Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
рабочая программа по литературе (8 класс)

 Наталья Анатольевна Емельянова (Иванова)

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - оценивать свои и чужие поступки. - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться: - понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные универсальные учебные действия

Ученик научится: - планировать пути достижения цели, - устанавливать целевые приоритеты, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»), - устанавливать и вырабатывать разные точки зрения, - аргументировать свою точку зрения, - задавать вопросы, - осуществлять контроль,

- составлять план текста,

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать условия выполнения учебной задачи.

-выделять альтернативные способы достижения цели.

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание

автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx61.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Всеволода Павловича Сергеева                       с. Родничок Балашовского района Саратовской области»

        

«Рассмотрено»

Руководитель МО гуманитарного цикла

__________/………/

Протокол № ____от

«__» _________2019 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Родничок

__________.........../

«____» _________2019 г

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Родничок

__________/………../

Приказ № ___ от «___» __________2019 г

Рабочая программа учебного предмета

 «Литература»  для 8 класса

 к учебнику- хрестоматии  «Литература 8 класс»

(Автор: Коровина  В.Я,Журавлёв В.П.)

Емельяновой Натальи Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной  категории

на 2019-2020 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«____»  __________2019 г

2019-2020 учебный год

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

« Литература 8 класс»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - оценивать свои и чужие поступки. - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться: - понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные универсальные учебные действия

Ученик научится: - планировать пути достижения цели, - устанавливать целевые приоритеты, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»), - устанавливать и вырабатывать разные точки зрения, - аргументировать свою точку зрения, - задавать вопросы, - осуществлять контроль,

- составлять план текста,

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать условия выполнения учебной задачи.

-выделять альтернативные способы достижения цели.

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание

автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел 2. Содержание учебного предмета  «ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС»

Введение

    Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

                                                УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

     Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

                                                   ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

    «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

                                                   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

    Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

   «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

                                                   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

    Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

     Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

     Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка

дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).

    Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

    «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

    Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

     Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

    Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

    Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

    Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

    «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).  

  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

    Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

    Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

    Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

   «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

    Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

   «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

                  Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

   А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

     Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

                                             ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

     Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

    Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.

    Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

   «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

     Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

    «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).

    Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания,  дневники).

Писатели улыбаются.Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

     М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

     Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

    «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологи-ческое содержание.

     Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

    «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.  

   Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

            Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

    Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

    Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

   Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).

                                       Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

     И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

    Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

                                             ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

    Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

    Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.

    Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.                                                                            Те о р и я л и т е р а т у р ы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

    Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

    Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).

Раздел 4. Календарно – тематическое планирование по литературе в 8 классе

(Приложение № 3)

п/п

Темаурока

Кол-вочасов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1.

Введение. Русская литература и история. Русские народные песни. Исторические песни.

1

2

Р.Р.Защита проекта  «русские народные песни», «Предания».

1

3

Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов.

1

4

Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд».

1

5

Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

6

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

1

7

Контрольная работа  по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

8

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов.

1

9

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».

1

10

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева.

1

11

P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча».

1

12

P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября».

1

13

История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»).

1

14

Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

15

P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

16

Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

17

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести  «Капитанская дочка»  и их прототипы».

1

18

Сочинение по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

1

19

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

1

20

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

21

Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы.

1

22

P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект.

1

23

Сочинение по поэме М.Ю Лермонтова « Мцыри»

1

24

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. История создания.

1

25

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью».

1

26

Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

27

Отношение современной  критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.

1

28

P.Р Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».Образ «маленького» человека в литературе. Проект.

1

29

P.P.Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1

30

Контрольная работа  по произведениям Н.В. Гоголя.

1

31

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».

1

32

Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)

1

33

Роман

М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

1

34

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

1

35

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого.

1

36

Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала».

1

37

Сочинение «Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала».

1

38

Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

1

39

P.P.  А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

1

40

История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

1

41

Психологизм рассказа А.П. Чехова

«О любви».

1

42

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

1

43

P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна).

1

44

P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.

1

45

Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему.

1

46

Сочинение по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

1

47

И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

1

48

P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект.

1

06.04

48

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

1

08.04

50

P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе

1

13.04

51

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

1

52

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин».

1

53

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» Юмор на войне.

1

54

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют».

1

55

А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги».   Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне.

1

56

Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

57

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

58-58

Сочинение по произведениям  о Великой Отечественной войне.

2

60

И.Ф. Анненский

«Снег»;

Д.С. Мережковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке»,

«Уступи мне,

скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов

«По вечерам»,

«Встреча».

«Привет, Россия...».

1

61

Поэты русского зарубежья:  Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо,

И.А. Бунин.

Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине.

1

62

Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты.

1

63

Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности.

1

64

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа.

1

65

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера.

1

66

Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго».

1

67

Итоговый тест на курс 8 класса

1

68

Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов за год. Чтение на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс к учебнику Коровиной 2021 г.

Рабочая программа соответствует содержанию обновленного учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, 3 изд. М:Просвещение Рассчитана на 85 часов....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Литература" для учащихся с ЗПР 8 класс

программа разработана для учащихся с ОВЗ (задержка психоречевого развития), обучающихся в условиях инклюзии...