Урок рефлексии по литературе "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета", 6 класс
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Козлова Нона Георгиевна

                           Урок рефлексии по литературе в 6 классе

                    “Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”

Цели:

Образовательные, исследовательские:

- учить внимательному  наблюдению за стихотворением,

-развивать  умения элементарного анализа текста.

Репродуктивная:  развивать умение  правильно отвечать на  проблемные вопросы,

-расширять словарный запас.

Поисковая:

-учить устанавливать ассоциативную связь с живописью.

Воспитательные:

-воспитывать чуткое внимание к поэтическому изображению природы,

-воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет А.А. Фета, репродукции картин Клевера Ю.Ю. “Зимний пейзаж с дорогой”и “Дебри”,Шишкина И.И. “Осенний лес”,

“Зима в лесу”, Писемского С.К.”Утро в осеннем лесу”, Крыжицкого “Повеяло весной”, фломастеры, компьютеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_125_refleksii_po_literature_v_6_klasse.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок рефлексии по литературе в 6 классе

                    “Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”

Цели:

Образовательные, исследовательские:

- учить внимательному  наблюдению за стихотворением,

-развивать  умения элементарного анализа текста.

Репродуктивная:  развивать умение  правильно отвечать на  проблемные вопросы,

-расширять словарный запас.

Поисковая:

-учить устанавливать ассоциативную связь с живописью.

Воспитательные:

-воспитывать чуткое внимание к поэтическому изображению природы,

-воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет А.А. Фета, репродукции картин Клевера Ю.Ю. “Зимний пейзаж с дорогой”и “Дебри”,Шишкина И.И. “Осенний лес”,

“Зима в лесу”, Писемского С.К.”Утро в осеннем лесу”, Крыжицкого “Повеяло весной”, фломастеры, компьютеры.

 Ход урока

Учитель.

Посмотрите на эти картины. Что их объединяет?

(ученики говорят, что  на них изображена природа)

Когда мы говорим о природе, какие образы возникают в вашем воображении?  C помощью фломастеров нарисуйте этот образ и поделитесь  своими впечатлениями  с товарищем по парте.

( в течение 2-3-х минут  учащиеся рассказывают о  том, что они изобразили

Это и цветы, и солнце, и радуга, и деревья, и птицы…)

Учитель.

О чем же  наш урок?  (ученики говорят, что на уроке они  будут  говорить о том, как изображена природа в стихотворениях А.А.Фета.)

Сегодня у  нас, ребята, не совсем обычный урок. Тема урока  “Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”. Мы будем говорить о том, как   звуки в стихотворениях великого поэта-пейзажиста  запечатлены в словах, какие краски использует поэт при описании природы, какие чувства испытывает лирический герой при восприятии природы.  И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать , и тогда красота природы откроется нам. Наш урок-урок рефлексии.

(Читаю определение, написанное на доске)

Рефлексия- умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением прочитанного, умение  оценивать результаты своей деятельности.

Учитель.

Опираясь на определение, сделайте выводы,  что мы должны уметь на уроке. (ученики проговаривают)

Ученики:

  • Уметь размышлять,
  • Уметь преодолевать трудности
  • Уметь наблюдать
  • Уметь осмысливать прочитанное
  • Оценивать результаты своей деятельности

Учитель. Желаю всем вам хороших оценок на уроке. Верю, что мы с поставленными задачами справимся.

1.Чтение стихотворения “ Ель рукавом мне  тропинку завесила…”

( читает подготовленный ученик).

2.Анализ поэтического текста
Учитель.

1.Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении? Докажите.

-время года- осень ( кружатся листья, ветер, все колышется, листья мертвые).

Учитель.

2. Почему листья “мертвые”? Это красочный образ?

-    они мертвые , так как упали  на землю. Листья лежат  повсюду. Они очень красивые.

-  да, это образ красочный, потому что  листья красные, желтые, коричневые, зеленые. Такое впечатление, что  земля-это разноцветный ковер.

Учитель.

3.Какое состояние испытывает лирический герой? (ученики дают определение понятия “лирический герой”)

Учащиеся говорят, что , с одной стороны, лирический герой грустит, с другой-радуется.  Лирический герой остался в лесу один. Поэтому ему  и страшно, и жутко. Но потом, заслышав , зов глашатая медного”, он радуется, что рядом кто-то есть. Это тот, которому не страшен ни ветер, ни шум.

Учитель.

4.Какое слово в стихотворении повторяется. С какой целью?

Ученики.

-это слово ветер. Ветер пугает человека.

-любому человеку будет страшно в лесу, если дует сильный ветер, потому что качаются деревья, появляются различные звуки.

-эти звуки непонятные лирическому герою. Он сам говорит: “Я ничего не пойму”.

-он говорит, что вокруг “все гудет и колышется”/

Учитель.

4.Есть ли в стихотворении сказочный образ?

Ученики.

-да , это ель. Она живая. Она похожа на волшебницу, на колдунью.

-она загораживает дорогу путнику. Не хочет его выпускать.

Учитель.

5.Как в стихотворении автор  передает чувство восторга?  Обратите внимание на предложения.

Ученики.

- в последнем четверостишье  мы видим  два  восклицательных  предложения. С помощью  них  автор передает  эмоциональное состояние лирического героя.

-надо обратить внимание на слово “весело”.  Лирическому герою  радостно, потому что повсюду он видит необыкновенную красоту.

-разноцветные листья  не просто лежат на земле. Они кружатся от ветра. От этого тоже становится весело и радостно.

Учитель.

6.Прочтите 2 строфу. Какие согласные передают шум ветра? (ш)

Какой звук создает шум ветра в первом четверостишье?

Ученик.

-это гласный у: “шумно”,”жутко”, “грустно”

( по компьютеру учащиеся находят определения слов аллитерация и ассонанс).

Аллитерация-повторение согласных звуков, придающих особую выразительность стихотворению.

Ассонанс-повторение гласных звуков, придающих музыкальность, выразительность стихотворению.

Учитель

7.А случалось ли вам одним быть в лесу. Что вы испытывали?  Что вы чувствовали?

(одни ученики говорят, что  они не боялись,  другие- наоборот. Приводят примеры)

8.Как вы понимаете слово “глашатай”?

Ученики.

-это   человек, который  к чему-либо взывает,

-это человек, призывающий к каким-либо действиям

Учитель.

9.А какой инструмент подразумевается под выражением “глашатая медного”?      

Ученик.

Это медный рог.

Учитель.

Раньше богатые люди устраивали охоту на каких-нибудь зверей.  Находились друг от  друга на большом расстоянии. Вот тогда-то  и использовали рог в качестве сигнала.

Учитель.

10.В стихотворении есть еще одно необычное слово “гудет”. Оно общеупотребительное или диалектное?  Что оно обозначает?

Ученики.

-это слово диалектное. Оно обозначает  какие-то  доносившиеся звуки.

Причем эти звуки сильные.

-гудет, то есть издает звуки.

Учитель.

 11.А почему “зов глашатая” лирическому герою” сладостен”?

Ученик.

-лирическому герою приятно слышать эти звуки.

-ему было страшно одному. Услышав звуки рога, он понял, что не один.

Учитель.

12.И еще об одном выражении- “странника бедного”. Почему бедный?

Его кто-нибудь обижает? Он не имеет своего жилья? У него нет денег?

Ученики.

-Фет подразумевает под  этим выражением  человека одинокого. У него нет друга. Ведь недаром в стихотворении говорится :” В лесу одному…”

-я думаю, что у человека нет жилья, и он вынужден скитаться по свету.

Учитель.

13.Как же чувствует себя этот скиталец среди природы?

Ученики.

-он радуется тому, что видит.

-природа его приветствует и своим шумом и звуком рога.

индивидуальная работа для всех (элементы анализа поэтического текста)

На столах карточки, которые заполняются учениками в течение 5-6 минут и сдаются учителю.

Основное настроение стихотворения---------------------------------------------

Интонация стихотворения--------------------------------------------------------------

Какой образ создает автор?--------------------------------------------------------------------

Стихотворение надо читать---------------------------------------------------------------

С какой целью-----------------------------------------------------------------------------------

Найдите эпитеты-------------------------------------------------------------------------------

       Олицетворение----------------------------------------------------------------------------

        Метафора-------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексия

На уроке мне было…

Я работал…

Я понял…

Я узнал…

Я познакомился…

Домашнее  задание Выучить стихотворение, которое понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета.

Приглашаю  на урок-экскурсию в 6 класс.Урок создан по технологии критического мышления....

Технологическая карта урока в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета"

Технологическая карта урока урока литературы в 6 классе....

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Методическая разработка (презентация) к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. Правописание и произношение. 5 класс"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. правописание и произношение" разработана для учащихся 5 класса. Содержит краткие сведения по понятиям фонетика, орфоэпия и практич...