С.А.Есенин «Певец страны берёзового ситца»
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Тропина Алёна Александровна

Данное внеклассное мероприятие по литературе было проведено в 7 классах по случаю 120-летия со дня рождения С.А. Есенина. Группа учащихся подготовили в кабинете стенд по биографии С.А.Есенина. Другая группа подготовила красочную презентацию-заочную экскурсию в село Константиново. Подготовленные учащиеся-участники конкурсов чтецов читали наизусть стихотворения Сергея Есенина. На мероприятии были проанализированы стихотворения  «Я покинул родимый дом ...»  и   «С добрым утром!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pevets_strany_beryozovogo_sittsa.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ

«ПЕВЕЦ  СТРАНЫ  БЕРЁЗОВОГО СИТЦА»

(К 120-летию со дня рождения С.А. Есенина)

учитель русского языка и литературы

Тропина Алена Александровна

2015г

К 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Внеклассное мероприятие по литературе

для 7-х классов подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Тропина А.А.

Дата проведения: 10 октября 2015г

Тема:  «Певец страны берёзового ситца»

(Анализ стихотворений  «Я покинул родимый дом ...»  и   «С добрым утром!»)

Цели:

Обучающие. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией С.А.Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; закрепление таких понятий, как метафора, эпитет, сравнение

Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, навыки выразительного чтения наизусть, анализа поэтического текста.

Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина.

Оборудование:  тексты стихотворений С.А.Есенина, иллюстрации учащихся, тетради, мультимедийное оборудование, презентация (биография, малая родина),  аудиозаписи романсов на стихи С.Есенина (прослушиваются на фоне презентации), стол: скатерть, ваза с цветами, портрет С.А.Есенина, подсвечник с горящими свечами, портрет и стенд к юбилею поэта.

                                                                             

Ход мероприятия:

1. Оргмомент

2. Сообщение темы. Постановка целей

– Ребята, сегодня  нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом С.А.Есениным.

– Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.

-  Кто из вас может рассказать об этом поэте?  (Ответы детей)

-  В нашем классе есть ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили  

   сообщения к уроку.

(см. презентацию «Певец страны берёзового ситца»: 1 часть – биография, 2 часть – малая родина)

 - Сегодня мы с вами продолжим знакомство  с творчеством Сергея Александровича Есенина,

   сначала совершим заочную экскурсию в родное село поэта Константиново.

Тема нашего урока звучит так: «Певец страны берёзового ситца»

- Как вы понимаете это выражение?

– Как вы понимаете выражение “малая” родина?

3. Заочная экскурсия в село Константиново

   (см. презентацию «Певец страны берёзового ситца»: 1 часть – биография, 2 часть – малая родина)

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие на родину поэта С.Есенина, в село Константиново. Познакомимся с поэтом, его семьей. Это должно нам лучше помочь воспринять стихотворение, которое мы будем анализировать: “Я покинул родимый дом...”

Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские, изначальные. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.

Константиново... Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин. Он был “нежно болен

воспоминаньем детства”. И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце

неизменно тянулась к отчему порогу, к родным полям и пущам.

Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя,  Божница старая,

Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те  Все ощущенья детских лет.

Это о селе, где родился и рос он “ мальчик... желтоволосый, с голубыми глазами”.

В доме деда прошла лучшая, пожалуй, пора детства:

Позже он напишет о родных местах:

О край разливов грозных

И тихих вешних сил.

Здесь по заре и звездам

Я школу проходил.

Учитель: Заглянем в дом С.Есенина. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С.Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Но пора детства всегда когда-нибудь заканчивается. У С.Есенина она закончилась в 1912 году, когда поэт переехал в Москву.

4. Первичное чтение стихотворения. Читает подготовленный ученик

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

                                                                              1918 г

5. Первичное восприятие. Работа над выразительным чтением

– Прочитайте стихотворение про себя.

– О чем это стихотворение?

- Посмотрите на иллюстрации, которые вы подготовили к уроку.

- Что особенно вам удалось изобразить? На что обратили внимание?

6. Чтение и анализ лирического произведения. Беседа

– В каком году написано стихотворение?

– Сколько лет было Есенину в этом году?

– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?

(см. презентацию «Певец страны берёзового ситца»: 1 часть – биография, 2 часть – малая родина)

1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-

санитарном поезде.1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.)

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь

– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году? (Русь для поэта – это древняя рязанская земля.)

– Почему поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес). Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)

– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

 Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)

– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)

– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь...

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”?

 (“Дождь листьев” – листопад - метафора)

– Какой перед нами клен? (Осенний.)

– А вы знаете Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою - олицетворение)

– Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? (Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

Перед нами вновь образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.

– Определите, какие рифмы использует поэт, способ рифмовки (мужская, перекрестная).

– Прочитайте еще раз стихотворение. Попробуйте передать правильную интонацию стиха.

7. Первичное чтение стихотворения. Читает подготовленный ученик

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

8. Чтение и анализ лирического произведения. Беседа

- Постарайтесь проследить за тем, как движется взгляд поэта, как он показывает читателю картину природы.

Первая строфа

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Первая и последняя строки этой строфы показывают нам небо (звезды золотые, сетку небосклона) – верхнюю границу мира. Вторая и третья строка показывают нам воду (зеркало затона, заводи речные) – нижнюю границу мира. Таким образом, взгляд поэта, перемещаясь вверх-вниз-вверх, заставляет читателя тоже охватить взглядом весь огромный мир.  

Вторая строфа

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

- Внимательно всмотритесь в картину, которую рисует поэт. Как движется его взгляд? Какой прием использует поэт? (Каждая следующая строчка этой строфы дает все более детальное описание любимого дерева поэта, словно картина наплывает на нас. Мы вместе с поэтом все более внимательно рассматриваем деревья, вглядываемся в них. Используется прием приближения).

Таким образом, центральная строфа стихотворения показывает читателю срединный мир общей картины.

                               Третья строфа

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

- На что поэт обращает внимание читателя? Проследим за взглядом поэта.

Взгляд опускается до нижней горизонтали картины, до уровня травы: “у плетня…крапива”.  

- Насколько ожидаемой оказалась для нас самая последняя строка стихотворения? Как она помогает почувствовать настроение поэта?

Вряд ли мы рассчитывали услышать поздравление "С добрым утром!" от лица крапивы. Недаром поэт использовал здесь слово “шаловливо”, потому что он, верно, и сам немного пошалил с читателем. Поэт намеренно использовал образ самого непритязательного растения для произнесения самой главной фразы произведения, чтобы показать, что в природе нет избранных, что все одинаково рады наступлению нового дня.

9. Работа над средствами выразительности языка в стихотворении

- Рассмотрим, какими средствами поэт рисует картину природы, создает настроение человека.

В нашу задачу входит поиск средств выразительности языка, среди которых очень часто встречается эпитет. Вспомним, что такое эпитет? Ответы учеников подтверждаются примерами из стихотворения. Запишем определение эпитета в тетрадь.

Вспомним, что такое олицетворение, которое тоже очень часто встречается в поэтических текстах пейзажного характера. Ответ проверим. Запишем определение олицетворения в тетрадь.

Повторим задачу по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения  и проверим себя. На работу отводится одна минута.

Вспомним, что такое метафора. Чем метафора отличается от сравнения? Запишем определение метафоры в тетрадь.

Повторим задачу по поиску метафоры в следующей строфе стихотворения  и проверим себя. На работу отводится одна минут

10. Итог

– Что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина.)

Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?

11. Рефлексия

- Какое настроение у вас после знакомства с творчеством Есенина?

- Как вы относитесь к своей малой родине?

- Если бы вы писали стихотворение о родине, о чём бы вы написали  в первую очередь?

12. Домашнее задание

   1. Выучить стихотворение С.Есенина “ Я покинул родимый дом...” (по желанию)

   2. Выучить  стихотворение С.Есенина  «С добрым утром»  (по желанию)

   3. Нарисовать иллюстрацию и подписать строчками из стихотворений С.Есенина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Сергей Есенин -поэт страны березового ситца

В данной Презентации отражаются основные вехи творчества Сергея Есенина, его биография, тематика и  мотивы лирики: тема Родины,  природы, тема революции и т.д.. Показаны исторические события...

"В стране березового ситца"

Разработка урока-викторины по творчеству С.А. Есенина. Урок был подготовлен для проведения в армках предметной недели. Необходимые знания - тема Родины в творчестве русского поэта Серебряного века. Це...

Конкурс чтецов «Сергей Есенин – певец страны березового ситца».

Цель: Приобщение к творческому наследию С. А. Есенина.Задачи: Познакомить учащихся с творчеством поэта С.А. Есенина.Воспитывать любовь к родному краю, к русской природе, к поэзии.Развивать память, вни...

Есенин - певец России

Краткая аннотацияЦель: на примере жизни и творчества поэта показать жизнь России и русского народа, любовь поэта к родной стране. Задачи:- воспитание чувства прекрасного, любовь к поэзии, стремле...

"Певец страны берёзового ситца..."

Урок по творчеству С.Есенина...

С. Есенин - певец родной природы

Разработка общешкольного вечера, посвящённого творчеству С. Есенина. Цель мероприятия: познакомить с творчеством великого русского поэта, научить выразительно читать его стихи, воспитывать поэтический...

Разработка внеурочного мероприятия «Сергей Есенин – певец России!» (5, 9 класс)

Разработка внеурочного мероприятия  «Сергей Есенин – певец России!», посвященное 125 летию С. Есенина...