Урок-размышление по повести В. Распутина "Пожар"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Углова Елена Владимировна

Интегрированный урок литературы и обществознания "Ради чего живём?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Углова Елена Владимировна

Антончева Елена Александровна

Технологическая карта урока-размышления

Тема урока:      «Ради чего живём?»

Цель урока

Доказать, что повесть В. Распутина «Пожар» -  произведение -  размышление о важнейших  нравственных проблемах, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

Задачи урока

Образовательные:  формировать умения и навыки работы с документальными источниками, художественным  текстом,  Интернет-ресурсами с целью поиска ответа на проблемные вопросы.

Развивающие: формировать коммуникативные и регулятивные навыки учащихся

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учеников

Тип урока: интегрированный   урок-исследование по литературе и обществознанию

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Коммуникативные УУД:

  • создание доброжелательной атмосферы.
  • Регулятивные УУД:формирование способности к организации своей деятельности.

1. Добрый день, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а интегрированное занятие по обществознанию и литературе. (Распределение учащихся на четыре группы).

1. Приветствуют учителя.

Определение темы и мотивация

Коммуникативные УУД:

  •  мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.
  • Познавательные УУД: определение темы урока;
  • поиск и выделение необходимой информации.

Чтение эпиграфов к уроку

     « Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре  одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем, наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает его расстроенность и разнобой»

                              В. Распутин

«Закон материального мира – равновесие; закон мира нравственного – справедливость»

                                      В. Гюго        В. Гюго

2.  Как вы  думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

1. Обсуждают возможные темы урока. Выбирают лучший вариант.

Целеполагание

Регулятивные УУД:

  • самостоятельное формулирование цели урока.

3. Определите цель сегодняшнего урока.  Задайте вопросы к теме.

2. Стараются определить цель урока.

Актуализация знаний

Личностные УУД:

  • умение соотносить события с принятыми этическими принципами

Регулятивные УУД:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой.
  1. Учитель обобщает сказанное учащимися.
  2. В качестве опережающего задания были подготовлены мини-проекты:

1 группа. «Мораль и нравственность в современном мире»

2 группа. «Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Пожар»»

Учащиеся каждой группы представляют выполненную работу.

Остальные заполняют оценочные листы   (приложение №1)

«Открытие» нового знания детьми

Познавательные УУД:

  • усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава на начало войны.

Регулятивные УУД:

  • умение слушать в соответствии с целевой

установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

поставленного задания,

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

  1. Обратим внимание на название повести.
  2. Что такое пожар? Какие ассоциации у вас вызывает это  слово? Во время работы учащихся звучит музыка   Антонио Вивальди «Танго смерти»
  3. Найдите в словарях слово «пожар» и запишите словарную статью в тетради.
  4. Случаен ли выбор в качестве заглавия произведения именно этого слова?
  5. Просмотрите видеоролик о пожаре из художественного фильма по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
  6. Проанализируйте эпизод из текста (эпизод «Начало пожара»)

  1. Работа с толковым словарём С.И. Ожегова
  2. Выводы оформляем в таблицу:

Просмотр видеоролика.

Анализируют эпизод из текста, отвечают на проблемные опросы.

Первичное закрепление

Познавательные УУД:

  • умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала;
  • умение преобразовывать информацию в алгоритм.

Коммуникативные УУД:

  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД:

  •   планирование своих действий.
  1. Какие же социальные проблемы высветило  происшествие в Сосновке?

Учащиесякаждой группы отвечают на поставленные вопросы, заполняют «концептуальную таблицу»,  зачитывают выводы.  

«Работа над содержанием» художественного текста

Познавательные УУД:

  • умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала.

Регулятивные УУД:

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Предлагаю вам  проанализировать некоторые цитаты из повести. Свои выводы оформляем, используя метод  «двухчастный дневник»

    Работа в группах.

Цитата

Комментарии.

Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

(вопросы)

Комментарии

по прошествии некоторого времени (ответы)

  1. Анализируют отрывки из произведения.
  2. Отвечают на поставленные вопросы.
  3. Заполняют «концептуальную таблицу»
  4.   Зачитывают выводы.  

Обобщение и систематизация знаний

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

       Так что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?  

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Под музыку демонстрируют буклет «Нравственные проблемы в повести В. Распутина».

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Обратимся к тексту из коллекции электронных образовательных ресурсов 
«О нравственной личности в индивиде»

  1. В каких ситуациях проявляется личный «баланс» добра и зла человека?
  2. Удавалось ли вам в каких-то ситуациях одерживать победу над «соблазнами эгоистического своеволия»?
  3. Опираясь на реальные жизненные ситуации, на сюжеты книг и кинофильмов, приведите примеры борьбы человека с самим собой за «нравственную личность в индивиде».

Как вы поняли смысл финала повести?

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Выводы оформляем в таблицу:

Знаю

Узнал

Самооценка

Регулятивные УУД:

  • умение правильно оценить работу учащихся в группе.
  • Личностные УУД:  самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом.
  1. Ребята, у вас на столах лежат листочки с фамилиями участников вашей группы. Вам  самостоятельно надо напротив каждой фамилии, в том числе и своей, поставить оценку за работу на сегодняшнем уроке

Учащиеся оценивают друг друга и себя. Оценочные листы сдаются учителю.

Рефлексия

Регулятивные УУД:

  • осознание учащимися качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • умение определять качество своей работы на уроке

Сегодня на уроке мы затронули одну из самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. В. Распутин даёт нам свой рецепт от бездушия.

  Оцените урок, прикрепив сердечко на одно из брёвен домика.

Напишите «рецепт от бездушия».

Оценивают урок.

Записывают выводы по уроку в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".

Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина....

Урок-размышление по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о ...

Урок-размышление по повести Распутина "Последний срок."

Урок посвящён анализу нравственной  проблемы повести- отношение "отцов и детей"...

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...