Рабочая программа по предмету «литература» для учащихся 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Темченко Наталия Александровна

Рабочая программа рассчитана на УМК В. Я. Коровиной при 3 часах литературы в неделю (всего 102 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_literatura_8_2013.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 42   Приморского района Санкт-Петербурга

РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 

Педагогическим советом

 протокол № ___

от «___»___________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ  гимназия № 42        Хорунжая Т.В.__________/

Приказ № ____

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «литература»

для учащихся 8 «В» класса

3 часа в неделю (всего 102 часа)

Автор-составитель:

Темченко Наталия

Александровна,

учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

2013 – 2014 уч. г.

Санкт-Петербург


Пояснительная записка

К рабочей программе по предмету литература (8 класс).

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе для 8 класса основной школы, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

В программе учитываются основные идеи и положения развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Общая характеристика курса

Как  часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

         Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью, что предполагает активное сотворчество читателя, воспринимающего художественный текст.

Литература в российской школе содействует формированию разносторонне  развитой,  гармоничной  личности, воспитанию гражданина, патриота.  Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и критически относиться к себе и окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями разных эпох и народов. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении,  вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

         Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей

 страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.      

Художественная картина мира,  нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
         Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.


В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Зарубежная литература.
9. Обзоры.
10. Сведения по теории и истории литературы.
11. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1—9 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 10 предусматривает и специальные часы на практическое освоение, и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений. 

В разделе 11 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Цели и задачи

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий, формирование читательской культуры, представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
  • формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры;
  • формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;
  • системная подготовка к итоговым испытаниям;
  • формирование духовно-развитой  личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к   литературам и культурам других народов, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, устной и письменной речи учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, жизни и творчества поэтов и писателей русской и зарубежной классики;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение всевозможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД):  формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из разных источников;
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Для достижения перечисленных целей необходимо решить следующие задачи:

  •   систематизировать подходы к изучению литературы;
  •   сформировать у учащихся единую систему понятий по теории литературы;
  •   научить пользоваться средствами языковой выразительности;
  •   показать основные приемы эффективного использования информационных технологий для поиска материалов по предмету;
  •   сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

  1. Учебно-методический комплект (УМК)
  2. Особенности содержания и структуры УМК

Рабочая программа реализуется в УМК под редакцией

В. Я. Коровиной.

Выбранный УМК сочетает овладение теоретической частью  курса с организацией практических занятий, позволяет обеспечить системно-деятельностный  подход, лежащий в основе ФГОС.

Данный методический комплект представляет единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала, обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся.

Комплект  включает в себя учебник, состоящий из двух частей.

Состав УМК  для учащихся:

  1.  Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И.  Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

Состав УМК для учителя:

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Учебник 8 класса по литературе под редакцией Коровиной В.Я.  В 2-х частях.  М.: Просвещение, 2010.
  2. Дидактические материалы 8 класс «Читаем, думаем, спорим» под редакцией  Коровиной В.Я., М.: Просвещение, 2008.
  3. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику Коровиной В.Я. Литература 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.  (Серия УМК).

Место литературы в базисном учебном плане

        Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение  литературы в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю за 34 учебные недели). По учебному плану гимназии № 42 в 8 классе на литературу выделены 3 часа в неделю (102 часа за те же 34 недели). Дополнительные часы используются для более глубокого изучения предмета.

Изменения, внесенные в рабочую программу, и их обоснование

         В  программе обязательного  изучения литературы на этапе основного общего образования предусмотрено 2 часа в неделю (всего 68 часов), а в учебном плане гимназии № 42 выделено 3 часа в неделю (всего 102 часа).   Количество часов увеличилось  на 34 урока. Это позволило  расширить рамки изучения предмета в 8 классе, что дает возможность  более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации в 9 классе и к  ЕГЭ в 11 классе, так как целый ряд произведений из программы 8 класса входят в перечень текстов, по которым составлены задания  ГИА и ЕГЭ по литературе.

        Дополнительные 34 часа в данной рабочей программе распределены следующим образом:

         Первый  дополнительный час добавлен на изучение УНТ с целью познакомить учащихся более подробно с русскими народными песнями, так как в дальнейшем в программе по литературе  9 – 11 классов этот раздел отсутствует, но влияние  народных песен будет ощутимо в лирике многих поэтов 19 и 20 веков (например, Н. Некрасова  или С. Есенина);

         второй и третий дополнительные часы  добавлены  на изучение комедии «Недоросль» Фонвизина в разделе «Из литературы 18 века», так как  отрывки из этого текста часто встречаются в заданиях ЕГЭ.

        В разделе «Из русской литературы 19 века» вместо 36 часов по обязательной программе предлагается дать 45 уроков. Дополнительные  9 уроков распределяются так: 1 час – басня  Крылова «Лягушки, просящие царя»; 1 час –  «Пиковая  дама»  А. С. Пушкина (внеклассное чтение); 1 час –  повесть Л. Н. Толстого  «Отрочество» (внеклассное чтение); 2 часа –  внепрограммные рассказы А.П. Чехова  «Крыжовник» и «Человек в футляре» (они входят в знаменитую «трилогию», причем рассказ «О любви»  - программное произведение);  остальные 4 часа добавлены на изучение «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Ревизора» Н.В. Гоголя, также на развитие  речи. Уроки внеклассного чтения расширяют кругозор учащихся, дополнительные часы на басню Крылова, «Капитанскую дочку» и «Ревизора» нужны для лучшего усвоения текстов данных авторов, так как  они часто встречаются на ГИА и ЕГЭ. Уроки развития речи помогают лучше подготовиться к различным сочинениям, которые входят в ГИА и ЕГЭ.

        В разделе «Из русской литературы 20 века» вместо 19 часов по обязательной программе предлагается дать 30 часов. Дополнительные 11 часов распределены так:  первый час – на изучение стихотворения А.Блока «На поле Куликовом», поскольку это произведение тесно связано с другим программным стихотворением «Россия» (оба входят в цикл Блока «Родина», оба затрагивают тему исторического пути России). Второй час выделен на изучение рассказа М. Зощенко «Аристократка» (внеклассное чтение). Третий час – на знакомство с рассказом А. Платонова «Возвращение» (внеклассное чтение). Четвертый – повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (внеклассное чтение). Пятый – урок развития речи (отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне). Это позволяет учащимся проявить индивидуальность в выборе текста, развивает их речь и расширяет кругозор. Шестой урок –  внеклассное чтение по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма». Седьмой урок -  дополнительный час на изучение лирики Н. Рубцова, чьи стихи также встречаются в заданиях ЕГЭ. Восьмой и девятый уроки – повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось…» (внеклассное чтение). Выбор данного текста объясняется тем, что он перекликается с трагедией В. Шекспира «Ромео и Джульетта», что дает возможность сравнить эти два произведения. Десятый и одиннадцатый уроки предлагают познакомиться с романом Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», где учащиеся размышляют над проблемами  взаимоотношений человека и природы, добра и зла в современном мире.

        В разделе «Из зарубежной литературы» вместо предлагаемых 5 часов данная рабочая программа предусматривает 13 уроков. Они распределены следующим образом:  2 часа – на изучение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»  (в полном объеме, а не только две сцены из текста), так как невозможно достаточно глубоко ознакомиться с этим шедевром за один урок. Кроме того дополнительное время позволяет сравнить пьесу с двумя экранизациями (1968 и 1997 года), что помогает учащимся сопоставить свои впечатления от прочитанного текста с версиями Ф. Дзефирелли и Б. Ларменна.     Третий и четвертый уроки  ( из 8 дополнительных часов) посвящены изучению пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Этот текст в обязательной программе представлен в сокращении, дополнительные часы помогут познакомиться с ним в полном объеме.  Пятый и шестой дополнительные часы  дают возможность составить свое представление о романе Д. Свифта «Путешествия Гулливера». Это одно из  известных произведений мировой классики. Седьмой  урок посвящен роману В. Скотта «Айвенго», поскольку в учебнике предложены лишь несколько глав, дополнительное время расширяет представление о художественном произведении  и позволяет изучить обзорно весь текст. Восьмой час выделен на контрольную работу по произведениям зарубежной литературы, что помогает учителю проверить, насколько усвоен изученный материал.

        В конце учебного года добавлены  1 час на повторение и систематизацию полученных знаний и 2 резервных урока на тот случай, если они выпадают на праздничные дни.

         Итого получается 34 часа дополнительного времени: 1+2+9+11+ +8+1+2.

         Таким образом, большое количество уроков внеклассного чтения, дополнительные часы на изучение программных произведений,  уроки развития речи и повторения  - все это помогает учащимся расширить свой кругозор,  разгрузить программу 9 – 11 классов, дает возможность больше обсуждать произведения (коллективные диалоги ), высказывать свою точку зрения на ту или иную проблему (устные монологические ответы), что в итоге позволит школьникам лучше подготовиться к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

         

     

  1. Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету

В курсе литературы используются  следующие технологии обучения: проектная технология, развивающие, технология развития критического мышления, визуальные презентации, технология творческой мастерской.

Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Традиционные методы обучения:

  • словесные методы (рассказ, семинар, объяснение, беседа, коллективный диалог, устный монологический ответ на заданную тему, работа с учебником),
  •  наглядные методы (наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, просмотр фрагментов видеофильмов),
  • практические методы (инсценировка или выразительное чтение художественного текста по ролям,  анализ его содержания и художественного своеобразия, сопоставление текстов одного или разных авторов, сравнение художественного текста с произведениями других видов искусств).

Рабочая программа курса «Литература» основного общего образования на базовом уровне для 8 класса предполагает широкое использование в учебном процессе различных форм проведения занятий (обучение через деятельность, разбор конкретных ситуаций, метод проектов, групповая и парная работа) с целью формирования и развития навыков самостоятельной работы школьников.

Внеурочная деятельность по предмету 

  • походы в театр на спектакли, поставленные по произведениям школьной программы, посещение кинотеатров или просмотр видеокассет с кинофильмами-экранизациями художественных произведений, школьные инсценировки и литературно-музыкальные композиции по литературе.
  • Учащиеся также могут принять участие в районных поэтических конкурсах, олимпиаде по литературе, в игре «Пегас», в написании научно-исследовательских работ и в дальнейшем стать участниками щкольных и районных научных  конференций, где будут защищать свои научно-исследовательские работы.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами учащихся  основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к многонациональному Отечеству;  осознание своей этнической принадлежности, знание истории,  языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, уважительного отношения к русской литературе, к  культурам других народов;  усвоение гуманистических,  демократических и традиционных ценностей многонационального российского  общества;  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование  осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,  вере, гражданской  позиции, к  истории, культуре, религии, традициям,  языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других форм деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношения к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников  информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные  результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
  • умение самостоятельно организовывать  учебное сотрудничество,  собственную и совместную  деятельность с учителем и сверстниками, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно подбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного  выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить  логически выверенные  рассуждения,  умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии);
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

 Предметные результаты учащихся  основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств  в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание курса

Введение

        Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

        В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.  «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

        Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики, поэтика частушек.

        Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…».  Особенности содержания и формы народных преданий

Теория литературы: Народная песня, частушка (развитие представлений), предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

        Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        Художественные особенности воинской повести и жития.

        «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

        «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

         «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина.  Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы.  Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

        Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец.  Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

        «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Мораль басни.

        «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

        Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.        

        «Смерть Ермака».  Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич -  главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

        Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

        «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

        К… («Я помню чудное  мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

        «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

        «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный»  (цитата из «Капитанской дочки» А.Пушкина). История создания романа. Пугачев в историческом труде  А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

        Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая  правда и  художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

         Повесть «Пиковая дама». Повесть как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести.

        Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

        Поэма «Мцыри».  «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).

        Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

        «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора  -  высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» ( В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления).

        «Шинель». Образ «маленького человека»  в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

        Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе( Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

        Рассказ «Певцы».  Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

 

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

        «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

        Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

        «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа  в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

        Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

        «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

        Поэзия родной природы в русской литературе XIX века.

        А.С.Пушкин.»Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…».

        Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

        «О любви» (из трилогии).  История о любви и упущенном счастье. Образ рассказчика. Рассказ в рассказе как особенность композиции текста.

        «Крыжовник». Истории жизни героев. Композиция текста и его художественное своеобразие. Проблематика рассказа.

        «Человек в футляре». Характеристика главного героя и его взаимоотношения  с другими персонажами. Проблематика рассказа, его художественное своеобразие. Беликов – образ-символ своего времени.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

        Из русской литературы ХХ века.

        Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

        «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

        Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

        «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

        Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о писателе.

        «На поле Куликовом». Национальность и народность этого поэтического цикла. Боль и тоска автора в данном произведении. Связь прошлого, настоящего и будущего. Тема патриотической борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Женские и мужские образы цикла, его место в творчестве поэта.

        «Россия». Историческая тема в стихотворении Блока, ее современное звучание и смысл.  Художественное своеобразие стихотворения.

         Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

        «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

         Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

        «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

        Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи. О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

        Михаил Зощенко. «История болезни». «Аристократка»(другие рассказы для внеклассного чтения).

         Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Художественное своеобразие текстов. Позиция автора.  Сатира и юмор в рассказах.

        Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ  о писателе.

        «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

        Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

        «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

        Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

        Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

        Рассказ-очерк  «Возвращение» (в сокращении). Первоначальное название текста. Душевные травмы, нанесенные героям Платонова войной. Огрубелость в сердце капитана Иванова как результат многолетней войны. Характеристика героев рассказа. Проблематика текста. Странные герои Платонова. Доброта и мудрость автора, его обостренная человечность.

        Стихи песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (обзор).

        Традиции в изображении боевых подвигов народа и боевых будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

        Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

        «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

        Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

        И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

        Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине:  Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок);  З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о Родине.

        

        Из зарубежной литературы

         Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

        «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы»  в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

        Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

        В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

         Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

        «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм, Комедия (развитие понятий).

        Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

        «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (главы из романа).  Книга о Гулливере -  плод долголетних раздумий писателя над современной ему жизнью. Фантастика и реальность в тексте. Обличение с помощью эзопова языка системы управления и государственного устройства Англии эпохи Свифта.  Порядки, законы и обычаи Лилипутии – карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия в Англии 18 века. Книга о Гулливере – одно из замечательных произведений мировой литературы.

        Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

        «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман  (развитие представлений).

           В дальнейшем в таблице календарно-тематического планирования будут использоваться следующие  сокращения:

Н. – неделя;

А.д. – аналитическая деятельность;

П.д. – практическая деятельность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)

Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Литература" для учащихся с ЗПР 8 класс

программа разработана для учащихся с ОВЗ (задержка психоречевого развития), обучающихся в условиях инклюзии...