Урок литературы на тему: «Любовь и природа в лирике А.А. Фета»
план-конспект урока по литературе на тему

Урок литературы в 9-м классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе на тему: «Любовь и природа в лирике А.А. Фета»

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок художественного восприятия текста.

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.А. Фета; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения высказывать свое мнение и аргументировать его цитатами из произведений; воспитывать любовь к литературе и родному языку.

Материалы и оборудование: портрет А.А. Фета, тексты произведений, учебник.

Предварительная подготовка:  учащимся к открытому уроку дается задание – самостоятельно прочитать и проанализировать стихотворения А.А. Фета «Чудная картина…», «Я вдаль иду…», «Нет, я не изменил…», «Я был опять в саду твоем…», «Деревня», «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…».

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

Сегодня мы с вами обратимся к лирике Афанасия Афанасьевича Фета.

- Вспомним, каковы основные особенности поэзии Фета.

(Примерный ответ. Особого мастерства Фет достиг в изображении природы. Характерно, что в некоторых его стихах почти отсутствуют глаголы. Также поэзии Фета присуща глубокая музыкальность. Лирика Фета далека от острых социальных проблем; поэту интересно подмечать красоту в окружающей действительности, а не уродливые проявления человеческой действительности.)

Созерцательность и ясность персонажей лирики А.А. Фета иногда даже вызывали у современников насмешку. Поэт Д.Д. Минаев написал пародию на стихи А.А. Фета:

Чудная картина!

Грезы всюду льнут:

Грезит кустик тмина,

Грезит сонный пруд,

Грезит георгина,

Даже, как поэт,

Грезит у камина

Афанасий Фет.

Грезит он, что в руки

Звук поймал, -  и вот

Он верхом на звуке

В воздухе плывет.

III.Изучение нового материала

Послушайте стихотворение А.А. Фета. (Читает стихотворение «Чудная картина…».)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

- Какими средствами передается очарование зимнего пейзажа в этом стихотворении? (Примерный ответ. В этом стихотворении нет ни одного глагола. Картина зимней природы передается с помощью перечисления характерных деталей: белая равнина, полная луна, бег саней.)

Рассмотрим другое стихотворение А.А. Фета – «Я вдаль иду…».

- Как в нем настроение лирического героя перекликается с пейзажными зарисовками? (Примерный ответ. В этом стихотворении лирический герой Фета предстает в облике странника, музой и проводницей которого выступает сердечная печаль, которая перелетной, вольной птицей поет песни новые. Муза-печаль выступает символом  творчества и бескрайнего простора:

Покорна сердца своеволью,

Везде, бродячая, вольна,

И запоет за хлебом-солью,

Как на степи, со мной она.

Путь героя и музы пролегает по разным местам, сменяющим друг друга, как настроения:

Ведет ли путь мой горной цепью

Под ризой близких облаков,

Иль в дальний край широкой степью,

Иль под гостеприимный кров…)
- Можно ли сказать, что это стихотворение о любви? (Примерный ответ. В стихотворении нет прямого упоминания о любви, но можно предположить, что именно об этом чувстве идет речь в следующих строках:

Спасибо ж тем, под чьим приютом

Мне было радостней, теплей,

Где время пил я по минутам

Из урны жизненной моей,

Где новой силой, новым жаром

Опять затрепетала грудь,

Где музе-страннице с гусляром

Нетруден показался путь.)

В лирике А.А. Фета мы видим переплетение любовных мотивов с картинами природы, которые подчеркивают переживания лирического героя.

- Как чувства лирического героя перекликаются с природой в стихотворении «Я был опять в саду твоем…»? (Примерный ответ.  Когда лирический герой был в саду вдвоем с любимой, все, казалось, мешало «излить надежду, страх и пени»:

…Юный лист тогда назло

Нам посылал так мало тени.

А когда герой вновь пришел на то же место, в саду гораздо уютнее, но зато одиноко, и лишь песня соловья нарушает тишину:

Теперь и тень в саду темна,

И трав сильней благоуханье;

Зато какая тишина,

Какое томное молчанье!

Один зарею соловей,

Таясь во мраке, звонко свищет,

И под навесами ветвей

Напрасно взор кого-то ищет.)

В этом стихотворении мы видим противопоставление состояния природы и настроения лирического героя. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» все обстоит иначе.

- Проанализируйте это стихотворение. (Примерный ответ. В этом стихотворении, как и в предыдущем, чувства лирического героя даются на фоне весеннего утра:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Но в отличие от произведения «Я был опять в саду твоем…» природа и чувства лирического героя находятся в гармонии. Пробуждение природы вызывает у него творческий порыв:

…Не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Картина весеннего леса служит лирическому герою Фета фоном для любовного признания:

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова…)

А.А. Фет – мастер любовной лирики, причем он говорит в своих стихах не только о чувствах, но и о их зарождении, грезах о них, как, например, в стихотворении «На заре ты ее не буди…».

- Как душевное состояние героя перекликается с картинами природы? (Примерный ответ. Если в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» лирический герой спешит рассказать любимой о пробуждении природы, то в этом произведении, напротив, мы видим стремление автора дать героине возможность оттянуть момент пробуждения:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

Автор рассказывает о смутных переживаниях героини, которая весь вечер смотрела на небо и слушала пение соловья. Оживление, царящее в природе, лишь усугубляет ее непонятную тоску:

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистел соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней…)

В этом стихотворение чувство в душе героини лишь зарождается, но среди стихотворений А.А. Фета можно найти и такие, которые посвящены воспоминаниям о былой любви.

- Прочитайте вслух стихотворение «Нет, я не изменил…» и проанализируйте его. (Примерный ответ. В этом стихотворении речь идет об оставшейся в прошлом любви. Вероятно, оно навеяно личными переживаниями. В молодости Фет был влюблен в Марию Лазич, но, несмотря на взаимность со стороны девушки, он не решился жениться на ней, так как они оба были бедны. Мария Лазич умерла молодой по трагической случайности. Ей посвящены любовные стихотворения А.А. Фета. В стихотворении «Нет, я не изменил…» звучат печаль и воспоминания о прошлом:

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.)

IV.Подведение итогов

На уроке мы познакомились с творчеством А.А. Фета и выявили особенности, присущие его лирике.

(проанализировать работу учащихся на уроке, выставить оценки.)

Домашнее задание

Письменно проанализировать стихотворение «Деревня».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века

Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"

Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...