Конспект урока «Проблема толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Анализ повести  Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Размышление над проблемой толерантности, исследование отношений между людьми разны национальностей, уклада жизни, обычаев, традиций. Поиск ответа на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы воцарил мир, и сегодня не гибли люди?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hadzhi-murat.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; рассмотреть, как данная проблема раскрывается в повести «Хаджи-Мурат»; воспитывать миролюбие, терпимость, уважительное отношение к людям других национальностей.

                               

                               

                                  Ход урока

Эпиграф: Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма…Ж.Меллер

                                                       Теперь, когда мы научились

                                                       Летать по воздуху, как птицы,

                                                       Плавать под водой, как птицы,

                                                       Нам не хватает только одного:

                                                       Научиться жить на земле, как люди

                                                                                                   Б.Шоу

Слово учителя:

Чтение китайской притчи «Ладная семья»

Жила была на свете семья. Она была простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго, видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал,  как водится, за ухом и спросил:

-И все?

-Да - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

-И мира тоже.

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили лад и согласие

Любовь, прощение, терпение.

Учитель: Все эти слова можно объединить, назвав одним словом «толерантность»

Обратимся к группе экспертов, которые  работали с толковыми словарями и подготовили сообщение о понятии толерантность.

В Словаре иностранных слов дается такое определение толерантности:  «Это качество человека, характеризующее его отношение к другим людям и выражающееся в способности сознательно подавлять чувство неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное; в уважении самобытности».

Подберите синоним к слову толерантность - терпимость. Перед вами таблица. Заполните ее. Впишите слова, которые раскрывают понятие толерантность, и те, которые противоположны этому значению.

Толерантность

Интолерантность(нетерпимость)

Доброжелательность, уважение, сочувствие, сопереживание, умение и желание понять и простить, и непримиримость ко злу, взаимопонимание, миролюбие

Ненависть, презрение, неуважение чувств верующих, насилие, равнодушие, жестокость, война.

Слово учителя: Россия – наша Родина, многонациональная страна. И сегодня как никогда раньше перед нами стоит задача научиться жить в мире, согласии, уважать интересы, обычаи, традиции других народов, воспринимать их такими, каковы они есть.

Учитель. Закончите фразу: «Чтобы жить в мире, нужно научиться уважать друг друга, быть терпеливыми. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Этому учат нас многие наши писатели, и конечно Л.Н.Толстой. Обратимся к его повести «Хаджи-Мурат». Назовите тему нашего урока. Что мы будем исследовать на уроке? Отношения между людьми разны национальностей, уклада жизни, обычаев, традиций.

Слово экспертам, которые познакомят нас с исторической справкой об истории написании повести.

Где происходят события? (Кавказ-ворота Европы в Азию. Он имеет важное стратегическое значение в укреплении военного и экономического влияния в регионе. 1817-1863

Когда? 1852г

Какой была эта война по отношению к России? (захватническая) Какой план претворяет в жизнь Николай 1? (Покорить Кавказ, присоединить новые территории) Его стратегический план? («Твердо держаться моей системы разорения жилищ, уничтожения продовольствия в Чечне и тревожить их набегами,-Николай1».Идет ли здесь речь о дипломатии. Нет. Это насилие.

Какой по отношению к горцам? (освободительная)

Обратимся к экспертам. Поясните значение слов

Имам-высший духовный сан у мусульман.

Хазават-война против иноверцев, «неверных»

Наиб-начальник области.

Повесть называется «Хаджи-Мурат». Кластер.  В центре повествования образ главного героя.

Расскажите о его судьбе.

 Расскажите о его судьбе. (Родился в небольшом ауле, воспитывался с детьми хана, стал богат, жил в свое удовольствие, пока не убили Кази-мулу и Гамзат не объявил хазават (т.е. войну) русским. Х-М обратился за помощью к русским, но они ничего не сделали. Такое отношение толкало Х-М к перейти на сторону Гамзата и Шамиля. Но жестокое убийство Абунцал-Хана-, Умма-Хана, и Булач-Хана (названных братьев) и их матери еще больше обострило отношения между Шамилем и Х-М. Шамиль уговаривал идти с ним против русских, но Х-М отказался. Его оговорили перед русским генералом Клюгенау(стр.328), и он чуть не погиб. Позже Х-М перешел на сторону Шамиля, который дал Х-М в управление всю Аварию, а потом захотел избавиться от него. Х-М отбился, но семья осталась у Шамиля, который грозится ее убить.. Х-М служит России, борется против нее, погибает от русских.

Каким предстает он в повести?

 (Разным: гордым, отчаянным, безжалостным к своим врагам, смелым) Нельзя назвать положительным или отрицательным героем.

 Назовите других героев повести. Что вы можете сказать о них? Характер героя становится понятен из отношений Х-М с другими персонажами.

.Вновь обратимся к экспертам.

1группа анализирует отношения Х-М с князем Воронцовым(сцена приема у Воронцова: «Я подумаю, что можно сделать (о семье),а на балу князь сделал вид, что не слыхал напоминание о выкупе семьи),

Николаем1(Они никогда не встречаются, Х-М жертва жестокого коварного, безнравственного  деспота). Генерал Клюгенау, барон Розен, ведут себя нечестно. Генерал Меллер-Закомельский-карьерист.  Они разыгрывают Х-М как карту: кто-то решает свои личные проблемы, кто-то хочет получить повышение в чине, кто-то думает о карьерном  росте. Понимает ли хоть кто-нибудь из них чувства Х-М, признают ли равенство между собой. Он для них «дикарь». Жителям Кавказа русские, по их мнению, несли культуру, процветание.

За что борется он? Воюет за внутренние убеждения. Дружбы с Шамилем никогда не было. Шамиль разжигал братоубийственную войну. Он боялся Х-М, который был нужен ему для воплощения  амбициозных планов.

2группа анализирует отношения к нему Бутлерова («с первого знакомства сошелся с ним, много и охотно говорил, расспрашивал его про его жизнь и рассказывал ему про свою… и даже советовался с ним…полюбил его», Марьи Дмитриевны (ему нравилась его простота, «неделю у нас прожил; кроме хорошего , ничего от него не видали…Обходительный, умный, справедливый…Он татарин, а хороший» Лорис –Меликова(ему Х-М рассказывает свою жизнь, просит его помочь спасти семью).

Вывод: все они отличают в нем смелость, спокойствие, ум, мудрость, уважение законов гостеприимства, порядочности.

Х-М – сын своего народа. Какие еще качества присуще ему. Жестокость, злость, мстительность, безжалостен к врагам («Сколько душ русских солдат загубил»).

Когда проявляются эти качества?

3группа, гл 17-осквернение «загаженная мечеть-высшая точка неуважения к чужой религии»). К чему ведет такое отношение? К ненависти, войне. Что чувствуете вы, когда читаете этот эпизод?

Боль, стыд, жалость к простым людям, которых лишают всего.

Интолирантность проявляется не только к горцам. Приведите пример.

Генерал-губернатор Западного края, Бибиков докладывает Николаю о мерах, принятых против крестьян, которые не хотят переходить в православие. Царь приказывает судить всех неповинующихся военным судом, т.е. прогнать их сквозь строй.

Учитель. Почему Х-М решает сбежать от русских? Его семья (мать, жена и 6 детей) у Шамиля, они могут погибнуть. Русские ему отказывают в помощи, он надеется на себя.

4группа. Как внесюжетные элементы помогают раскрытию основной мысли повести и углубляют, драматизируют образ Х-М. Главный герой говорит: «У каждого народа свои обычаи». Перед тем, как сбежать от русских, Х-М слушает песню Хенефи.(гл23) и вспоминает песню матери.

Тавлинская сказка о соколе, который был пойман, жил у людей и потом вернулся к людям в путах с бубенцами. Соколы не приняли его: «Лети туда, где надели на тебя серебряные бубенцы. У нас нет бубенцов, нет и пут». Сокол не покинул Родину, но его не приняли и заклевали.

Песня о том, как Гамзат угнал с своими молодцами с русской стороны табун белых коней, как окружили их, как бились и умерли все за хазават»стр.237

Песня, которую рассказывала Х-М его мать. Мать не боялась смерти, не будет бояться ее сын

 Что понимаем мы, читая эти эпизоды?

Такой народ победить нельзя. Нужно научиться уважать его традиции, обычаи, национальную самобытность.

Х-М погибает.

Обратите внимание на рисунки. (Изображение репейника) Метафора, которая помогает понять, как герой колюче отстаивает свою независимость. На какие размышления наводит вас описание репейника? (Нельзя действовать против воли человека, народа, нельзя насильственно добиваться осуществления своих желаний)

К сожалению, многие из нас думают, что на Кавказе всегда было неспокойно. Может притча, которую я вам читала, не имеет отношение к повести? Так ли это? Хан –Магома, мюрид Х-М, вспоминает времена, когда «люди жили, как святые: не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах. Тогда и бог давал успеха народу…»

Что нужно сделать, чтобы воцарил мир, и сегодня не гибли люди? Люди разных национальностей способны найти общий язык, научиться уважать традиции, обычаи,  культуру других народов, быть толерантными, доброжелательными.

Предупреждение всем живущим сегодня, что сохраняющаяся человеческая рознь ведет в тупик, к крови, смерти.

Подведем итоги урока. Было ли вам интересно на уроке? Что нового узнали? Какие открытия для себя сделали?

Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру, взаимопониманию. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти.

                              Рабочие материалы к уроку литературы

Тема урока: Проблема    …       в повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»

Цели урока:

Ключевое слово:

                                       

Внесюжетные элементы:

помогают понять

О чем предупреждает нас Л.Н.Толстой:

Готовимся к уроку по повести Л.Н.Толстого

                         «Хаджи-Мурат»

Задание:

1.Прочитать повесть «Хаджи – Мурат».

2.Подготовить сообщение об истории написания повести.

3.Знать судьбу Хаджи- Мурата.

4.Выделить эпизоды, которые помогают понять характер главного героя, мотивы его поступков.

5.Как  и почему относятся к Хаджи – Мурату другие герои повести?

6.Какие внесюжетные элементы помогают раскрытию основной мысли повести?

7.Какие чувства вызвала у вас повесть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Поэтическая канва повести Л.Толстого Хаджи-Мурат

Тавлинская сказка и песни, использованные в повести и их роль...

Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"...

Урок внеклассного чтения по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат", 8 класс

Урок знакомит учащихся  ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Эта повесть рассказывает о событиях на Кавказе в конце XIX века....

Из опыта изучения повести Л.Н.Толстого "Хаджи- Мурат"

задача учителя-не только показать школьникам непреходящую ценность произведений литературы. но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них о...

Урок по повести Л. Н. Толстого "Хаджи - Мурат". Предостережение писателя.

Цель урока: показать школьникам не только непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писате...

ПОЭТИКА ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ХАДЖИ-МУРАТ»

Поэтика повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»...