Конспект урока в 7 классе "Человек на часах" по произведению Н.С. Лескова.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_na_chasah.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе (7класс).

Учитель: Русонова Т.Л..

2011-2012 уч.г.

Тема: Поступок Постникова-это нарушение воинских обязанностей или долг человека? (По рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»)

  Урок по рассказу Лескова Н.С. входит в систему уроков по внеклассному чтению в 7-ом классе. Выбор произведений для внеклассного чтения определяется профильной направленностью школы. Изучаются такие произведения, авторы которых пишут о проблемах армии, о защите Отечества, о проблеме долга и чести, о любви к Родине.

   Тип урока по дидактической цели определен как изучение нового  материала.

Урок построен в рамках традиционной образовательной программы с элементами развивающего обучения. Организация целевого пространства урока основана на деятельностном подходе, при этом применяются такие приемы, как беседа, решение проблемных вопросов. Вовлечение учащихся в познавательную деятельность, осуществляется через систему вопросов к проблемной ситуации, индивидуальную работу, работу в парах.

ЦЕЛИ:

 

      1) мировоззренческая: осознать, что милосердие и сострадание не противоречат служебному долгу;

      2) предметная: понять внутренний конфликт героя через анализ композиции, художественной детали и выразительных средств языка.

     3) коммуникативная: работать в паре, строить диалог.

ОБОРУДОВАНИЕ: книги с произведениями Н.С.Лескова, портрет писателя, репродукция карт, Х-Г Гейслера «Сквозь строй щпицрутенов», карточки с вопросами по тексту произведения, рассказ «Человек на часах» на каждой парте.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: искушение, долг, честь, достоинство.

ПРИМЕЧАНИЯ: проблемный вопрос к теме урока пишется заранее на доске, но закрывется от учащихся.

                                        ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент: запись в тетради числа, темы урока: Лесков Н.С. «Человек на часах».
  2. Ввод в учебную ситуацию.

 -  Вы прочитали рассказ Н.С Лескова «Человек на часах»? Какие впечатления вынесли после прочтения рассказа? Поделитесь чувствами, которые вызвал этот рассказ.

Учащиеся делятся впечатлениями.

  1. Формулирование проблемы, главного вопроса рассказа.

     - Подумайте, на какой вопрос пытается ответить автор в своем рассказе?

Учащиеся размышляют, предлагают варианты проблемных вопросов. С помощью учителя формулируют проблемный вопрос и открывают запись вопроса на доске.

        Учащиеся записывают вопрос в тетрадь.

       IV    Определение задач урока. Учащиеся самостоятельно пытаются определить, каким путем будет решаться  проблемный вопрос.

Вывести учащихся на следующие задачи:

1) проанализировать текст;

2)  осмыслить поступок Постникова, дать оценку поступку;

3) определить позицию автора;

4) определить свое отношение е к поступку Постникова.

      V.      Работа с текстом:

Вопросы:

 

  1. Когда и где происходят события? Выдуманное ли это событие или реальное?
  2. Что сообщает автор о Постникове?
  3. Что произошло на посту? (отвечая на вопрос, читаем и анализируем эпизод).
  4. Через какие детали автор показал, что произошло чрезвычайное событие?
  5. Что испытывает Постников на посту? Найти слова и выражения, определяющие состояние солдата.(учащиеся выписывают в тетрадь слова и выражения, определяющие состояние Постникова).
  6. Для чего автор так подробно описывает, что происходит с Постниковым? (показать внутреннее состояние человека, который хочет помочь, но не может этого сделать по важной причине - он на посту).
  7. Что же с чем борется, вступает в противоречие в душе Постникова? (сострадание и долг). Из главы 8 выписать цитаты, относящиеся к понятиям ДОЛГ и СОСТРАДАНИЕ
  8. Почему Постников свой поступок называет искушением?

Учащимся предлагается осмыслить значение слов «Долг», «Сострадание»,»Искушение».

  1. Работа в парах по рядам:

- Как  отнеслось к поступку Постникова начальство?

Первый  ряд готовит ответы на вопросы:

1)Образ Свинина,его отношение к поступку Постникова.

2) О чем более всего заботится Свинин? (О себе, о карьере, о репутации или о судьбе солдата?)

3) Почему Свинин распорядился наказать Постникова - дать 200 розг,а когда дело было улажено,сделал подарок?

Второй ряд готовит ответы на вопросы:

  1. Кто такой Миллер?
  2. Какие черты характера присущи Миллеру?
  3. Как Миллер отнесся к поступку Постникова?
  4. Почему Миллер не заступился за Постникова?

Третий ряд готовит ответы на вопросы:

  1. Кто такой Владыка? Охарактеризуйте Владыку.
  2. Как оценил поступок Постникова Владыка?

Вывод ( записать в тетради). Начальство более всего заботится о своей карьере, о самих себе, его не волнует судьба Постникова.

  1. Определение авторской позиции и соотношение ее со своим мнением.
  1. Почему автор назвал событие «Трогательным и ужасным»?
  2. Как через композицию рассказа автор выразил свою позицию? Как Лесков относится к поступку своего героя?
  3. Почему автор назвал рассказ « Человек на часах?»
  4. Каково ваше отношение к поступку Постникова?

  1. Выводы по уроку.
  1. После анализа произведения ответьте на вопрос, поставленный в начале урока : ( Выслушав мнение учащихся, основные выводы записываются: служебный долг не должен мешать проявлению гуманных чувств, самая большая ценность на земле - жизнь человека. Постников прошел проверку на человечность).
  2. Над чем вас заставил задуматься этот рассказ( ответ на этот вопрос записывается в тетрадь - 3-4 предложения, затем зачитываются ответы нескольких учащихся).

            Завершает урок учитель словами Н.С. Лескова словами: « Вселенная когда-нибудь разрушится, каждый из нас умрет еще ранее, но пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя. До идеала мы не достигнем, но если постараемся быть добрее и жить хорошо, то что-нибудь сделаем!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"

Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....

Конспект урока по литературе по произведению "Старуха Изергиль"

Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль"        Цели1. Развитие мыслительных способностей учащихся.2. Умение сопоставлять хар...

Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида

Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")

Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....

Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей­ствием цветовых пятен, цветовой композици...