина, его биография, тематика и  мотивы лирики: тема Родины,  природы, тема революции и т.д.. Показаны исторические события...

Литературно-музыкальная композиция "Певец березового ситца", посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Данная литературно-музыкальная композиция включет в себя биографию писателя, его произведения и песни на стихи....

Конкурс чтецов «Сергей Есенин – певец страны березового ситца».

Цель: Приобщение к творческому наследию С. А. Есенина.Задачи: Познакомить учащихся с творчеством поэта С.А. Есенина.Воспитывать любовь к родному краю, к русской природе, к поэзии.Развивать память, вни...

С.А.Есенин «Певец страны берёзового ситца»

Данное внеклассное мероприятие по литературе было проведено в 7 классах по случаю 120-летия со дня рождения С.А. Есенина. Группа учащихся подготовили в кабинете стенд по биографии С.А.Есенина. Другая ...

"Певец страны берёзового ситца..."

Урок по творчеству С.Есенина...

Педагогический проект "Сказание о ситце"

Разработан как междисциплинарный проект (литература + трудовое обучение) с целью привлечения детей к процессу познания истории своей родины, своих предков, а также с целью общего интеллектуального раз...