Внеклассное мероприятие по литературе. М.Ю. Лермонтов - художник
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Павлова Елена Борисовна

Данное мероприятие помогает показать учащимся талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_-_hudozhnik._tekst.doc78.5 КБ
Office presentation icon lermontov-hudozhnik.ppt513.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Творческое наследие     М.Ю.Лермонтова - художника».

                  Сообщение к внеклассному мероприятию.

Цель мероприятия:

 Представить творчество М.Ю.Лермонтова как художника.

Задачи:

1. Показать талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова.

2. Проследить, как развивались художественные способности Лермонтова в разные периоды его жизни.

3. Раскрыть основные темы живописного искусства

 М.Ю. Лермонтова.

    Слайд 2.

 Перед нами портрет  М.Ю.Лермонтова. Всем  известно, что это классик  великой русской литературы , его поэтические и прозаические произведения мы изучаем в курсе школьной программы. Однако далеко не все знают, что Лермонтов был талантливым художником.

     Михаил был счастливо одарён способностями  к искусствам… Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины.   В Тарханах находились рисунки  карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне , различные юмористические домашние сцены.  Рисовал он  всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом. Многие его работы не сохранились, однако и то, что дошло до нас – а это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии.

Слайд 3.

Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич в три года остался без матери, воспитанием Михаила занималась бабушка    Елизавета Алексеевна.  Исследователь жизни и творчества Лермонтова профессор  П.А. Висковатый пишет: « Она лелеяла внука с колыбели, выходила больным ребёнком, позаботилась дать ему блестящее образование, сосредоточила на нем всю свою любовь и заботу.»  

         Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков  - и занятия живописью. Бабушка всегда поощряла увлечение Лермонтова рисованием: пол в его детской комнате был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом.

Слайд 4

 Любопытно, что на самом раннем портрете неизвестного художника (вероятно, крепостного)  Лермонтов изображён в возрасте 4 – 5 лет с мелком в правой руке.

Малыш изображён почти во весь рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Создаётся впечатление милого, нежного малыша, у него собственный мир, в котором он главный герой.

И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского.

Слайд 5

 «Портрет герцога Лермы» -  первое известное живописное произведение Лермонтова.   В семье Лермонтовых бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы.

 Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта.

Однако  родоначальником рода Лермонтовых являлся шотландец Георг Лермонт, воевавший в рядах польской армии против русских в 1613 году. Позже этот наёмный рыцарь был взят в плен и остался в России. Но в то время Михаил Юрьевич этого не знал и с интересом фантазировал на испанские темы. В 1830 году он написал трагедию «Испанцы», в которой выразил свой главный романтический идеал – стремление к свободе.  

Слайд 6 

  В 1832году в жизни Лермонтова произошли большие перемены: он поступает в юнкерскую школу. Юнкерская школа во многом препятствовала творческому развитию поэта, в ней, например, не разрешали читать книг литературного содержания, и юный поэт читал и рисовал по ночам.  Рисунками-воспоминаниями заполнена в 1832-1834 годах  так называемая «юнкерская тетрадь» Лермонтова, которую сохранил товарищ поэта Н.М. Манвелов и передал в дар Лермонтовскому музею при Николаевском кавалерийском училище. «Тетрадь» содержит  живые и непосредственные рисунки из юнкерского быта.

   Большинство жанровых сценок и портретных зарисовок сделано с натуры.  Обучение в юнкерской школе во многом поменяло и предопределило всю дальнейшую жизнь Лермонтова. Когда он её закончил, ему было ровно 20 лет – жить оставалось шесть с половиной лет.

 Слайд 7.

Ни об одном из поэтов России не было столь противоречивых мнений, как об этом юном офицере. Его не любили многие – обожали единицы, он был несносным, угрюмым – и в то же время – мог быть душой компании.

  Ни один художник не смог правдиво передать его облика – одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Наверное, всё дело было в том, что его лицо слишком напрямую выражало состояние души, и если это состояние не нравилось собеседнику, он и почитал сам облик нехорошим, некрасивым. Вот почему для бабушки он всегда был прекрасным, а его глаза производили чарующее впечатление на того, кто ему был симпатичен .

       Сам же поэт часто посмеивался над своей внешностью, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Тем не менее, никто лучше самого Лермонтова не смог написать его портрета.

    Широко известен замечательный автопортрет поэта. Он сделан им в 1837 году на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече.      Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил его затаённую думу, печаль и скрытый трагизм. На обороте портрета – наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный».

 Портрет   предназначался любимой женщине – Варваре Лопухиной, которой автор и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию.  

     

    Слайд 8

           Варенька была блондинкой с чёрными глазами. Это  придавало ей оригинальную прелесть. Каждая перемена настроения, мимолётное чувство, промелькнувшая мысль -  всё отражалось на её подвижном лице. В минуты внутреннего подъёма оно становилось прекрасным, а порой Лопухина могла показаться совершенно некрасивой.

     В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она - общая любимица.

   Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Дневной досуг, как и Татьяна  Ларина, она заполняла чтением.

    Весной 1831 года 16-летнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест. Она только одну зиму выезжала и ещё не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты.

 

     Лермонтов знал её  с детства и привык не обращать на неё никакого внимания . Отсутствие томной бледности и безыскусственность обращения делали её несколько прозаической в глазах романтического юноши. Он относился  чуть- чуть свысока к этой скромной девушке.

    Роман начался весной  1831 года  в Москве, во время  поездки молодёжи в Симонов монастырь ко всенощной.  

   Был тёплый весенний день. Цветущие ветки сирени склонялись из-за заборов на широкую, покрытую зеленой травой улицу. Чёрный арап в пунцовой чалме посадил на линейку молоденькую девушку. Из- под шляпки, завязанной большим бантом под самым подбородком, выглядывало открытое и приветливое лицо с живым, свежим румянцем и чёрным родным пятнышком над бровью. Лермонтов совершенно случайно оказался рядом с Варенькой. Он был недоволен и готовился проскучать всю дорогу, но постепенно завязался разговор. Совершенно неожиданно для обоих нашлось много любимцев среди героев прочитанных книг. Суждения Лермонтова были резкими и противоречивыми. То, что он говорил, не всегда было понятно Лопухиной, но он нашел в ней внимательную слушательницу. И это льстило его самолюбию. Варенька говорила, живо, просто и довольно свободно.

   После этой поездки Лермонтов стал чаще бывать у Лопухиных, что никого не удивляло: ведь они были чуть не родственниками и жили по соседству. Роман продолжался в Середникове. А.П Шан- Гирей писал: « Чувство к ней у Лермонтова было безотчетно, но сильно и истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения».

   Лермонтов писал о Вареньке:

 

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за со собою

Толпу вздыхателей немых.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

1832 год

    Однако военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки и помешали развиться обоюдному чувству. Между тем молчание и неопределенность со стороны Лермонтова заставили Вареньку под влиянием родителей в1835 году выйти замуж  за немолодого и нелюбимого Н. Бахметьева. Поэт тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. В декабре 1835 года в Москве состоялась встреча  Лермонтова с Лопухиной ( тогда уже Бахметьевой), тяжёлая  для обоих, отразившаяся на страницах драмы «Два брата».

   В июне 1838 года произошла последняя встреча Лермонтова с Лопухиной, перед поездкой её с мужем за границу. Расставшись с Варварой Александровной, поэт всю жизнь тосковал по ней. Её образ нашёл воплощение в романе « Княгиня Лиговская», поэме « Демон» и в многочисленных стихотворениях.

 Слад 9

          До знакомства с Лопухиной у Лермонтова были сложные отношения с Екатериной Сушковой. Летом 1831 года  она  приехала из Москвы в Середниково  с кузиной поэта Сашенькой  Верещагиной.

   Эта кокетливая 18- летняя красавица заметно выделялась в толпе молодых людей. У неё были прекрасные чёрные глаза и роскошные волосы.

    Саша Верещагина ещё в Москве заметила увлечение Лермонтова Сушковой, переходящее в обожание. Но обе подруги обращались с поэтом, как с мальчиком, хотя и отдавали справедливость его уму. Екатерина начала кокетничать с Лермонтовым и поддразнивать его. Каникулы кончались, предстояло расставание, и Михаил решился на объяснение. Оно состоялось, но Сушкова  не приняла признания, и  вновь не отказала себе в удовольствии напомнить ему, что для неё он ничего более, как ребёнок.

   Личная драма легла в основу стихотворения «Нищий», в котором собственные чувства поэта слились с чувствами старого нищего, получившего вместо милостыни  камень:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

          Но Сушкову не тронули ни эти, ни другие замечательные стихи: « Весна», «Черноокой», « Зови надежду сновиденьем», «Когда к тебе молвы рассказ» и другие. Приехав в Петербург   в 1832 году, Лермонтов больше не искал встреч с Сушковой, она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспоминать о своём московском знакомом. В 1836 году она удачно, по тогдашним понятиям,  вышла замуж за графа А.В.Хвостова.

 

Слайд 10

Картины, рисунки, акварели Лермонтова- это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место в ней занимает Кавказ.

    Впервые Михаил Юрьевич побывал на Кавказе шестилетним ребёнком, когда бабушка привозила его на горячие источники, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далёкого пензенского имения Тарханы оставила отпечаток в детском сознании.  Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было одиннадцать лет. Тогда вместе с бабушкой и внуком в поездку отправились её брат Александр Столыпин со своим семейством, другие родственники, гувернёры, лекарь, повара. Зная, что Мишу скоро придётся отдать в учение в Москву, бабушка решила сделать ему щедрый подарок- поездку на горячие воды на целое лето

  Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы: сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним – вершины Большого Кавказа. Вдалеке угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса.

    Позднее детские впечатления найдут отражение в создании картины «Эльбрус».

Приложение № 9.

Восхищенный Кавказом ещё во время поездок в детские годы, Лермонтов надолго сохранил память о нем. Богатая и величественная природа, самобытные, гордые и независимые жители гор создали в душе мальчика прекрасный и романтический мир, в котором он искал и находил героев своих грёз. Для юного поэта любимой стала «игра в Кавказ», в альбоме он рисует горные пейзажи, первые литературные опыты преимущественно посвящает Кавказу:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ!

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Слайд 11

      Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.

 Первый раз он был сослан в1837 году за стихотворение « Смерть поэта», посвящённое трагической гибели А.С. Пушкина.

      Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса ( ныне Тбилиси), всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе, следствием чего явилось создание картины «Вид Тифлиса».

     Картина является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление- образ восточного города, яркого и экзотичного. Его поразила открывшаяся панорама Тифлиса. Справа, на отвесной золотисто- жёлтой скале высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры- кудрявые Орточальские сады. В центре картины – коричнево - серая  остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена замка. И, наконец , на заднем плане – господствующая над городом гора Мтацмминда.

  Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент Вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Но несмотря на романтическую интонацию,  его панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

Слайд 12.

 Среди наиболее интересных пейзажей, выполненных маслом, особое место занимает картина «Крестовая гора».

    Невольно хочется привести строки из письма Лермонтова другу Святославу   Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно –Грузинской дороги: «Сегодня лазил на Крестовую гору, на самый  верх, что не совсем легко. Оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся… ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».

     

      Изображение реального вида со склона Гуд- горы на Чёртову долину и гору Крестовую полностью совпадает с описанием этого места в  главе «Бэла»  романа «Герой нашего времени» . Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда Печорина через перевал.

Слайд 13

   Поэт любил розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи. Это наглядно можно увидеть в картине «Воспоминание о Кавказе».

  Главная прелесть лермонтовских  красок в их сочетаниях. На переднем плане картины мы видим фигуры людей – всадников, возможно, погонщиков или конных горцев.  

   Изображения кавказской природы у Лермонтова необыкновенно точны. Поэт Иннокентий Анненский вспоминал: « Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».

 

Слайд 14

  В основу написания этой картины положены важные события военной биографии Лермонтова.

    Когда вся грамотная Россия читала « Героя нашего времени», поэму

 « Демон», напечатанные и разошедшиеся в списках стихи, их автор снова ехал на Кавказ.  Это была вторая ссылка поэта за дуэль с сыном французского посла Де Барантом. Его направляли в Тенгинский пехотный полк , на побережье Черного моря, туда, где наиболее ожесточенно развивались военные действия.  Началась армейская жизнь: стычки, перестрелки с чеченцами, опасные вылазки, опасные поручения, видел Лермонтов и похороны убитых, и отважные поединки…

               Сражение при Валерике произошло 11 июля 1840 года. О нём поэт сообщал в письме к другу: « У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось шесть часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000. Всё время дрались штыками. Вообрази себе, что в овраге…. после дела ещё пахло кровью». В этом сражении пало свыше 300 солдат и русских офицеров, чеченцы оставили на поле боя около 600 погибших. Товарищ Лермонтова Мамацев, воевавший вместе с ним, рассказывал: « Как сейчас вижу его перед собою, то в офицерском сюртуке без эполет с черкесской шашкой, то в красной канаусовой рубашке… Лермонтов был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов…Куда ни посмотришь, всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам».

  Немного позднее Лермонтов создал   шедевр батальной лирики – стихотворение « Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»), и  живописный шедевр – «Эпизод сражения при Валерике».

   Лермонтов – баталист уверенно владеет линией, великолепно передаёт движение, умело строит композицию.   Если сравнивать стихотворение  и картину, то можно сделать общий вывод о том , что война изображена художником без прикрас, во всём её драматизме. В тексте стихотворения поэт даже не упоминает о своём участии в сражении, хотя с предельной точностью рисует трагические подробности, врезавшиеся в память:

 

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы.

В приклады!» - и пошла резня.

И два часа в струях  потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна…

   Описание сражения сочетается с непримиримым осуждением войны вообще. Лермонтов подчеркивает её противоестественность смыслу человеческого существования:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: « Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?..»

  Так поэт проводит одну из самых гуманных и философских мыслей о войне.

 

  

  В последние месяцы своей жизни Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, делал зарисовки в альбомы знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки этого времени не дошли до нас.

 

     Итак, за свою недолгую и такую беспокойную жизнь поэт создал большое количество живописных и графических работ.

  Если бы не трагическая гибель, он мог бы стать великим художником, и его творчество изучалось бы в школах и художественных училищах, потому что его рисунки и картины необычайно выразительны, живописные полотна великолепны по колориту. Порой они предваряли появление того или иного произведения.

     Так поэт дарованным ему талантом стремился запечатлеть то или иное событие как в стихах, так и в живописи.  

Литература.

  1. Лермонтов М. Ю. Библиотека классики. Стихотворения. Поэмы. Москва 2007.
  2. Иванова. Т. Четыре лета. Лермонтов в Середникове. Москва 1959.
  3. Арзамасцев В. П. Места, воспетые поэтом. Саратов 1981.
  4. Маркин Э. Он один свет очей моих. Журнал « Литературное обозрение».  1989 № 5.
  5. Арзамасцев В П. Лермонтов в Тарханах. Приволжское книжное издательство. Пенза 1975.  
  6. Интернет-ресурсы. Мошкова В.И. Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю. Лермонтова.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству Эрудит-лото «Художники-передвижники»

Игровое поле разбито на 25 квадратов, каждый из них окрашен в определенный цвет: красный – 30 баллов за каждый правильный ответ, зеленый – 20 баллов, синий – 10 баллов. Каждый квадра...