Нестандартный урок по творчеству А. Н. Островского
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Разработка урока «Творческая мастерская «Подготовка к изданию книги «А.Н. Островский - драматург» в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_10_kl.rar440.66 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 п.Октябрьского

Разработка урока «Творческая мастерская «Подготовка к изданию книги «А.Н. Островский - драматург» в 10 классе

Исполнитель:

Швацкая Валентина Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории

На доске

Суперобложка - съемная, цветная (можно из ткани) выполняет рекламные, защитные, оформительские функции.

Форзац - двойные листы плотной бумаги между блоком и переплетной крышкой. Соединяет блок с крышкой и защищает крайние страницы от загрязнения.

Фронтиспис - рисунок, портрет автора или лица, которому посвящена книга, помещаемый слева от титульного листа.

Титульный лист - элемент книги, на котором помещается заглавие издания, фамилии авторов, наименование издательства, место, год издания.

Шмуцтитул - отдельный лист, на котором указывается название или порядковый номер раздела, главы книги.

Эпиграф:

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,

Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

И. А.Г ончаров


Тема. Подготовка к изданию книги «А.Н. Островский - драматург»

Цель. Обобщить изученное о творчестве Островского, показать его значение для русского театра. Закрепить следующие умения и навыки: умение строить связное высказывание, применять речеведческие знания, использовать специальные термины, работать с дополнительной литературой, выбрать нужный материал по теме, выделить главное, мотивировать свою деятельность на уроке, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения, развитие эстетического вкуса, культуры речи, делать для себя открытие, вести деловой разговор, рецензировать.

Воспитывать интерес к творчеству драматурга.

Тип урока. Творческая мастерская

Оборудование: выставка «Творчество А.Н. Островского», фрагменты фотографий «А.Н.Островский и театр»

Эпиграф на доске:

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольный камень Фонвизин, Грибоедов. Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

И.А. Гончаров.

Специальные термины на доске: переплет, суперобложка, иллюстрация, шмуцтитул, фронтиспис.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте. У нас гости: учителя русского языка и литературы, завучи школ нашего района, поприветствуем их.

Все: Мы рады вас видеть!

Учитель: Садитесь.

Мы закончили изучение творчества Александра Николаевича Островского, великого драматурга. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - творческая мастерская. Мы все станем свидетелями большого события - подготовки к изданию книги об Островском-драматурге.

Каждый из вас работал с дополнительной литературой, знаком со специальными терминами (на доске) и на сегодняшнем уроке мы будем вырабатывать умения и навыки их использования. Единственный вопрос: «К какому словарю я обращусь, если забуду значение какого-нибудь слова?»

Учащиеся: к толковому академическому или к словарю специальных терминов.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы книга, которая будет адресована вашим младшим товарищам, понравилась им; была бы полезной, чтобы они узнали больше об Островском- драматурге, о его связи с театром, о значении драматургии писателя. Мы должны подготовить макет книги. Это и есть цель нашего урока.

Прежде чем предоставить слово редактору, обращаюсь ко всем: попытайтесь набросать тезисы к рецензии на нашу будущую книгу.

Итак, слово редактору Тихой Раисе, которая проведет заседание редколлегии.

Редактор: Название нашей книги - «Островский - драматург». Каждый из вас должен был продумать, каким будет ее макет (оформление, содержание), поразмыслить над тем, какой материал хотелось бы поместить в книге, и, естественно, аргументировать свое мнение.

Нужно отобрать материал, который никого не оставил бы равнодушным, чтобы читатель узнал об Островском как можно больше, нашел в книге что-то новое, интересное. Предоставляю слово художникам. Художник: Мы посоветовались с группой товарищей и решили, что переплет книги и суперобложка будут строго серого цвета. В центре - портрет драматурга. Обратите внимание: он серого цвета и, естественно, удачно будет сочетаться с таким же цветом обложки.


Форзац создает определенное эмоциональное настроение. Его общая тональность - сочетание серого, красного и черного цветов. Это, на наш взгляд, символично. Черный цвет - цвет печали - символизирует трагический финал многих пьес драматурга. Цвет красный в книге - цвет любви. Она имеет также место в драмах Островского. И, наконец, серый цвет ассоциируется с водами великой русской реки Волги, на фоне которой происходят действия многих пьес писателя.

Фронтиспис - следующий элемент. Именно здесь отразим тему книги, поместим две фотографии: одна - Островский с артистами Малого театра и фото Московского Малого театра, где до настоящего времени сохранились традиции режиссерской работы драматурга.

АЛ1 Островский с артшламн Малого текра

Следующий элемент книги - титульный лист. Здесь будут данные о книге: название, издательство, год и место издания.

(демонстрирует)



драматурга — символ красоты, силы и мощи родного края. Именно в волнах Волги нашла свое единственное освобождение Катерина, а почти через два десятилетия на берегу той же реки обрела смерть Лариса Огудалова, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница».

Следующая иллюстрация, по нашему замыслу, поможет читателю глубже проникнуть в мир душевных чувств Катерины, главной героини драмы «Гроза». Мы знаем, как увядала она в мире «диких» и «кабановых», поэтому на рисунке изобразили один из счастливых

И третья иллюстрация — к пьесе «Бесприданница», в которой драматург отразил трагическую судьбу женщины в условиях капитализирующейся России. На рисунке - Лариса Огудалова и Карандышев, выстрел которого она примет как благодеяние. Смерть не даст героине опуститься и погибнуть нравственно. Эта иллюстрация поможет глубже представить трагизм положения Ларисы.

Редактор: Предлагаю обсудить работу художников. Слово художественному редактору. Художественный редактор: Думаю, что работа художников заслуживает одобрения. Нет сомнения в том, что они справились со своей задачей: перед нами - Островский - драматург.

Переплет книги и обложка предельно лаконичны. Удачно сочетание цветов, которые имеют определенную символику. Точен фронтиспис. Удались иллюстрации. Хорошо, что художники постарались вникнуть во внутренний мир героев, сумели передать свои чувства от прочитанного. Предлагаю работу художников одобрить.

Редактор: Предоставим слово литературоведам.

Литературовед 1: В начале книги мы предлагаем поместить небольшую рекомендацию редколлегии (читает).

От редакции

Задача данной книги - помочь учащимся в подготовке к урокам литературы. Ее материалы могут быть использованы для работы и во внеурочное время. Цель книги - показать творческий путь драматурга, его значение и место в истории русского театра. В ней даны иллюстрации к произведениям, лучшие сочинения учащихся.

На мой взгляд, помимо вступительной и заключительной статей, нужно поместить статью об основных принципах драматургии Островского. В ней отметим демократизм, идейность, народность и реализм произведений автора.

Во вступительной статье расскажем о начале театральной деятельности драматурга, которая началась в 40-е годы 19 века и длилась до конца его жизни, о борьбе писателя за создание в Москве общедоступного театра с серьезным репертуаром.

Основная мысль статьи — борьба Островского за создание русского национального театра.

Особенно хотелось остановиться на таком важном моменте, как приложение к книге. На уроках литературы мы часто работаем по схемам, составляем их. Предлагаю поместить в книге в разделе «Приложение» основную схему к драме «Гроза», она отражает композицию, образы произведения. Думаю, схема будет полезна и интересна учащимся. Редактор: Будут еще мнения?

Литературовед 2: В этот же раздел предлагаю поместить сведения по теории литературы - понятие о драматургии и ее видах: комедии, драме, трагедии. Они будут необходимы в ходе изучения творчества Островского, ими также можно будет пользоваться на уроках литературы. Предлагаю поместить лучшие сочинения учащихся и иллюстрации, которые мы готовили к урокам литературы.

Литературовед 3: Я считаю, что отдельную статью нужно посвятить произведениям драматурга на историческую тему. Ведь он проявлял большой интерес к истории. Будучи писателем- демократом , он избрал для художественного воспроизведения XVII век - эпоху мятежей, а она так созвучна освободительному движению 60-х годов XIX века.

Читатель узнает в этой статье о таких исторических пьесах как «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода» и других.

Редактор: А будут шмуцтитулы в нашей книге?

Литературовед 3 : Да, будут.

Первый шмуцтитул мы предлагаем озаглавить так. «Периодизация творчества Островского». .Здесь мы отметим 3 периода его работы:

  1. й        - 1847-1860г отражает дореформенную Россию («Свои люди сочтемся», «Гроза»)
  2. й        - 1860-1875г после реформ («Воевода, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»).
  3. й        - 1875-1886г пьесы о трагической судьбе женщины («Таланты и поклонники», «Бесприданница»)

и перечислим пьесы, написанные в разные периоды. Это поможет читателю ориентироваться во времени.

Второй шмуцтитул «Островский и русский реалистический театр».

В этой главе как раз и будет помещен материал о работе Островского над созданием Русского национального театра, о признании Малого театра вторым университетом Москвы,

об актерах, о репертуаре. А также отметим, что пьесы Островского есть и в репертуаре Краснодарского драматического театра . Посетив театр, мы узнали, что с успехом шли пьесы «Гроза», «Правда хорошо, а счастье лучше». В них играли Народная артистка России Алина Кузнецова, Заслуженная артистка Киргизии Тамара Родькина, артист Станислав Сальников. Литературовед 4: Я скажу о заключительной статье. Она также должна отражать идею книги об Островском-драматурге. В ней речь пойдет о значении драматургического творчества писателя, о его новаторстве. Здесь укажем количество написанных пьес (а их более 50) и отметим интерес русского и зарубежного читателя к его творчеству.

Основную идею статьи выражают слова: «Нет! Островский не умер! Он жив! И будет жить, пока жива Россия и русская жизнь». Это сказала Савина, великая русская актриса. Редактор: Может, у гостей будут какие-нибудь предложения по созданию нашей книги?

Ну что ж, обсудим работу литературоведов. Слово Валентине Григорьевне. Учитель: Я полагаю, что литературоведы неплохо справились со своей работой. В статьях они отразили основную тему и идею нашей книги об Островском. Положительно то, что не забыли о теории литературы, об исторических пьесах, опорных схемах и лучших сочинениях учащихся. Думаю, этот материал будет полезен и интересен учащимся, вашим младшим товарищам.

Сегодня на уроке родилась книга, по которой будут работать другие ученики. Я благодарю всех за проделанную работу и предлагаю макет книги утвердить. (Все участники получают оценки)

Учитель: Представим, что мы издали книгу. Кто из присутствующих желает прочесть

рецензию

на нее?

Репная Людмила (читает): Наша книга еще не издана, но о ней уже сложилось определенное мнение. О нем я скажу. Все дальше уходят в прошлое годы, когда жил и творил великий драматург Островский. Но мы помним о нем. Ведь он вошел в наше сознание не только как автор бессмертных пьес, но как создатель русского национального театра. Именно об этом рассказывает книга, изданная учащимися 10 «В» класса.

Идея книги - утверждение бессмертия Островского-драматурга. Своеобразно ее

оформление, сочетание цветов-символов. Прочитав книгу, понимаешь, что представить себе театр без творений Александра Николаевича невозможно.

Думаю, что книгу будут читать легко и с интересом. Она будет полезна нашим младшим товарищам.

Прочтите нашу книгу!

Подводятся итоги урока. Выступают присутствующие на нем учителя и завучи школ.

Они отметили работу учащихся на уроке. Ученики показали:

1. Умение строить связное  высказывание.

2. Умение применять речеведческие знания, использовать специальные термины.

3. Умение работать с дополнительными источниками.

4. Умение выбрать нужный материал по теме. выделить главное.

5. Умение осуществлять наблюдение, самоконтроль своей деятельности и мотивировать её на уроке.

6. Умение собирать убеди убедительные аргументы в защиту своего мнения.

7. Умение рецензировать.

8. Умения и навыки развития эстетического вкуса, культуры речи и чтения.

9. Умение делать для себя открытие (хоть маленькое).

Ио. Умение вести деловой разговор. Умение писать статью

12. Умение сравнивать, анализировать, самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них.

1 3. Умение выделять главную мысль.

14. Умение работать по алгоритмам.

            15. Умение оценивать ответ одноклассника.

          16. Умение составлять план, конспект, тезисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок по творчеству поэтов Серебряного века.

материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Литературно-музыкальная композиция с презентацией и видеороликами....

Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского

Данный материал поможет познакомить учащихся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского;из...

Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского

методические рекомендации по литературе 10 кл....

Презентация к уроку по творчеству А.Н. Островского.

В презентации представлен материал о творчестве А.Н. Островского....

Презентация к уроку, посвященному творчеству Александра Николаевича Островского

Презентация к уроку, посвященному творчеству Александра Николаевича Островского...


 

Комментарии

Шикарная идея! Блеск! И знания, и практика, и прошлое, и будущее. Очень понравилось. Но и поработали вы перед уроком фундаментально!!!!!