Внеклассное мероприятие по литературе, опсвященное 200-ию М.Ю.Лермонтова
классный час по литературе на тему

Внеклассное мероприятие о творчестве поэта и художника, чей юбилей наша страна отмечала в 2014-ом году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myatezhnyy_geniy_vdohnovenya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Устьинская СОШ

Моршанского района Тамбовской области

Конспект

внеклассного мероприятия по литературе

Мятежный гений вдохновенья

( посвящено 200-летнему юбилею М.Ю.Лермонтова)

                                                                  учитель  русского языка и литературы

В.М.Хохленкова

2015 г

Участники: обучающиеся 7 класса

 Цели мероприятия:

Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой, совершенствовать чтение поэтических текстов, вызвать интерес учащихся к произведениям, показать взаимосвязь немецкой и русской литературы.
Воспитательные: прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; развивать навыки монологической речи; воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

 

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; совершенствование  культуры речи, культуры устного высказывания, привитие любви к Родине через любовь к поэзии родной страны и уважения к стране изучаемого языка (через изучение культурного наследия) при улучшении эстетического воспитания учащихся.

- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, нахождение причинно-следственных связей.

Педагогические задачи мероприятия.

1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2.Обогащение сознания обучающихся знаниями о поэте Ю.М.Лермонтове и немецких классиков.

3.Формирование эмоционально- чувствительной  сферы и ценностных отношений личности ребенка.

4.Усвоение детьми знаний , умений и навыков познавательной и  практико- созидательной деятельности.

5.Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Основное содержание воспитания и социализации обучающихся :  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество; поликультурный мир; свобода личная и национальная;  многообразие и уважение культур и народов

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

Предметные:

Знать: исторические даты жизни и творчества русского поэта; историю созданий стихотворений и переводов, картин.   

Уметь: подобрать нужный материал к заданной теме; выразительно читать стихотворение; строить монологическую речь; работать над ребусами, викторинами.

Личностные: развивать интерес к истории страны; уважать героическое прошлое России;

Метапредметные: умение работать с текстами стихотворений, умение задавать вопросы, умение выделять главное, умение обобщать, умение делать выводы, умение слушать собеседника, работать в группе.

Межпредметные связи: история России, литература, немецкий язык.

Ресурсы: презентационный материал «Лермонтов», «Своя игра по произведениям М.Ю.Лермонтова», ребусы, викторина.

Литература:

С.А.Андреев-Кривич. Тарханская пора. Саратов 1976.
Афанасьев. В. Лермонтов. Жизнь замечательных людей. – Москва 1991.
Венок Лермонтову. – Саратов 1979.
И.В.Гёте “Избранное”, Москва, “Детская литература”, 1988

Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. Путеводитель. – Пятигорск 2008.
Иностранные языки в школе №3 2004, стр. 91-96.

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений, 2-е изд., тт. 1–4. М., 1983–1984м

М. Ю. Лермонтов. Избранные сочинения. – Москва 1987.

Немецкий язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.Л.Бим, Л.В.Садомова. – М.: Просвещение

   Ресурсы сети Интернет:

Литературные имена (http://www.library.ru)

Сайт жизни и творчества М.Ю. Лермонтова (http://forum.template-cms.ru)

http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/rebusy/proizvedenija_m_ju_lermontova_literaturnye_rebusy_dlja_uchashhikhsja_5_9_klassov/421-1-0-9989

https://yadi.sk/i/ZvPju9e9bf5Jo

http://bk-detstvo.narod.ru/lermontov.html

Методическое обеспечение  мероприятия:  личностно-ориентированные технологии, деятельностный подход в обучении, элементы здоровьесберегающей технологии, игровой технологии, технологии критического мышления и организация дискуссии, арт-технологии создают условия для систематизации представлений учащихся о творчестве Лермонтова, о тенденциях  развития поэзии в определённый исторический период; кроме того, организуется деятельность в группах; формируются приёмы стимулирования к учению, проявления себя в совместной деятельности, эмоциональная доминанта; формируются способности к рефлексии, фиксирования собственных затруднений, выбор способа деятельности учащимися, способности к осуществлению контроля и коррекции.

Этапы

мероприятия

           

                  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала занятия

Психологический настрой детей на мероприятие.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

А теперь давайте повернемся друг к другу и поделимся своими улыбками.

Присаживайтесь на свои места.

Позитивный настрой учащихся на продолжительную и познавательную деятельность

Мотивация к учебной деятельности.

Постановка цели.  Целеполагани

Звучит A.I._Hachaturyan_-_Vals_k_drame_M.YU._Lermontova_

Maskarad_(get-tune.net).mp3. Выстрел.)

(учитель литературы читает стихотворение «Смерть поэта»)

Кто автор этого стихотворения?

Чему посвящен наш классный час?

Какие задачи будут решаться на данном мероприятии? (Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.)

Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?

Фиксация

внимания уч-ся

к изучаемым

событиям

Беседа по вопросам

Актуализация знаний

Открытие обучающимися нового знания

Сегодня разговор пойдет о творчестве поэта и художника, чей юбилей наша страна отмечала в 2014-ом году. Каким он был? Как его характер и мировосприятие отразилось в его стихотворениях и картинах?

А начнём мы, конечно же, с детства Михаила Юрьевича. Ведь, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «все мы родом из детства».

Летом 1825-го года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Маленький Лермонтов гулял вместе с бабушкой и гувернёром по Пятигорску,  смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды через семнадцать лет на этом месте оборвётся его жизнь. И только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на Земле. Тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда. Стихи были удивительно красивые, умные и чаще печальные. И тем, кто их понимал, казалось, что Лермонтов написал о них, об их мечтах, печали и тоске их души.

Ученик читает стихотворение

"Синие горы Кавказа, приветствую вас!"

Лирика Лермонтова.

Физминутка

Для разминки

из-за парт

поднимаемся.

На старт!

Бег на месте.

Веселей

И быстрей,

быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны –

Раз-два-три-

четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики

размять.

Начинаем

приседать -

Раз-два-три-

четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора

трудиться,

Да прилежно, не лениться.

(раздает карточки с ребусами с произведениями М.Ю.Лермонтова)

Разгадав ребусы, ответьте на вопросы, о каких стихотворениях пойдет речь.

   Первые стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова датируются сентябрём 1828 года. Лирика Лермонтова – летопись его души, абсолютная искренность автора – его художественное открытие. Лирический герой Лермонтова – цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Он противостоит толпе, его не понимающей, всему миру. Гордый и непреклонный, всегда платит он сполна за свободу духа. Платит одиночеством, бесприютностью, вечным скитанием.

Лирический герой Лермонтова – тоже странник. Известна история создания стихотворения «Тучи». Перед своей второй ссылкой на Кавказ поэт прощался со своими петербургскими друзьями. Современник Михаила Александровича граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочёл его. Когда он закончил, глаза были влажны от слёз».

Лирический герой Лермонтова не только странник. Странник – это тот, кто добровольно странствует. Герой Лермонтова - больше скиталец. Скитальчество – это злая судьба, которая гонит прочь. Скитается дубовый листок, «жестокою бурей гонимый», и «мятежный» парус, ищущий бури. Очень часто в творчестве Лермонтова возникает образ Дороги, неотделимый от героя-странника, героя-скитальца. Это и дорога сквозь поля, и дорога сквозь звёзды, и дорога сквозь жизнь. Говорят, Лермонтов был очень музыкален. Да, да! Он сам прекрасно играл на рояле и скрипке. Да и в стихах его поёт душа. Может быть, поэтому многие его стихотворения стали романсами…

Лермонтов был очень одинок. Помните его «Утёс»?

Что должен был пережить человек, чтобы написать так? Ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом, непонимание окружающих, неудавшаяся любовь… Мало ли…

Стихотворение «Бородино» было создано в год 25-летнего юбилея этой битвы. « Бородино»(1837)- первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его ведома.

В стихотворении автор передает настроение героев, описывает подвиг русского народа, восхищается гениальностью русских полководцев, радуется победе Великой русской силы.

В стихотворении «Парус» -  чувство одиночества и удивительное стремление к борьбе с целым миром.  

Впервые стихотворение «Парус» было напечатано в 1841 году, уже после смерти М.Ю. Лермонтова. Оно стало очень популярным в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени.

Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы России – о революционных бурях.

Основной мотив стихотворения – жажда борьбы и свободы. «Парус» - выражение свободолюбия поэта, его глубоких размышлениях о жизни.

Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) — откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка — поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга. Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука, его произведения публиковались в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях.  

Работа в группах.

Разгадывание ребусов

Выразительное чтение стихотворе-ния

"Тучи"

Исполнение

вокальной группой

учащихся

романса

"Выхожу один я на дорогу"

Выразительное

чтение

стихотворений

"Утес", "Листок" и др.

Инсценирование стихотворения «Бородино»

Просмотр

видеоролика

Лермонтов.

"Парус"

Викторина

"Произведения Лермонтова."

Лермонтов и немецкая классика.

Людей, говорящих на иностранных языках, понимающих чужую речь, очень много. Но сегодня мы будем говорить не просто о переводе, а о переводе художественном, и самым сложным здесь является, конечно, перевод стихотворного текста.   Но все равно гениальных переводчиков можно пересчитать по пальцам. И вот какая существует закономерность: лучшими переводчиками, как правило, являются писатели и поэты. - Как вы думаете, почему? Но не менее важно для переводчика совершенное владение своим родным языком. Михаил Лермонтов  перевел стихотворения немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, баллады Фридриха Шиллер, Генриха Гейне.  

Поэт и писатель, сочетавший в своём характере лёд и пламень, чистоту и порочность, напускную весёлость и внутреннюю ненависть к светскому обществу. Он был начитан, свободно владел английским, французским и немецким, но в обществе знания свои и обаяние очень часто использовал лишь на то, чтобы сводить с ума дам и уводить их практически из-под венца. Добившись взаимности, он охладевал к предмету своих желаний. Лишь с самыми близкими своими друзьями и бабушкой делился Лермонтов своими настоящими мыслями и чувствами.  Лермонтов осознавал значение иностранных поэтов для своего духовного развития, но он начал задумываться и  о  высоком сознании своей миссии как миссии национальной, обязывающей  искать свой собственный путь в литературе, отличный от пути иностранцев.

Чтение

стихотворений на немецком языке «Ночная песня странника», «Сосна», инсценировка баллады «Перчатка»

Талант

к рисованию

Михаил Юрьевич Лермонтов на самом деле очень много путешествовал. Родился он в Москве, потом был перевезен в родовое имение Арсеньевых, находящееся в Пензенской губернии. В 1825 году – первая поездка на Кавказские воды, в Пятигорск. В 13 лет – переезд с бабушкой в Москву из Тархан. Через пять лет – Петербург и Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1837 году – первая ссылка на Кавказ, в действующую армию, за стихотворение «Смерть поэта».

Через год благодаря хлопотам бабушки – возвращение в Петербург. В 1840 году – вторая ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с сыном французского посла. В январе 1841 года он приедет в отпуск на два месяца в Москву, надеясь на отставку. Но отставку его отклонят, и он вернётся в действующую армию, снова на Кавказ. Там через четыре месяца погибнет на дуэли. А в 1842 году отправится в свой последний, послежизненный путь, в фамильную усыпальницу Арсеньевых, в Тарханы.

В России много мест, которые связаны с жизнью Лермонтова: Москва – он там родился; Тарханы – он там вырос; Петербург – там учился в юнкерской школе. Но есть ещё Пятигорск, который давно снискал себе славу как один из главных лермонтовских городов России. Кавказ вошёл в сердце поэта ещё в детстве и остался в нём навсегда.

Индивидуальные сообщения учащихся.

1-й ученик: С самого раннего детства Михаил проявлял незаурядные способности не только к лирике, музыке, но и к рисованию и лепке. Пол в детской комнате Лермонтова был застлан сукном. Маленький Миша любил рисовать на нём мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у него лошадка получилась, потом - собачка. Тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого окна и рисовал акварелью то, что видел в окно. Иногда среди зимы наступала оттепель. Снег делался влажным, рыхлым. Маленький Лермонтов любил лепить из него разные фигуры. Приятели помогали ему катать огромные шары, ставили их один на другой, и Михаил Юрьевич находил палку и вырубал ею из снега свирепых великанов, всяческих зверей. Бабушка часто удивлялась, какие они получались натуральные, как в жизни или как в сказках. А потом маленькому Лермонтову привезли коробку цветного воска, и он несколько дней ни с кем не играл ни в какие игры, а всё лепил на ровной широкой доске.

2-й ученик: Гости Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которым она показывала первые рисунки маленького Миши, даже говорили о том, что из него может выйти художник.  Многие исследователи творчества великого поэта считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим русским художником.  Известно, что рисованию Лермонтов посвящал много времени. До нас дошло только более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ и свыше трёхсот рисунков. Все они дают возможность оценить художественный талант поэта. Сразу же хочется заметить, что картины и рисунки поэта не являются иллюстрациями к его произведениям. (Показ слайдов с картинами Лермонтова)

3-й ученик: Особым интересом у Лермонтова пользовались люди.  А в 1837-1938-ом годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким видели  его современники.

Да, картины и рисунки М.Ю. Лермонтова наполнены жизнью, воздухом, восхищением природой и чутким вниманием к человеку.

Почти все самые лучшие картины, рисунки и акварели поэта связаны с его любовью к Кавказу. Он был одним из первых, кто начал писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». Они и послужили ему материалом для будущих картин.

Рефлексия деятельности

И все же, все литературоведы склоняются к мысли о том, что есть у Михаила Юрьевича стихотворение, в котором его лирический герой преодолевает своё одиночество. Для этого ему нужна родная природа и небо, в котором он видит Бога. Я предлагаю вам прослушать романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»  

Как видите, Лермонтов был счастлив наедине с Природой и Богом.

А чем вам близка поэзия  Михаила Юрьевича Лермонтова?

 Я надеюсь, что это счастье сохранится в вас, и вы ещё не раз, даже будучи взрослыми, обратитесь к творчеству великого поэта.

Сегодня звучали строчки поэта,
На русском, немецком представлен был он.
Мы вряд ли забудем, ребята, об этом,
Тепло от свечи в сердцах унесём

А напоследок, акростих.  Это стихотворение, в котором начальные  буквы (иногда — слоги) каждой  строки  при чтении сверху вниз образуют слово.

Любить Россию, так, как он,

Едва ли кто сумеет.

Разить поэзией- стрелой

Мечтать, любить и верить.

Он мало жил,

Но смог постичь

Три истины, друзья:

Отчизна, долг, разящий стих-  

Вот радость бытия!!!

Слушание романса

«Когда волнуется желтеющая нива»  

Ответы учащихся

«Своя игра по Лермонтову».

Участие в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...

Внеклассное мероприятие "Вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова"

Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества М.Ю.Лермонтова. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе....

Внеклассное мероприятие по литературе «Нет, я не Байрон, я другой!», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.ЮЛермонтова, расширить их кругозор; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта....

Внеклассное мероприятие: Литературный вечер к 200-летию М.Ю. Лермонтова " В портретной галерее"

Коспект внеклассного мероприятия: Литературный вечер к 200-летию М.Ю. Лермонтова " В портретной галерее"...