Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
план-конспект урока литературы (8 класс) по теме

Бигун Татьяна Павловна

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Chelovek_i_priroda_v_lirike_N._Zabolockogo.zip303.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого».

Цель урока:

  1. дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте;
  2. познакомить учащихся с лирикой поэта;
  3. уметь находить в стихотворениях выразительные средства языка и при их помощи анализировать поэтические произведения;
  4. воспитывать у учащихся душевные качества.

Ход урока.

l. Оргмомент.

ll.  Сегодня на уроке поговорим о творчестве известного поэта Николая Заболоцкого.

1 слайд.

 - Откроем тетради и запишем тему урока.

2 слайд.

 - А эпиграфом к нашему уроку послужат слова самого Н. Заболоцкого.

3 слайд.

 - На его стихи написано много песен (звучит песня из кинофильма режиссера Э. Рязанова «Служебный роман»). И это  не единственная песня, прозвучавшая в этом фильме на стихи Н. Заболоцкого.

 - Хочется процитировать слова поэта, на мой взгляд, самые важные.

4 слайд.

Н. Заболоцкий никогда в своей жизни не изменял себе, своим принципам.

5 слайд.

 - Так писал поэт в письме к своей будущей жене в конце 1928 года. Преданность своему делу, поэзии  была характерной чертой Заболоцкого.

6 слайд.

 - Итак, сегодня на уроке мы с вами более подробно будем знакомиться с лирикой поэта Н. Заболоцкого, а начнём это знакомство со словарной работы.

7 слайд.

 - При данной работе будем пользоваться раздаточным материалом (дать определение литературным терминам (средства выразительности), при желании учителя можно определения записать в тетрадь).

8 слайд.  Звукопись.

9 слайд. Аллитерация.

10 слайд. Ассонанс.

11 слайд. Метонимия.

 12 слайд. Юмор.

13 слайд. Метафора.

14 слайд. Эпитет.

 - Обратимся к хорошо известному стихотворению Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (учащиеся с ним уже знакомы). (Можно предложить прочитать стихотворение ученику).

 - Прочитайте первое четверостишье. В нём намечена тема стихотворения, о чём оно? (О том, что человек должен трудиться).

 - Скажите, а ДУША это КТО или ЧТО? (КТО. Человек).

 - К какому выразительному средству отнесём слово душа? (метонимия).

 - А как вы понимаете выражение «душа трудится»? Как называется этот троп? ( Метафора, по сходности. Человек трудится,  и в переносном значении трудится душа).

 - В этом стихотворении поэт использует  и другие поэтические приёмы. Например, это скрытое сравнение. Найдите его? (Последнее четверостишие). В данном стихотворении автор использует и устойчивые выражения (фразеологизмы), найдите их?

 - Автор в стихотворении использует вышеперечисленные средства выразительности для того, чтобы выразить свою мысль более наглядно.

 - Обратимся к стихотворению «Птичий двор» (читает учитель).

 - Какое настроение – весёлое или грустное вызывает чтение данного стихотворения?

 - Прочитайте последнее четверостишье, каков его философский подтекст? О чём размышляет автор? (Жизнь птиц зависит от человека.  Тема – неволя).

 - Найдите пример звукописи в данном стихотворении. Что даёт такая звукопись? (Учащиеся работают с текстом,  а наглядным  примером могут являться слайды).

15 слайд.

Укажите в тексте примеры аллитерации и ассонанса?

16, 17 слайд.

Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она придаёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и подчёркивает его шутливый характер.

 - Далее поговорим о стихотворении «Журавли» (читает учитель).

 - Стихотворение «Журавли» заключает в себе «прямой» и «переносный» смысл.

 - В чём вы видите прямой смысл стихотворения? (Летит стая журавлей).

 - А что касается переносного, то он связан с трагедиями жизни и бессмертием человеческого духа, с наслаждением лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случилось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло».

 - Покажите как? ( Вожак погиб, но все его качества перешли к молодому поколению).

 - Подумайте, только ли эти слова относятся к журавлям? Можно их отнести к людям?

 - Ребята, поэт относился к природе с особой любовью, верил в её великую мощь, был убеждён, что человек – часть природы, сын её, а не хозяин. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это отличает Заболоцкого от других поэтов – певцов природы. Он писал, что природа полна загадок и человек может её разгадать.

 - А закончить урок хочется строчками Н. Заболоцкого.

18 слайд.

Домашнее задание: в стихотворении «Журавли» выделить все знакомые выразительные средства языка, записать в тетрадь.

lll. Итог урока.

 - Спасибо за урок,  до свидания.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"

На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...

Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»

Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....

Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"

На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки"....

Урок литературы в 5 классе. Человек и природа

Предлагаемый урок рекомендуется проводить в 5 классе. Произведения, рассматриваемые на уроке, связаны темой «Взаимоотношения человека и природы». В первом рассказе говорится о бездумном поступке мальч...

Урок литературы "Ответственность человека перед природой"

Ответственность  человека  перед  природой ( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи  лапы»)Цели:-Совершенствование  навыков  анализа  произведения;-развит...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в стихотворениях А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа  в стихотворениях А.С.Пушкина"Учебник В.Ф.Чертова...