Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему:
    Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"

    Лебедева Валентина Борисовна

    На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Варьеганская общеобразовательная средняя школа»

    Учитель: Лебедева В.Б.

                                              Варьеган-2009

    Тема урока:

     Природа и человек в произведениях    В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина.

    Цель урока:

     1) Продолжение  знакомства  с творчеством В.П.Астафьева и  Е.Д.Айпина; обучение выразительному чтению, пересказу, анализу прозаического произведения;

    2) воспитание любви к родному краю, к родной природе, бережного отношения к животным; осознание  единства культуры через погружение в иную культуру;  

    3) развитие связной речи, воображения, памяти учащихся.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Оборудование: портреты писателей Е.Д.Айпина, В.П.Астафьева, картины и книги  о природе, о животных.

    Эпиграф к уроку: «Люблю все живое…»  Александр Яшин

    “Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти своё жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни. Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…” (Гессен С.И, русский философ, педагог. . Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. С. 211).

    Если ты умертвил жука, зверя и птицу,
    Почему тебе и людей не убить?
    Н.К. Рерих

    «Природа – чудо из чудес, - писал Д.Лихачёв. – Сохранить это чудо для потомков – наш святой долг. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям…Помогать, не ожидая немедленной награды ».

    «Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живёшь».  В.П.Астафьев

    Ход урока:

    Этапы урока

    Содержание

    1

    Организационный момент

    Проверка готовности рабочих мест учащихся, приветствие.

    2

    Прослушивание песни «Русское поле»

    Автор слов: Инна Гофф

    _ Почему мы начали урок с этой прекрасной песни?  О чем она?

    (о русском поле, родной земле, об Отчизне нашей – России, о любви к своей стране).

    - Значит,  о чем мы будем сегодня говорить?

    3

    Тема и цель урока

    - А теперь посмотрите, пожалуйста, на эти красочные фотографии и картины. Что на них изображено?  Какие картины вам особенно нравятся, кажутся забавными?

    Сформулируйте тему нашего урока.

    Тема  урока:

    Природа и человек в произведениях    В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина.

    …Человек и природа… Почему этот вопрос приобрёл в наше время исключительную актуальность и остроту?

    Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания любви ко всему живому, к меньшим нашим братьям.

    Цель урока: сегодня мы продолжим   знакомство  с творчеством замечательных писателей В.П.Астафьева  и Е.Д.Айпина; будем читать, пересказывать, проводить сравнительный анализ литературных произведений.

    4

    Проверка домашнего задания

    Чтение стихотворений учащимися  наизусть:

    А.Тарханов «Соболенок»;

    А.Тарханов «Забытый щенок».

    _ Каким настроением проникнуты эти стихотворения?  

    - Кто виноват в несчастьях этих животных?

    5

    Работа с эпиграфом к уроку

    -Прочитаем слова, записанные на доске и являющиеся эпиграфом к нашему уроку:

    «Люблю все живое…»  

    Слова эти принадлежат поэту Александру Яшину.

    -Как вы понимаете эти слова?

    -Почему они были взяты сегодня  в качестве эпиграфа?

    6

    Новая тема:

    Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

    6.1

    Жизненный и творческий путь В.П.Астафьева

    Вспомним биографию этого писателя.

    Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – известный современный писатель, заслуживший признание как взрослой, так и детской читательской аудитории. Родился в с. Овсянка Красноярского края.  Он рано,  в 7 лет,  потерял мать и воспитывался в семье дедушки и бабушки. Затем попал в детдом. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

    Много интересных рассказов написано Астафьевым для юных читателей. « Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - говорил Виктор Петрович, - и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».


    - А ведь у В.П.Астафьева есть произведения и
    о бережном отношении к животным и природе. На мой взгляд, именно эти рассказы звучат сегодня очень современно, даже злободневно. Назовите эти рассказы. («Конь с розовой гривой», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня» и другие).  

    - Чему  учат рассказы Астафьева? (состраданию к «братьям нашим меньшим», бережному отношению ко всему живому).

    - Рассказы В.П.Астафьева, по моему мнению, в детской природоведческой литературе занимают особое место. Он словно принял эстафету добра у
    передовых писателей – натуралистов, продолжил лучшие традиции русской и зарубежной классики.
    Анализ произведений современного писателя позволяет сделать вывод, что тема человека и природы, их взаимосвязи необычайно волновала мастера слова. Всем своим творчеством Виктор Петрович настойчиво призывал к гармонии человека с природой, её животного и растительного мира, пробуждал «чувства добрые».

    6.2

    Чтение рассказа В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

    6.3

    Беседа

    - От чьего лица идёт повествование в рассказе? Почему автор прибегает к такой форме?


    -
    Каким настроением пронизано произведение? Ответ обоснуй.


    -«Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой
    чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок».
    Обратите внимание на
    глаголы в этом отрывке. Выпишите их. Как они характеризуют  состояние птицы?
    -
    Что заставило героя рассказа броситься за коростелем? Ответ аргументируй.


    -
    Как вы понимаете слова «берегись тогда живая душа»?


    - Найди в тексте
    описание убитой птицы. Какие детали помогают понять трагедию случившегося?! Ответ аргументируй.


    -
     Что поразило героя рассказа, когда он разглядывал мёртвую птицу?


    -
    Как В.П.Астафьев передаёт состояние мальчика?


    - Можно ли
    оправдать его поступок? Ответ обоснуй.


    - «Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето я жду домой, в русские края, коростелей». Как вы понимаете
    эти слова?


    -
     Что происходило с рассказчиком все эти годы?


    - Исчезло ли с годами
    чувство вины перед убитой птицей? Почему?!


    - Какой вопрос все это время
    мучает героя?


    - Можно ли считать рассказ «Зачем я убил коростеля?»
     признанием взрослого человека в давнем детском проступке? Ответ аргументируй.


    - Герой рассказа понял всю бессмысленную жестокость своего поступка и пусть с опозданием ужаснулся: «Зачем я убил коростеля? Зачем?!» Этот запоздалый вопрос преследует его всю дальнейшую жизнь. Этот мучительный вопрос вынесен и в заглавие рассказа.
    А как бы на него
    ответили вы!?


    -
    Согласны ли вы с мнением, что настоящий охотник никогда не поднимет руку на глухариную самку, если та кормит и согревает своих ещё не оперившихся птенцов и живот у неё выщипан догола, потому что, высиживая яйца, она должна дать им больше тепла, а перья этому мешают? Ответ построй в форме рассуждения.

    7.

    Сравнительный анализ произведений Е.Д.Айпина и В.П.Астафьева.

    Какие произведения, прочитанные нами, напомнил вам рассказ «Зачем я убил коростеля?»

    («Гнездо Трясогузки» Айпина и «Белогрудка» Астафьева).

    - От чьего  лица ведётся повествование в рассказах ?

    -Каким настроением пронизаны оба рассказа?


    - Что узнаём о Белогрудке? Какой она была матерью? Ответ обоснуй примерами из текста.


    - Что рассказывает писатель о вереинских мальчишках? Для чего они похитили котят?


    - Как автор передаёт состояние обезумевшей от горя матери?

    - Почему мстила людям Белогрудка? Ответ построй в форме рассуждения.

    - Как взрослые отнеслись к поступку детей?


    - Какой эпизод рассказа можно считать кульминационным и почему?


    - Продолжи высказывание:
    Нравственный урок рассказа В.П.Астафьева состоит в…..


    «До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают
    ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц». Как ты думаешь, почему?


    - В каких предложениях заключена основная мысль рассказа?


    - Согласен ли ты с мнением, что не против добычи куньего меха, а против глупого равнодушия и жестокости к природе обращён рассказ В.Астафьева «Белогрудка»?


    - Как воспитывали героя рассказа Е.Д. Айпина «Гнездо Трясогузки» Романа его родители и старшая сестра? Мог ли Роман поступить так, как вереинские мальчишки?

    _ К чему призывают читателей оба писателя: и русский Астафьев, и хантыйский Айпин?  (Слова Е.Д.Айпина) 

    Как вы понимаете слова Николая Рериха, художника, философа, литератора, странника, жившего и в России, и в Америке, и в Азии, человека, которого можно назвать гражданином мира?

    8

    Дифференцированное творческое задание. Самостоятельная работа

    Задание на выбор:

    1. В рассказе В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля»  повествуется о том, что…
    2. Над чем заставляют задуматься произведения Е.Д.Айпина и В.П.Астафьева?

    9

    Проверка выполнения творческих заданий

    Прослушивание творческих работ учащихся.

    Анализ работ.

    Выставление оценок.

    10

    Домашнее задание

    Задание на выбор:

    1. Написать рассказ о своем любимом животном.
    2. Нарисовать своих любимых животных или героев прочитанных произведений.

    11

    Подведение итогов урока

    -Что нового узнали?

    -Что было самым интересным? 

    -Как мы должны относиться ко всему живому, к природе?

    - С чего начинается любовь к Родине?  ( с любви к родной природе, родному краю).

    - Скажите еще раз, почему мы начали сегодняшний урок с прослушивания песни «Русское поле»?

    - Одинаково ли любят свою Отчизну Айпин и Астафьев? Болит ли их душа за все, что происходит на родной земле?

    - Каким должен быть человек?  (чутким, добрым, милосердным).

    Милосердие – главное качество в человеке,  милосердный человек – человек с большим сердцем.

    - Хотелось бы вам, чтобы про вас сказали «Маленькие люди с большим сердцем»?

    - Огромный и прекрасный мир мы должны любить и беречь независимо от того, где живем. ( Слова Гессена).

    -Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

    Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....

    Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

    Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

    Урок литературы в 5 классе. Человек и природа

    Предлагаемый урок рекомендуется проводить в 5 классе. Произведения, рассматриваемые на уроке, связаны темой «Взаимоотношения человека и природы». В первом рассказе говорится о бездумном поступке мальч...

    Человек и природа в книге В.П. Астафьева "Царь-рыба"

    Данная презентация может быть использована в 11 классе на обзорных уроках по изучению литературы XX века, а именно творчества В.П. Астафьева. Она знакомит с историей создания повествования в рассказах...

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

    Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

    Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.

       Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...

    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».

    Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания...) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в ...