Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кастерина Татьяна Ивановна
В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_uroka_bunin_2020.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кулеватовская СОШ»

Технологическая карта открытого урока литературы в 7 классе

«Человек и природа в стихах И.Бунина»

Подготовила: учитель русского языка

и литературы, Кастерина Т.И.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Дата:10.03.20г

Тема урока: «Человек и природа в стихах И.Бунина».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: владеть знаниями о жизни  И.А. Бунина; выполнять  анализ стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер»; понимать настроение и чувства поэта.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, развивать стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

познавательные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Дидактические методы: проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

    Оборудование: презентация, учебник литературы. 7 класс. Автор: Г.С.Меркин, аудиозапись симфонии П.Чайковского «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года»; портрет И.А.Бунина.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание школьников

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные:

формирование положительного отношения к уроку

Актуализация опорных знаний.

- Кого вы видите на портрете? (И.Бунина)

- Что мы знаем о его жизни? (выполнение теста, выведенного на экран)

- Продолжите фразу: «Он известен нам, как…» (поэт, писатель)

Вступают в диалог с учителем; отвечают на

вопросы теста (взаимопроверка)

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умение строить монолог.

Личностные: умение работать с тестом.

Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

- Тему урока я предлагаю вам

сформулировать самим. В этом нам помогут картины русских художников

(демонстрируется презентация)

Рассматривают репродукции картин. Вступают в диалог с учителем, отвечают на

вопросы. Формулируют с помощью учителя

Фронтальная

Познавательные: осознают учебную задачу.

Регулятивные: целеполагание,

  • Что мы увидели на картинах великих художников? (природу)
  • Поэты вдохновенно описывают природу, используя образное слово.
  • Существует ли связь человека с природой?

-А сейчас давайте сформулируем тему нашего урока. Мы озаглавим её «Человек и природа в стихах И.А.Бунина». Какие вопросы мы можем поставить к нашей теме? Это и будут цели урока.

  1. Какой изображает Бунин природу?
  2. Какое отношение у лирического героя к природе?

тему и цели урока.

Записывают в тетрадь дату, тему урока.

высказывают свое

предположение на основе работы с учебным материалом.

Планируют

( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия.

Основной этап урока.

1) Анализ стихотворения.

Учитель читает стихотворение

«Догорел апрельский светлый вечер»

Догорел апрельский светлый вечер,

По лугам холодный сумрак лег.

Спят грачи; далекий шум потока

В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,

Ямы светят тихою водой,

Журавли, друг друга окликая,

Осторожной тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая, -

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля

                                       1892г.

Анализ стихотворения по вопросам:

- Тема стихотворения?

- Какие чувства у вас возникли после прослушивания стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер»? (спокойствие, ощущение красоты бытия)

- Какие природные изменения передал поэт? («спят грачи» - «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой» и т.д.)

- Какое время суток описано в стихотворении? (ночь)

- Какие светила дают свет? (звезды, ямы)

Слушают, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Коммуникативные: выражают свои мысли, оформляют речевое высказывание.

2) Исследовательская  работа в группах

Организует исследовательскую работу в группах, осуществляет консультативную помощь.

1 группа – учащиеся выписывают эпитеты, отражающие холод весенней ночи (холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет, т.к. звезды- холодные светила)

2 группа – учащиеся выписывают эпитеты, используемые для изображения красок весны (светлый вечер, молодой чернозем, зазеленевшей роще, темные поля)

  групповая

Познавательные:

называют и определяют объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные: применяют метод информационного поиска.

Коммуникативные:

формируются навыки коллективного взаимодействия.

Личностные: развиваются навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи.

3) Музыкальная пауза

Послушайте симфонию «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» И.П.Чайковского.

- О чем эта мелодия, какие образы возникают?

- Что объединяет стихотворение И.Бунина и мелодию И.Чайковского?

Слушают, делятся впечатлениями от прослушанной симфонии.

(Музыка мелодичная, напоминает птичье пение)

( Речь в обоих произведениях идет о пробуждении весны)

Индивидуальная

Фронтальная

Личностные: развиваются умения применять в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания.

Коммуникативные: умение строить монолог, умение формулировать и отстаивать своё мнение.

4) Словарная работа

- Как еще И.Бунин передает весеннее состояние природы? Это даст нам ответ на вопрос о том, почему в народно-поэтическом сознании весна – это зарождение новой жизни. Для этого надо выстроить определенный образный ряд.

Учащиеся заполняют таблицу

пример из текста

значение

светлый вечер

день удлинился

зеленя

прорастают новые ростки на полях

зазеленевшая роща

новые листики

шум потока и ямы с водой

много воды

журавли тянутся, спят грачи

прилетели весенние птицы

 

Индивидуальная

фронтальная

Личностные:  умение самостоятельно работать с текстом

Коммуникативные: умение строить монолог, умение формулировать и отстаивать своё мнение, учитывать различные

точки зрения.

5) Подведение итогов урока

  • Подведём итоги урока.
  • Почему  поэт обращался к теме природы? (Природа неразрывно связана с жизнью человека.

Восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением.)

-Какой изобразил И.Бунин природу в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер»?

 (Поэт передал красоту природы и многообразие окружающего мира.)

  • Таким образом, мы увидели, что И.Бунин способен был видеть, замечать то, что скрыто от равнодушного взгляда. Стихи русского поэта открывают нам красоту родного края,  учат понимать

язык природы и язык поэзии.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: перерабатывают

информацию, отвечают на вопросы, сравнивают и делают выводы.

Коммуникативные: выражают свои мысли, оформляют речевое высказывание.

6) Этап рефлексии

- Какое задание  показалось трудным во время выполнения?

Отвечают на вопросы,

выражают своё отношение к

Фронтальная

Регулятивные:

оценивают качество и

Продолжите фразу:

- Сегодня я узнал …

- Я научился …

Выставление  и комментирование оценок.  

уроку.

уровень усвоения учебного материала.

7) Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

1) выразительное чтение стихотворения И.Бунина (на выбор)

  2) подборка стихотворений поэтов  к  репродукции картины А. Саврасова «Весенний вечер».

Выбирают вид домашнего задания.

Метапредметные: умение определять объём и содержание домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...